logo search
шиткина

6.2. Холдинг

Преимущества холдинговой формы организации бизнеса

Самой распространенной формой корпоративных объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен, как правило, не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе "системы участия" и экономического контроля группами хозяйственных обществ.

Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга при этом обеспечивается управлением входящими в него участниками, исходя из известной в мировой практике формулы "децентрализация операций при централизации контроля", что обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом.

Понятие "холдинг"

Холдинги являются наиболее распространенной в рыночных отношениях формой объединения коммерческих организаций, основанных на отношениях экономического контроля.

Наличие экономического контроля одного участника над другими является основополагающим признаком холдингового объединения, ключевым элементом в его организации.

Экономический контроль над организацией вслед за М.И. Кулагиным мы понимаем как синоним господства над ней, заключающийся в праве оказывать подавляющее влияние на принятие решений этой организацией <1>. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не об административном воздействии, а именно об экономическом влиянии одного хозяйствующего субъекта на других, основанном на отношениях собственности. В этом заключается коренное отличие холдингов как предпринимательских объединений рыночного периода от производственных, научно-производственных объединений, которые были широко распространены в период плановой советской экономики.

--------------------------------

<1> См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987. С. 144. Такое понимание корпоративного контроля характерно для общей системы права.

Холдинги являются предпринимательскими объединениями, обладающими признаками организационного единства.

Признак организационного единства связан с целеполаганием участников на создание интегрированного объединения. Холдинг не является "случайным" явлением, в отличие от отношений дочерности хозяйственных обществ, которые могут быть установлены судом применительно к каждой конкретной сделке <1>.

--------------------------------

<1> О возможности установления дочерности в конкретной сделке см. п. 31Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, в соответствии с которым взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числеприменительно к отдельной конкретной сделке, в случаях когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.

Наличие признака организационного единства означает, что совокупность юридических лиц, образующих холдинг, представляет собой единый бизнес. Участники холдинга осуществляют согласованную деятельность, выступают как один субъект рынка, как правило, проводят единую инвестиционную, финансовую, кадровую, научно-техническую, технологическую, производственно-хозяйственную политику.

Квалифицирующий признак организационного единства, присущий холдингу, с нашей точки зрения, не позволяет констатировать наличие холдинговых отношений между преобладающим и зависимым хозяйственными обществами.

Отношения зависимости обусловлены наличием существенного влияния (ст. 106ГК РФ), но не контроля, как это характерно для холдинговых отношений.

Обзор зарубежного законодательства и литературы показывает, что в мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Этимология слова "холдинг" (от англ. to hold- "держать") объясняет исторические корни этого правового понятия. Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты г. Гутман и Г. Дугалл: "В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Мотылев В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы. М., 1959. С. 32.

В российском законодательстве термин "холдинговая компания" впервые был употреблен в ЗаконеРФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" <1>. Согласно этому Закону Государственный комитет по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению имуществом субъектов Федерации, в частности, были призваны содействовать созданию холдинговых компаний (п. 2 ст. 4,п. 2 ст. 5Закона).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927 (с послед. изм.). Утратил силу.

Определение холдинговой компании было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" <1>, утвердившем Временное положениео холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Согласно этому Положению холдинговая компания рассматривается как предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий(п. 1.1).

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731 (с послед. изм.).

С современной позиции совершенно очевидно, что приведенное определение безнадежно устарело и, будучи подвергнутым критике подавляющим большинством специалистов, представляет интерес скорее для исследования в сравнительно-историческом аспекте, чем для понимания сущности современных российских холдингов.

Наиболее урегулированным в российском законодательстве оказался банковский холдинг. В ст. 4Закона о банках и банковской деятельности банковский холдинг определяется как не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Исходя из анализа российского законодательства и научной доктрины, можно предложить следующее определение холдинга.

Холдинги- форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации).

Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

Структура холдинга

Наиболее распространенной является структура холдинга как совокупности основного общества (товарищества) и подконтрольных - дочерних хозяйственных обществ.

Основным может быть как хозяйственное общество - акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью, так и товарищество - полное или коммандитное (на вере); дочерним может быть только хозяйственное общество (ст. 105ГК РФ).

Запрет на возможность хозяйственному товариществу быть дочерним вытекает из самой сущности данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, представляющей собой объединение лиц, а не объединение капиталов. Согласно законодательству коммерческая организация или индивидуальный предприниматель может быть участником только одного товарищества, поскольку участник товарищества, как правило, должен принимать личное участие в его деятельности, а самое главное - полный товарищ несет неограниченную имущественную ответственность по долгам товарищества (ст. 75ГК РФ). Перечисленные особенности, характеризующие правовой статус хозяйственного товарищества, сделали невозможным его участие в холдинговом объединении в качестве дочерней структуры.

Основное общество или товарищество и дочерние общества не являются особыми организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, они используются для обозначения характера отношений экономической зависимости между двумя юридическими лицами.

┌──────────────────────────────────┐

│ Основное общество (товарищество) │

│ холдинговая компания │

└────────────────┬─────────────────┘

┌────────────────┼─────────────────┐

│ │ │

┌──────┴──────┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────┐

│ СУБХОЛДИНГ │ │ СУБХОЛДИНГ │ │ СУБХОЛДИНГ │

├─────────────┤ ├─────────────┤ ├─────────────┤

│ Дочернее │ │ Дочернее │ │ Дочернее │

│хозяйственное│ │хозяйственное│ │хозяйственное│

│ общество │ │ общество │ │ общество │

└──────┬──────┘ └──────┬──────┘ └───────┬─────┘

│ │ │

┌──────┴──────┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────┐

│ Дочернее │ │ Дочернее │ │ Дочернее │

│хозяйственное│ │хозяйственное│ │хозяйственное│

│ общество │ │ общество │ │ общество │

└─────────────┘ └─────────────┘ └─────────────┘

Схема. Структура холдинга

Холдинги с различным составом участников

Холдинговые объединения могут быть созданы с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм,а не только как совокупность основного хозяйственного общества (товарищества) и дочерних обществ. Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Исключение установлено только в части кредитных организаций: унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) этих организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, о распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями может быть принято унитарным предприятием только с согласия собственника (ст. 6Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>). Таким образом, если у унитарного предприятия имеется контрольный пакет акций (долей участия) в уставном капитале хозяйственного общества, мы можем говорить о наличии холдинговых отношений или отношений экономического контроля между унитарным предприятием и хозяйственным обществом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 (с послед. изм.).

Отношения холдингового типа можно отследить также в случаях преобладающего участия некоммерческих организаций в хозяйственных обществах, созданных ими для достижения своих уставных целей. Так, фонд или ассоциация единолично учредившие хозяйственные общества или имеющие в их уставных капиталах преобладающее участие, по сути, выступают по отношению к ним подобно тому, как основное общество выступает по отношению к дочерним.

Холдинги с государственным участием

Холдинги с государственным участиемсоздаются на базе как акционерных обществ со 100% государственным участием, так и на базе государственных корпораций или государственных компаний, образованных в соответствии сост. ст. 7.1и7.2ФЗ "О некоммерческих организациях":

Исходя из положений Закона, можно выделить следующие основные черты государственной корпорации:

- это некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

- государственная корпорация является субъектом с целевой правоспособностью, т.е. она создается только для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, которые прямо прописаны в законе о ее создании;

- государственная корпорация учреждается Российской Федерацией;

- имущество государственной корпорации формируется на основе имущественного взноса, вносимого государством, и принадлежит ей на праве собственности;

- государственная корпорация не имеет членства;

- правовое регулирование каждой государственной корпорации осуществляется на основании специального федерального закона.

