Вопрос 2. Методика криминологического исследования
Под методами криминологического исследования принято понимать систему приемов, способов и средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения.
В криминологических исследованиях используются общенаучные и частнонаучные методы.
Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются во всех отраслях научного знания.
В криминологических исследованиях, как правило, используют следующие общенаучные методы:
анализ – представляет собой процесс мысленного или реального разложения целого на части;
синтез — процесс соединения элементов в единое целое;
индукция - это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам;
дедукция понимается как выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер;
обобщение - отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса;
абстракция - это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явлений и отвлечение их от побочных явлений;
эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем;
формализация - это представление и изучение какой-либо содержательной области знания в виде форм, системы исчисления, например в виде математических или логических методов;
аналогия - это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах. Умозаключения по аналогии - это знания, полученные при изучении одного объекта, которые переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам;
исторический подход - это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с учетом характеристик и особенностей конкретного временного периода;
системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, целостности этих объектов и многообразия их связей в единстве;
системный анализ - это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ опирается на принципы системного подхода, а также на ряд математических и других количественных методов. Основная процедура - это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации;
моделирование - это способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.
Частнонаучные методы – это методы, которые используются только определенными науками. В криминологии широко используются социологические, статистические и психологические методы познания. Разберем наиболее часто применяемые методы.
Социологические методы включают в себя:
а) анкетирование, т.е. способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например, в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т.д.
С помощью анкетирования возможно, в частности:
- выявление и изучение различных личностных характеристик преступников и их жертв;
- выявление и изучение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, распространенности отдельных видов преступлений;
- определение степени распространенности отдельных явлений, отрицательно воздействующих на поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безработица, уклонение от общественно-полезного труда и т.п.);
- исследование эффективности деятельности правоохранительных органов, общественности по борьбе с преступностью (опросы сотрудников, компетентных лиц, населения и т.п.).
Анкетный метод обладает определенными достоинствами: он позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных.
Различают анкеты закрытые, в которых все ответы предусмотрены заранее, и открытые, в которые записывается тот ответ, который дается опрашиваемым или извлекается из материалов дела. Могут быть открыто-закрытые анкеты, когда часть ответов уже предложена, а другая вписывается во время анкетирования. Открытые и закрытые ответы могут быть даже в рамках одного вопроса.
Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса, поэтому анкетирование целесообразно применять в сочетании с другими методами, обеспечивая тем самым полноту, объективность и достоверность всего исследования и его результатов;
б) интервьюирование - представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.
Интервью во многом сходно с анкетированием, в отличие от которого при интервью ответы даются в устной форме. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать более полную информацию. В то же время необходимо учитывать, что для проведения интерью часто требуется специальная организационно-психологическая подготовка и соответствующая профессионализация лиц (например, при беседах с осужденными).
Выделяют следующие разновидности интервью:
- свободное (неформальное), при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;
- стандартизированное (формальное) при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.
Тестирование (от английского test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Тестирование проводится квалифицированным психологом. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок.
Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов.
В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентацией, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т.д.
Крайне важное значение имеет изучение документов, содержащих криминологическую информацию. Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Криминология единственная из наук, которая располагает подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о преступлении, личности преступника, личности потерпевшего и т.п.
Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документацией: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т.д.).
Статистическая методология – совокупность взаимосвязанных специфических методов, способов и приемов исследования, применяемых в статистике.
Рассмотрим более подробно метод правовой статистики.
Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов и т.д. можно установить объективные закономерности в преступности, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов. прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствием, обусловленные общими причинами. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представленной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.
С этой целью применяется выборочный метод, сущность которого состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.
Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности. Этот метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, при изучении уголовных дел и т.д., так как невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.
Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и др.). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и др.
Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, устойчивость и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частые, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.
Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе.
Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него не может привести в плен механических представлений и схоластических расчетов.
