logo
YuZ-3

Вопрос 2. Методика криминологического исследования

Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов и средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.

В криминологических исследованиях используются общенаучные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.

В криминологических исследованиях, как правило, используют следующие общенаучные методы:

анализ – представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части;

синтез — процесс соединения элементов в единое целое;

индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам;

дедукция понимается как выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер;

обобщение - отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса;

абстракция - это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явлений и отвлечение их от побочных явлений;

эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем;

формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов;

аналогия - это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии - это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам;

исторический подход - это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода;

системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве;

системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации;

моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками. В криминологии широко используются социологические, статистические и психологические методы познания. Разберем наиболее часто применяемые методы.

Социологические методы включают в себя:

а) анкетирование, т.е. способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например, в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.

С помощью анкетирования возможно, в частности:

- выявление и изучение различных личностных характеристик преступников и их жертв;

- выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов преступлений;

- определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т.п.);

- исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т.п.).

Анкетный метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных.

Различают анкеты закрытые, в которых все ответы предусмотрены заранее, и открытые, в которые записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.

Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса, поэтому анкетирование целесообразно применять в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов;

б) интервьюирование - представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать более полную информацию. В то же время необходимо учитывать, что для проведения интерью часто требуется специальная организационно-психологическая подготовка и соответствующая профессионализация лиц (например, при беседах с осужденными).

Выделяют следующие разновидности интервью:

- свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;

- стандартизированное (формальное) при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.

Тестирование (от английского test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Тестирование проводится квалифицированным психологом. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок.

Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов.

В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентацией, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д.

Крайне важное значение имеет изучение документов, содержащих криминологическую информацию. Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Криминология единственная из наук, которая располагает подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о преступлении, личности преступника, личности потерпевшего и т.п.

Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документацией: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т.д.).

Статистическая методология – совокупность взаимосвязанных специфических методов, способов и приемов исследования, применяемых в статистике.

Рассмотрим более подробно метод правовой статистики.

Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов. прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствием, обусловленные общими причинами. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представленной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

С этой целью применяется выборочный метод, сущность которого состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.

Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности. Этот метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, при изучении уголовных дел и т.д., так как невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.

Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и др.

Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, устойчивость и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частые, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.

Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него не может привести в плен механических представлений и схоластических расчетов.

Перечисленные методы, образуя единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из перечисленных выше основных стадий (методов).

Все четыре стадии статистического исследования находятся между собой в тесной связи и требуют взаимосогласованности при их реализации. Отсутствие одной из них ведет к разрыву целостности статистического исследования. Однако простое перечисление стадий не дает возможности увидеть специфику статистического метода. Только в совокупности они представляют законченное применение статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов.

ЛЕКЦИЯ 11. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