Первая государственная корпорация - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) <1> в настоящий момент ликвидирована. В 2003 г. была создана государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" <2>. Начиная с 2007 г. государственные корпорации становятся активно используемой формой государственного предпринимательства в приоритетных областях российской экономики. В 2007 г. было создано шесть государственных корпораций: "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" <3>, Роснанотех <4>, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства <5>, "Олимпстрой" <6>, "Ростехнологии" <7>, "Росатом" <8>. Последней была зарегистрирована госкомпания "Автодор" <9>.

--------------------------------

<1> Федеральный законот 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477 (с послед. изм.). Утратил силу.

<2> Создана в соответствии с Федеральным закономот 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029 (с послед. изм.).

<3> Федеральный законот 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562 (с послед. изм.).

<4> Федеральный законот 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753 (с послед. изм.).

<5> Федеральный законот 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799 (с послед. изм.).

<6> Федеральный законот 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415 (с послед. изм.).

<7> Федеральный законот 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 5814 (с послед. изм.).

<8> Федеральный законот 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078 (с послед. изм.).

<9> Федеральный законот 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582 (с послед. изм.).

Государственные корпорации, будучи некоммерческими организациями, осуществляют предпринимательскую деятельность в рамках специальной правоспособности, определенной федеральным законом и уставом корпорации. При этом многие из перечисленных государственных корпораций в результате передачи в уставный фонд контрольных пакетов акций хозяйственных обществ используются в предпринимательской деятельности как головные организации государственных холдингов. Подконтрольные государственной корпорации хозяйственные общества занимаются предпринимательской деятельностью без ограничения.

На протяжении всего времени с момента возникновения госкорпораций как организационно-правовой формы юридических лиц в специальной литературе и деловой прессе активно обсуждались вопросы правового статуса, целей и эффективности подобной формы государственного предпринимательства. Многие специалисты высказывали свои опасения, связанные с размыванием в связи с возникновением государственных корпораций всей системы некоммерческих юридических лиц <1>. Другие предостерегали, что создание корпораций есть ничто иное, как безвозмездная приватизация, поскольку при создании госкорпораций имущество безвозвратно выводится из государственной собственности и становится собственностью самостоятельного участника гражданского оборота, т.е. частной собственностью <2>. Общий итог дискуссии подвел В.Ф. Яковлев, комментируя Концепцию развития гражданского законодательства: "Сейчас совершенно очевидно, что государственные корпорации представляют собой нечто странное и противоречивое. Мы называем их некоммерческими организациями, хотя хорошо знаем, что основная их деятельность носит коммерческий характер. Мы их называем государственными и при этом наделили их правом частной (негосударственной) собственности. Кроме того, эти корпорации на самом деле не являются корпорациями, потому что у них нет членства. Следовательно, эти лица совершенно не отвечают тем юридическим признакам, которые заложены в их названии" <3>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. С. 210 (автор главы - И.В. Елисеев).

<2> См.: Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций// ЭЖ-Юрист. 2008. N 6. С. 4.

<3> Яковлев В.Ф. Концепция развития гражданского законодательства: актуальные проблемы и вопросы // Законодательство. 2010. N 5. С. 9.

Позиция необходимости реформирования корпораций находит свое отражение в практической сфере. Преобразование в акционерные общества и соответственно формирование на их базе холдингов с контролирующим государственным участием ожидает те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью <1>. Сложнее дело обстоит с изменением организационной формы тех госкорпораций, которые наряду с предпринимательской деятельностью также осуществляют государственно-властные функции, в том числе по государственному регулированию в соответствующей сфере. Примером такой госкорпорации может служить "Росатом".

--------------------------------

<1> Например, Государственная корпорация "Роснанотех" уже преобразована в акционерное общество "Роснано" (Федеральный законот 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации "Российской корпорации нанотехнологий" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4180).

