logo
YuZ-3

Тема 5. Личность преступника

Понятие личности человека, ее основные характеристики. Понятие личности преступника, как объекта криминологических исследований и соотношение его с другими смежными понятиями: «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный» и др.

Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности преступника. Дефекты процесса социализации этих лиц, механизм усвоения ими антиобщественных взглядов и ориентаций.

Структура и основные особенности личности преступника (дезадаптированность, импульсивность, тревожность, психические аномалии и т.д.).

Понятие и значение классификации преступников. Социально-демографическая характеристика личности преступника. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди преступников. Соотношение различных возрастных групп преступников. Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступление. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступление, воздействие этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности преступников по социальному положению и роду занятий.

Понятие и значение типологии преступников. Критерии типологии: а) по степени общественной опасности; б) по характеру и содержанию мотивации преступного поведения и др. Практическое значение классификации и типологии преступников.

Формирование личности преступника. Воздействие на формирование личности преступника микро и макросреды. Дефекты процесса социализации этих лиц, механизм усвоения ими антиобщественных взглядов и ориентации.

Семья как вид социальной микросреды, где человек получает первоначальные знания об окружающем мире. Представление о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги в качестве личности. Объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье. Формы нравственно-педагогической ущербности семьи, определяющие личностную деформацию ее членов. Психологическое отчуждение между родителями и детьми, нарушение эмоциональных связей в семье как основа агрессивности и жестокости будущих преступников, их стойкого дезадаптивного отчужденного существования, неприятия им установленных ценностей и норм.

Слабость педагогической позиции общеобразовательной и профессиональной школы, недостатки осуществляемой ими воспитательной работы в системе условий криминогенно-неблагоприятного формирования личности.

Негативные стороны производственно-трудовой сферы как типа микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность.

Криминогенное воздействие на личность негативно-бытовой, досуговой среды общения. Неформальные группы антиобщественной направленности, причины их существования и влияние на формирование установок и ценностных ориентаций их участников.