Перечисленные методы, образуя единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из перечисленных выше основных стадий (методов).
Все четыре стадии статистического исследования находятся между собой в тесной связи и требуют взаимосогласованности при их реализации. Отсутствие одной из них ведет к разрыву целостности статистического исследования. Однако простое перечисление стадий не дает возможности увидеть специфику статистического метода. Только в совокупности они представляют законченное применение статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов.
ЛЕКЦИЯ 11. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- 22 Октября – 10 ноября 2012г.
- Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Общие положения Тема 1. Предмет, метод и система гражданского процессуального права
- Тема 2. Принципы гражданского процессуального права
- Тема 3. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты
- Тема 4. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- Тема 5. Стороны в гражданском процессе
- Тема 6. Третьи лица в гражданском процессе
- Тема 7. Участие прокурора в гражданском процессе
- Тема 8. Представительство в суде
- Тема 9. Процессуальные сроки
- Тема 10. Судебные расходы. Судебные штрафы
- Тема 11. Иск
- Тема 12. Судебное доказывание и доказательства
- Раздел 2. Производство в суде первой инстанции Тема 13. Возбуждение гражданского дела в суде
- Тема 14. Подготовка дела к судебному разбирательству
- Тема 15. Судебное разбирательство
- Тема 16. Постановления суда первой инстанции
- Тема 17. Заочное решение
- Тема 18. Приказное производство
- Тема 19. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений
- Тема 20. Особое производство
- Раздел 3. Производство в суде второй инстанции Тема 21. Апелляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей
- Тема 22. Производство в суде кассационной инстанции
- Раздел 4. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу Тема 23. Обжалование вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора
- Тема 24. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
- Раздел 5. Исполнительное производство Тема 25. Исполнение судебных актов и актов иных органов
- Раздел 7. Несудебные формы защиты права Тема 27. Третейские суды
- Тема 28. Нотариальная форма защиты прав и интересов
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Трудовое право
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Раздел 1. Общая часть Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
- Тема 2. Источники трудового права
- Тема 3. Принципы трудового права
- Тема 4. Субъекты трудового права, их правовой статус
- Тема 5. Правоотношения в сфере трудового права
- Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективный договор и социально-партнерские соглашения
- Раздел 2. Особенная часть Тема 7. Основы правового регулирования занятости и трудоустройства населения
- Тема 8. Трудовой договор
- Тема 9. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Ученический договор
- Тема 10. Рабочее время и время отдыха
- Тема 11. Оплата и нормирование труда
- Тема 12. Гарантии и компенсации в трудовом праве
- Тема 13. Дисциплина труда
- Тема 14. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Тема 15. Охрана труда
- Тема 16. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Тема 17. Защита трудовых прав работников
- Тема 18. Трудовые споры и порядок их разрешения
- Раздел 3. Специальная часть Тема 19. Общая характеристика международно-правового регулирования труда
- Вопросы для самопроверки
- Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
- Тема 2. Источники трудового права
- Тема 3. Принципы трудового права
- Дайте определение принципов трудового права и проведите их классификацию.
- Тема 4. Субъекты трудового права
- Тема 5. Правоотношения в сфере трудового права
- Какие элементы входят в структуру трудового правоотношения?
- Что является содержанием трудового правоотношения?
- В чем отличие трудового правоотношения от смежных отношений, связанных с трудом, регулируемых нормами гражданского права?
- Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективный договор и социально-партнерские соглашения
- Тема 7. Основы правового регулирования занятости и трудоустройства населения
- Тема 8. Трудовой договор
- Охарактеризуйте правовые последствия незаконного увольнения работника.
- Что понимается под персональными данными работника и каков порядок их получения, использования и хранения?
- Тема 9. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Ученический договор
- Каким образом регулируются отношения работника и работодателя по профессиональной подготовке?
- Тема 10. Рабочее время и время отдыха
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Понятие труда и его роль в жизни человека и общества.