Заметим, что в проектеГражданского кодекса РФ представленаидея создания публично-правовых компаний как разновидности унитарных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества, наделенных публично-правовыми функциями и полномочиями и созданных в порядке, определенном законом <1>. Возможно предположить, что часть госкорпораций и госкомпаний будет преобразована в публично-правовые компании. В любом случае надо признать, что реформирование государственных корпораций, наделенных государством значительным объемом активов и в ряде случаев выполняющих важнейшие государственные функции, будет очень непростым делом. Это обстоятельство определяет тот факт, чтогосударственные корпорации и госкомпании как организационно-правовые формы юридического лица в ближайшей перспективе будут существовать в российском правопорядке.

--------------------------------

<1> О публично-правовых компаниях см. проектФедерального закона N 252441-6.

Концепция контролирующего и подконтрольных лиц

Значимыми новеллами в сфере регулирования деятельности юридических лиц представляются предлагаемые Гражданским кодексомРФ поправки в частивведения понятий контролирующих и подконтрольных юридических лиц, а также совместно контролирующих лиц и лиц, находящихся под общим контролем, и установление ответственности контролирующих юридических лиц по обязательствам подконтрольных.

Необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство очевидна, поскольку, как было показано выше, существуют холдинги с различным составом участников, а ответственность за деятельность лиц, в отношении которых другое лицо может определять решения, установлена в ст. 105ГК РФ только применительно к ответственности основного хозяйственного общества (товарищества) за дочернее. На другие случаи экономической зависимости возможность привлечения к ответственности "головных" организаций не распространяется. Таким образом, ответственность головной организации, например государственной корпорации, унитарного предприятия, а также физических лиц по долгам контролируемых организаций любой организационно-правовой формы, находящихся вне процедуры банкротства <1>, кроме хозяйственных обществ (товариществ), действующим законодательством не предусмотрена. Для этих целей впроектеизменений ГК введены понятия "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо".Контролирующим признается другое юридическое лицо, если первое прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) такого юридического лица.Априори, если не доказано иное, лицо считается контролирующим юридическое лицо:

--------------------------------

<1> Для случаев банкротства действует правило п. 3 ст. 56ГК РФ: оно касается возможности привлечения к ответственности юридических лиц всех организационно-правовых форм, а не только хозяйственных обществ (товариществ). Также при банкротстве применяются правила, определенные Законом о банкротстве об ответственности контролирующих лиц (ст. ст. 2,10,61.1,61.2), независимо от их организационно-правовой формы.

- в силу прямого или косвенного преобладающего участия в его уставном капитале;

- на основании договора;

- в силу права давать обязательные для такого юридического лица указания;

- в силу возможности определять избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (управляющей организации или управляющего) и (или) более половины состава коллегиального органа управления такого юридического лица.

Нетрудно заметить, что основания для установления контроля во многом совпадают с основаниями установления дочерности в действующем законодательстве. Как и перечень оснований дочерности, перечень оснований подконтрольности открытый. Новеллой являются положения о возможности установления "совместного контроля" и "совместной подконтрольности". Контролирующими лицами юридического лица признаются также лица, через которых или совместно с которыми осуществляется контроль. Два и более лица, подконтрольных одному контролирующему лицу, считаются лицами, находящимися под общим контролем. Установление контроля через цепочку аффилированных лиц направлено на повышение защиты кредиторов подконтрольных лиц, зачастую выступающих в качестве "фасада", от действий, совершенных по указанию контролирующего лица <1>.

--------------------------------

<1> В процессе обсуждения концептуальных основ уже после принятия Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г. проектаФедерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разгорелись жаркие дискуссии, в частности по поводу предлагаемых изменений о введении понятий контролирующих и подконтрольных лиц и об усилении ответственности контролирующих лиц по обязательствам подконтрольных, а также в связи с включением вКодекси значительным расширением понятия "аффилированные лица", в том числе с возможностью признания лиц аффилированными в судебном порядке. Ясно, что предприниматели, прежде всего крупный бизнес, чаще всего структурированный в холдинговую форму, были недовольны предполагаемыми новеллами. Через общественные организации и непосредственно от имени своих компаний собственники и менеджеры российских корпораций направили возражения по этому поводу в Государственную Думу ФС РФ. И ко второму чтениюпроектаиз измененийГКРФ в числе прочих были исключены статьи, касающиеся аффилированности и ответственности контролирующих лиц в том виде, как было в проекте изменений, принятом в первом чтении.

