logo
YuZ-3

Тема 1-2. Криминология как наука.

История развития криминологии

Семинар (2 часа)

Вопросы, выносимые на занятие:

Понятие криминологии как междисциплинарной науки, ее задачи.

Элементы, входящие в предмет науки криминологии.

Система криминологии как науки и учебной дисциплины.

Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с другими науками.

Задачи криминологии на современном этапе.

Основные этапы в развитии криминологии. Зарождение криминологической мысли. Классическая и позитивистская школа.

Становление и развитие криминологии в России. Современное состояние науки криминологии.

Методические рекомендации

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового ("репрессивного") и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности.

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, преступное поведение, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных ("фоновых") явлений - пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, бродяжничества, аморальных проявлений и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки, связанной с социологией, психологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, иными общественными и естественными науками. Особое внимание необходимо уделить уяснению взаимодействия криминологии с уголовным правом. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них.

Изучая вопросы исторического развития криминологиии, необходимо усвоить, что осмыслению проблем, которые в последствие получили название «криминологических», уделяли внимание еще в античные времена. Средневековые мыслители связывали причины преступления с «дьяволом», а само преступление определялось как грех берег Богом. И только ракзвитие классической и позитивистской школ явилось необходимой предпосылкой становления криминологии как самостоятельной науки.

Не менее важно усвоить, что криминология, развиваясь по двум основным направлениям – биологическому (антропологическому) и социологическому, вырабатывала различные подходы к изучению, главным образом, двух основных феноменов: личности тех, кто совершает преступления, и в силу каких причин эти люди совершают преступления.

Практическое задание № 1

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность (Фома Аквинский, Мартин Лютер, Томас Мор);

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей классической школы;

в) криминологическим взглядам Чезаре Ломброзо и его учеников (Энрико Ферри, Рафаэля Гарофало и др.);

г) теориям социологического позитивизма (Эмиль Дюркгейм, Эдвин Сатерленд);

д) современным подходам в изучении криминологических проблем.

Практическое задание № 2.

Расскажите об основных этапах развития отечественной криминологической науки и о ее состоянии в современной России.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

Что означает понятие криминология?

Почему криминология является междисциплинарной и прикладной наукой?

В чем заключаются основные задачи науки криминологии?

Какие элементы входят в предмет науки криминологии?

Является ли данный перечень элементов предмета науки криминологии исчерпывающим и чем обусловлено расширение его в современной криминологической литературе?

С какими науками у криминологии наиболее тесная связь и почему?

Как взаимодействует наука криминология с науками уголовно-правового цикла?

Расскажите о связи науки криминологии с другими науками.

Определите систему криминологии как науки и как учебной дисциплины. В чем их отличие?

Как зарождалась криминологическая мысль?

Каковы были основные взгляды древних мыслителей на проблему преступности и преступлений?

Какие представления о преступности и преступлении господствовали в средние века?

Взгляды Ч.Беккария и его вклад в развитие криминологической мысли.

Почему в криминологической мысли было два направления развития: антропологическое и социологическое?

Укажите основных представителей антропологического направления и их взгляды на проблему преступности и преступления?

Укажите основных представителей социологического направления и их взгляды на проблему преступности и преступления?

Чем обусловлены особенности развития криминологии в России?

Каково состояние криминологической мысли в России в современный период?