- Понятие принудительного труда. Отдельные виды работ, не относящиеся к принудительному труду.
- Основные принципы правового регулирования труда.
- Рекомендуемая литература
- Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Понятие уголовного процесса
- Тема 2. Источники уголовно-процессуального права
- Тема 3. Принципы уголовного процесса
- Тема 4. Субъекты уголовного процесса. Права и обязанности субъектов уголовного процесса
- Тема 5. Стадии уголовного процесса
- Тема 6. Меры уголовно-процессуального принуждения. Меры уголовно-процессуального пресечения
- Тема 7. Возбуждение уголовного дела
- Тема 8. Понятия и общие условия предварительного следствия и дознания
- Тема 9. Доказательство и доказывание в уголовном процессе (общие положения). Виды доказательств
- Тема 10. Производство следственных действий по собиранию и проверке доказательств
- Тема 11. Предъявление обвинения и допрос подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего
- Тема 12. Приостановление, возобновление, прекращение и окончание предварительного следствия и дознания
- Тема 13. Гражданский иск в уголовном процессе. Реабилитация. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Слияние и разделение уголовных дел
- Тема 14. Подсудность. Принципы судопроизводства. Досудебное рассмотрение дела и проведение подготовительных действий к судебному заседанию. Предварительное слушание
- Тема 15. Судебное разбирательство. Регламент судебного заседания. Особый порядок судебного разбирательства
- Тема 16. Производство по уголовным делам у мирового судьи
- Тема 17. Производство в суде с участием присяжных заседателей
- Тема 18. Постановление приговора. Стадия исполнения приговора
- Тема 19. Апелляционное производство
- Тема 20. Кассационное производство
- Тема 21. Стадия надзора (пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу)
- Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних, делам частного и частно-публичного обвинения
- Тема 23. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
- Тема 24. Производство по уголовным делам с применением принудительных мер медицинского характера
- Тема 25. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- Тема 26. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Налоговое право
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Возникновение и развитие налогообложения в России
- Тема 2. Понятие, роль налогов и сборов. Виды налогов
- Тема 3. Юридическая конструкция налога. Налоговая система
- Тема 4. Понятие, предмет, метод и система налогового права
- Тема 5. Источники налогового права
- Тема 6. Действие актов законодательства о налогах и сборах
- Тема 7. Наука налогового права
- Тема 8. Налоговая политика
- Тема 9. Налоговые правоотношения
- Тема 10. Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов
- Тема 11. Налоговая обязанность и ее исполнение
- Тема 12. Налоговые льготы и зоны льготного налогообложения
- Тема 13. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
- Тема 14. Принудительное исполнение налоговой обязанности
- Тема 15. Органы налогового администрирования
- Тема 16. Налоговый контроль
- Тема 17. Действия по осуществлению налогового контроля
- Тема 18. Налоговая тайна
- Тема 19. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах
- Тема 20. Нарушения законодательства о налогах и сборах
- Тема 21. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
- Тема 22. Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков
- Темы курсовых работ
- Права налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении налогового контроля.
- Контрольная работа
- Верно ли, что для того, чтобы налог считать установленным необходимо определить:
- Укажите неверные утверждения.