С нашей точки зрения, идея определения контролирующих лиц, независимо от их организационно-правовой формы, для целей унификации ответственности контролирующих лиц по обязательствам подконтрольных в целом была конструктивна и заслуживала поддержки.

Формализация в законодательстве холдинговых объединений с различным составом участников будет способствовать защите прав и законных интересов участников предпринимательского оборота.

Основания установления холдинговых отношений

Раскрывая понятие основного и дочерних обществ (ст. 105ГК РФ,ст. 6Закона об АО,ст. 6Закона об ООО), законодатель приводит открытый перечень возможных оснований установления холдинговых отношений или отношений дочерности <1>.

--------------------------------

<1> Заметим, что понятия "холдинговые отношения" и "отношения дочерности" не являются тождественными, хотя для удобства изложения употребляются как синонимы. С одной стороны, понятие дочерности по объему уже холдинговых отношений, поскольку используется только применительно к хозяйственным обществам (товариществам), но не к другим организационно-правовым формам юридических лиц, которые могут образовывать холдинги. С другой стороны, дочерность может быть установлена "для каждой конкретной сделки" (см. об этом выше).

Преобладающая доля участия

Наличие преобладающей доли участия в уставном капитале хозяйственного общества образует имущественный холдинг. Следует отметить, что преобладающая доля участия не определена в законодательстве цифрой - это понятие является оценочным. Преобладающей долей в уставном капитале хозяйственного общества признается такая доля участия, которая позволяет определять решения.Как правило, российские суды без особой аргументации признают преобладающей долю участия в размере свыше 50% голосующих акций в АО. При этом наличие преобладающего участия в уставном капитале не обязательно должно превышать 50% голосующих акций (долей участия) в уставном капитале общества. При многочисленности акционеров или участников и "распыленности" контрольного пакета в отдельных обществах требуется значительно меньшее число голосов (долей), чтобы добиться подавляющего влияния.

Договор

В действующем законодательстве отсутствует перечень договоров, которые могут порождать холдинговую зависимость. Рассматривая явление договорного холдинга,хотелось бы разделить понятия (1) собственно договорного холдинга, когда холдинговые отношения или отношения экономической зависимости возникают из договора, в котором предусматривается право одного хозяйственного общества (товарищества) в силу определенных обстоятельств контролировать другое хозяйственное общество и давать ему обязательные указания <1>, и (2) холдинга, причиной формирования которого является любой гражданско-правовой договор, исполнение которого приводит к возникновению экономической зависимости.

--------------------------------

<1> В российском бизнесе не получили распространения так называемые предпринимательские договоры, к числу которых относятся договоры подчинения и отчисления прибыли (части прибыли), характерные, например, для германского законодательства. Согласно ст. 291 Закона об акционерных обществах Германии 1965 г. договором о подчинении является договор, по которому акционерное общество или коммандитное товарищество на акциях подчиняет руководство своего общества или товарищества другому предприятию. Договор об отчислении прибыли имеет место, когда акционерное общество или коммандитное товарищество обязуется переводить прибыль (часто прибыли) другому предприятию. Договором об отчислении прибыли считается также договор, по которому акционерное общество или коммандитное товарищество обязуется вести дела своего предприятия за счет другого. См.: Торговое уложение Германии. М., 2005. (Серия "Германские и европейские законы".) С. 415.

К числу договоров, создающих отношения подчинения, отдельные авторы относят договор с управляющей организацией (управляющим; далее - управляющая организация), которой передаются полномочия исполнительного органа общества <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права" (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<1> См., напр.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2002. Т. 1. С. 241; Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Под ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 25; Рузакова Е.В. Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 223; Молотников А. Российские холдинговые компании: особенности функционирования // Коллегия. 2004. N 7. С. 54; Парфенов И.А. Управление холдингом в нефтегазовом комплексе (правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 1999. С. 12.

Представляется, что договор об управлении, в силу которого одно общество выполняет функции исполнительного органа другого общества, к числу договоров, создающих холдинговые отношения, не относится.

При передаче функции исполнительного органа организации другому юридическому лицу не устанавливаются холдинговые отношения в их содержательном значении, поскольку между управляющей организацией и хозяйственным обществом не возникают отношения экономической субординации. Управляющая организация оказывает влияние на текущую хозяйственную деятельность управляемого общества, но не в связи с наличием акционерного контроля над ним.

Напротив, в соответствии с законодательством исполнительные органы хозяйственного общества подотчетны общему собранию и совету директоров (ст. 69Закона об АО,п. 4 ст. 32,ст. 40Закона об ООО). Управляющая организация при осуществлении ею прав и исполнении обязанностей должна действовать в интересах общества добросовестно и разумно; она несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу ее виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены законом или договором (п. 3 ст. 53ГК РФ). К управляющей организации с иском о возмещении причиненных обществу убытков может обратиться общество и, соответственно, акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества (п. 5 ст. 71Закона об АО). С иском о возмещении убытков к управляющей организации общества с ограниченной ответственностью вправе обратиться общество или его участник независимо от размера принадлежащих ему долей (п. 5 ст. 44Закона об ООО). По решению общего собрания акционеров хозяйственного общества полномочия управляющей организации могут быть в любое время досрочно прекращены, если ее управленческая деятельность в качестве исполнительного органа окажется неэффективной (п. 4 ст. 69Закона об АО,пп. 4 п. 2 ст. 33Закона об ООО).

Второй тип договоров, лежащих в основе формирования холдинговых отношений, - это различные гражданско-правовые договоры, которые сами по себе зачастую не ставят цели установления экономического контроля; этот контроль возникает как бы de facto, исходя из условий таких договоров. Сюда, в частности, могут быть отнесены договоры доверительного управления имуществом, совместной деятельности, залога имущества, франчайзинга. Наиболее стабильные холдинговые отношения возникают вследствие заключения договоров доверительного управления акциями, условием которых является передача доверительному управляющему права голосовать являющимися предметом доверительного управления акциями.

Холдинговые отношения могут возникнуть в результате заключения договоров франчайзинга (коммерческой концессии). Так, Г.С. Шапкина пишет, что отношения по схеме "основное - дочернее общество" могут быть установлены в результате заключения договора о передаче права на использование новой технологии с условием, что в течение согласованного сторонами периода общество, получившее такое право, будет реализовывать выпускаемую с применением этой технологии продукцию только по согласованию с первым обществом <1>. Договор коммерческой концессии заключается, как правило, с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Франчайзер обеспечивает франчайзи известное имя или торговую марку, управленческий опыт, необходимую подготовку и повышение квалификации, а также стратегию ведения бизнеса; а франчайзи предоставляет трудовые ресурсы, определенный капитал и при этом обязуется выполнять все условия концессионного договора. Зачастую холдинговая компания производит сложные изделия, а комплектующие к ним по договору франчайзинга - организации, которые становятся дочерними обществами.

--------------------------------

<1> См.: Шапкина Г.С. АО расширяет сферу влияния// Бизнес-адвокат. 1997. N 5. С. 7.

Отношения по договору для квалификации их как холдинговых должны иметь стабильный, системный характер.