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература
- Основы правовой бухгалтерии
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Принципы и задачи бухгалтерского учета как правовой категории
- Тема 2. Правовое регулирование и стандарты бухгалтерского учета
- Тема 3. Предмет и метод бухгалтерского учета, в контексте правового регулирования
- Тема 4. Основные элементы бухгалтерского учета и их правовое значение
- Тема 5. Правовое регулирование организации бухгалтерского учета на предприятиях
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература
- Гражданское право
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Основные положения гражданского права (предмет, метод, принципы гражданского права, источники гражданского права)
- Тема 2. Гражданские правоотношения
- Тема 3. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- Тема 4. Понятие и признаки юридического лица
- Тема 5. Виды юридических лиц
- Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права
- Тема 7. Объекты гражданских правоотношений
- Тема 8. Сделки
- Тема 9. Представительство и доверенность
- Тема 10. Сроки в гражданском праве. Исковая давность
- Тема 11. Право собственности (общие положения)
- Тема 12. Право собственности граждан, юридических лиц и публично-правовых образований
- Тема 13. Право общей собственности
- Тема 14. Ограниченные вещные права
- Тема 15. Защита права собственности и других вещных прав
- Тема 16. Общие положения об обязательствах
- Тема 17. Способы обеспечения обязательств
- Тема 18. Ответственность за нарушение обязательств
- Тема 19. Понятие и виды договоров
- Тема 20. Заключение, изменение и расторжение договоров
- Тема 21. Купля-продажа
- Тема 22. Мена, дарение, рента
- Тема 23. Аренда. Безвозмездное пользование имуществом
- Тема 24. Жилищные правоотношения
- Тема 25. Подряд. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- Тема 26. Возмездное оказание услуг. Хранение
- Тема 27. Поручение. Комиссия. Агентирование. Доверительное управление имуществом
- Тема 28. Перевозка. Транспортная экспедиция
- Тема 29. Кредитные и расчётные правоотношения
- Тема 30. Страхование
- Тема 31. Простое товарищество
- Тема 32. Договор коммерческой концесссии
- Тема 33 Обязательства, возникающие из односторонних действий
- Тема 34. Обязательства вследствие причинения вреда
- Тема 35. Обязательства вследствие неосновательного обогащения
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Методические указания к написанию курсовых работ
- Вопросы к экзамену
- Нормативно-правовые акты и литература Нормативно-правовые акты
- Судебная практика
- Литература
- Административное право
- Организационно-методический раздел
- Тема 2. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- Тема 3. Механизм административно-правового регулирования
- Раздел 2. Субъекты административного права Тема 4. Органы исполнительной власти
- Тема 5. Индивидуальные субъекты
- Тема 6. Государственные служащие
- Тема 7. Общественные объединения и иные негосударственные организации
- Раздел 3. Формы и методы деятельности государственной администрации Тема 8. Формы деятельности государственной администрации. Административно-правовые акты
- Тема 9. Методы государственного управления
- Тема 10. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- Раздел 4. Административное правонарушение, ответственность, административные наказания Тема 11. Административные правонарушения. Административные правонарушения в налоговой сфере
- Тема 12. Административная ответственность
- Тема 13. Административные наказания
- Раздел 5. Административный процесс и административное производство Тема 14. Административный процесс
- Тема 15. Административное производство
- Тема 16. Участники производства
- Тема 17. Возбуждение дела об административном правонарушении. Административное расследование
- Тема 18. Доказательства в административном производстве
- Тема 19. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- Тема 20. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Тема 21. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Раздел 6. Исполнительное производство Тема 22. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Тема 23. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
- Особенная часть Раздел 7. Административно-правовое регулирование в отраслях и сферах государственного управления Тема 24. Административно-правовое регулирование в отраслях хозяйственной сферы
- Тема 25. Административно-правовое регулирование в отраслях социально-культурной сферы
- Тема 26. Административно-правовое регулирование в социально-политической области
- Тема 27. Административно-правовое регулирование в межотраслевой сфере
- Темы рефератов
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература Ко всем темам
- Земельное право
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины
- I. Общая часть Тема 1. Предмет, метод, система и принципы земельного права
- Тема 2. Источники земельного права
- Тема 3. Право собственности на землю и другие природные ресурсы. Разграничение государственной собственности на землю
- Тема 4. Вещные права на землю. Аренда земельных участков
- Тема 5. Возникновение, прекращение и ограничение прав на землю
- Тема 6. Порядок предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Тема 7. Государственное управление рациональным использованием и охраной земель
- Тема 8. Охрана земель
- Тема 9. Плата за землю
- Тема 10. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
- Тема 11. Ответственность за нарушение земельного законодательства
- II. Особенная часть Тема 12. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
- Тема 13. Правовой режим земель поселений
- Тема 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
- Тема 16. Правовой режим земель лесного и водного фонда
- Тема 17. Земельное законодательство города Москвы
- Темы рефератов
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Муниципальное право России
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Развитие и современное состояние теории и практики местного самоуправления в зарубежных странах. Возникновение и развитие местного самоуправления в России
- Тема 3. Местное самоуправление в Российской Федерации
- Тема 4. Правовые основы местного самоуправления
- Тема 5. Территориальные основы местного самоуправления
- Тема 6. Формы непосредственной демократии (непосредственного осуществления населением местного самоуправления) и участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Тема 7. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба
- Тема 8. Экономическая основа местного самоуправления
- Тема 9. Компетенция органов местного самоуправления
- Тема 10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Вопросы к экзамену
- Раздел 1. Общая часть
- Тема 1. Криминология как наука
- Тема 2. История развития криминологии
- Тема 3. Преступность
- Тема 4. Причины преступности
- Тема 5. Личность преступника
- Тема 6. Преступное поведение
- Тема 7. Предупреждение преступности
- Тема 8. Криминологическое прогнозирование
- Тема 9. Криминологическая виктимология
- Тема 10. Организация и методика
- Тема 11. Преступность несовершеннолетних
- Тема 12. Насильственная преступность
- Тема 13. Рецидивная преступность
- Тема 14. Профессиональная преступность
- Тема 15. Преступность в местах лишения свободы
- Тема 16. Организованная преступность
- Тема 17. Терроризм
- Тема 18. Общеуголовная корыстная преступность
- Тема 19. Экономическая преступность
- Тема 20. Коррупционная преступность
- Тема 21. Налоговая преступность
- Тема 22. Женская преступность
- Тема 23. Неосторожная преступность
- Тема 24. Фоновые криминогенные явления
- Тема 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- Вопрос 1. Понятие и предмет криминологии
- Вопрос 2. Система криминологии
- Вопрос 3. Связь криминологии с другими науками
- Вопрос 4. Методы криминологических исследований
- Вопрос 5. Задачи криминологии на современном этапе
- Вопрос 1. Основные этапы истории развития криминологии
- Вопрос 2. Развитие отечественной криминологии
- Вопрос 1. Понятие преступности.
- Вопрос 2. Общие характеристики преступности
- Вопрос 3. Латентная преступность
- Вопрос 1. Понятие причин преступности
- Вопрос 2. Классификация причин преступности
- Вопрос 3. Условия, способствующие совершению преступлений
- Вопрос 1. Понятие личности преступника
- Вопрос 2. Структура личности преступника. Классификация и типология преступников
- Вопрос 3. Формирование личности преступника
- Вопрос 1. Общая характеристика преступного поведения
- Вопрос 2. Мотивация и подготовка преступления
- Вопрос 3. Роль конкретной ситуации в совершении преступления
- Вопрос 1. Понятие и виды предупреждения преступности
- Вопрос 2. Объекты и субъекты предупредительной деятельности
- Вопрос 1. Криминологическое прогнозирование
- Вопрос 2. Планирование мер борьбы с преступностью
- Вопрос 1. Общая характеристика виктимного поведения в механизме совершения преступления
- Вопрос 2. Виктимологическая профилактика
- Вопрос 1. Организация и основные этапы криминологического исследования
- Вопрос 2. Методика криминологического исследования
- Вопрос 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
- Вопрос 2. Особенности личности несовершеннолетних преступников
- Вопрос 3. Причины и предупреждение преступности несовершеннолетних
- Вопрос 1. Понятие и виды насильственной преступности
- Вопрос 2. Особенности личности насильственных преступников
- Вопрос 3. Причины и предупреждение насильственной преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика рецидивной преступности
- Вопрос 2. Особенности личности рецидивиста
- Вопрос 3. Причины и предупреждение рецидивной преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика профессиональной преступности.
- Вопрос 2. Особенности личности профессионального преступника.
- Вопрос 3. Причины и предупреждение профессиональной преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика преступности в местах лишения свободы
- Вопрос 1. Общая характеристика организованной преступности
- Вопрос 2. Причины и основные направления борьбы с организованной преступностью
- Вопрос 1. Общая характеристика терроризма
- Вопрос 2. Причины терроризма
- Вопрос 3. Предупреждение терроризма
- Вопрос 1. Общая характеристика корыстной преступности
- Вопрос 2. Общая характеристика общеуголовных корыстных преступлений
- Вопрос 3. Особенности личности корыстного преступника
- Вопрос 4. Причины и предупреждение общеуголовных корыстных преступлений
- Вопрос 1. Общая характеристика экономической преступности
- Вопрос 2. Особенности личности экономического преступника
- Вопрос 3. Причины и предупреждение экономической преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика коррупционной преступности
- Вопрос 2. Причины коррупционной преступности
- Вопрос 3. Предупреждение коррупционной преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика налоговой преступности
- Вопрос 2. Особенности личности налогового преступника
- Вопрос 3. Причины налоговой преступности
- Вопрос 4. Общие направления предупреждения налоговой преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика женской преступности
- Вопрос 2. Причины женской преступности
- Вопрос 1. Общая характеристика неосторожных преступлений
- Вопрос 2. Особенности личности преступника, совершившего преступление по неосторожности
- Вопрос 3. Причины и предупреждение неосторожных преступлений
- Вопрос 1. Криминологическая характеристика бродяжничества
- Вопрос 2. Криминологическая характеристика проституции
- Вопрос 3. Криминологическая характеристика алкоголизма и наркотизма
- Вопрос 1. Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
- Вопрос 2. Формы взаимодействия различных стран в предупреждении преступности
- Тема 1-2. Криминология как наука. История развития криминологии
- Тема 3. Преступность
- Тема 4. Причины преступности
- Тема 5. Личность преступника
- Тема 6. Преступное поведение
- Тема 7. Предупреждение преступности
- Тема 8. Криминологическое прогнозирование
- Тема 9. Криминологическая виктимология
- Тема 10. Организация и методика
- Тема 11. Преступность несовершеннолетних
- Тема 12. Насильственная преступность
- Тема 13. Рецидивная преступность
- Тема 14. Профессиональная преступность
- Тема 15. Преступность в местах лишения свободы
- Тема 16. Организованная преступность
- Тема 17. Терроризм
- Тема 18. Общеуголовная корыстная преступность
- Тема 19. Экономическая преступность
- Тема 20. Коррупционная преступность
- Тема 21. Налоговая преступность
- Тема 22. Женская преступность
- Тема 23. Неосторожная преступность
- Тема 24. Фоновые криминогенные явления
- Тема 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- Тема 1-2. Криминология как наука.
- Тема 3. Преступность
- Тема 4. Причины преступности
- Тема 5. Личность преступника
- Тема 6. Преступное поведение
- Тема 7. Предупреждение преступности
- Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
- Тема 9. Криминологическая виктимология
- Тема 10. Организация и методика проведения
- Тема 11. Преступность несовершеннолетних
- Тема 12. Насильственная преступность
- Тема 16-17. Организованная преступность. Терроризм
- Тема 18. Общеуголовная корыстная преступность
- Тема 19-21. Экономическая, коррупционная и налоговая преступность
- Тема 23. Неосторожная преступность
- Тема 24. Фоновые криминогенные явления
- Тема 25. Международное сотрудничество в предупреждении преступности.
- 22 Октября – 10 ноября 2012г. 1
- Памятка по подготовке семестровой контрольной работы (реферата)
- Требования к оформлению семестровой контрольной работы
- Методические указания по написанию курсовой работы