Этот вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики. Так, в одном из Постановлений ФАС Северо-Западного округа указал, что по смыслу ст. ст. 103и105ГК РФ признание одного юридического лица дочерним обществом другого юридического лица связано с наличием у последнего возможности определять решения, принимаемые всеми органами управления первого, а не только влиять на отдельные действия в рамках гражданско-правового договора между этими лицами. Как следовало из содержания договоров, представленных в этом деле, они предусматривали возникновение между хозяйственными обществами отношений комиссионного характера (ст. 990ГК РФ), обязательным признаком которых является предоставление комитенту права давать указания комиссионеру, как это установленост. 992ГК РФ. Суд установил, что само по себе заключение между организациями договоров комиссии не может служить основанием для признания наличия холдинговых отношений <1>.

--------------------------------

<1> ПостановлениеФАС Северо-Западного округа от 15 мая 2002 г. по делу N А56-17968/01 // СПС "КонсультантПлюс".

Относить тот или иной договор к числу договоров, порождающих холдинговые отношения, - вопрос условий конкретного договора и фактических обстоятельств, в которых он заключен и исполняется.

Иные обстоятельства, позволяющие определять решения

хозяйственного общества <1>

--------------------------------

<1> Указанный тип зависимости в научной доктрине и судебных решениях известен как "фактический контроль".

К числу иных обстоятельствустановления холдинговых отношений можно отнести:

- право одного лица образовывать единоличный исполнительный орган, формировать более 50% персонального состава совета директоров, коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;

- наличие косвенного контроля через систему участия, когда основное общество контролирует "внучатое" через обладание властью над дочерним.

Отсутствие в действующем законодательстве положений, посвященных фактическому контролю, является его недостатком. Подобная неопределенность порождает многочисленные нарушения как прав акционеров (участников) и кредиторов дочерних обществ, так и публичных интересов государства.

Заметим, что в последнее время в судебной практике появляются решения, где суды устанавливают наличие "фактического контроля". Примером такого решения является дело, рассмотренное ФАС Уральского округа <1>, когда суд применил широкое толкование понятия "контролирующие лица" для целей привлечения к ответственности в деле о банкротстве. Поддерживая решение суда апелляционной инстанции, ФАС подчеркнул, что, делая вывод о наличии у М. возможности определять действия должника, суд апелляционной инстанции исходил из того, что включение законодателем в п. 4 ст. 10Закона о банкротстве терминов "иные лица", "иным образом определять" свидетельствует о распространении данной нормы не только на лиц, имеющих право определять действия должника в силу наличия на то формальных оснований (единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, участник общества и др.), но и на лиц, осуществляющих фактический неформальный контроль за деятельностью должника через формально контролирующих лиц.

--------------------------------

<1> ПостановлениеФАС Уральского округа от 12 мая 2012 г. N Ф09-727/10 по делу N А60-1260/2009; указанноеПостановлениебыло оставлено в силеОпределениемВАС РФ от 29 апреля 2013 г. N ВАС-11134/12.

Законодательное регулирование ответственности контролирующих лиц могло бы измениться с принятием проекта изменений ГКРФ. Согласноп. 3 ст. 53.1проекта ГК РФлицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая право давать указания лицам, являющимся членами органов управления общества, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные им юридическому лицу по его вине. В случае совместного причинения убытков устанавливается солидарная ответственность лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, и члена органов управления (за исключением тех из них, кто, будучи в составе коллегиального органа, голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или не принимал участия в голосовании).

Подводя итог рассмотрению вопроса оснований установления дочерности хозяйственных обществ, подчеркнем, что законодатель не исчерпывает все возможные разновидности экономического контроля во взаимоотношениях "основное - дочернее общество". Для выявления дочерности общества используется оценочный подход - способность определять решения.

Зависимость хозяйственных обществ

В отличие от оценочного подхода к квалификации дочерности определение категорий "преобладающее" и "зависимое" общество основано сугубо на количественном критерии. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций (долей в уставном капитале) первого общества (ст. 106ГК РФ,ст. 6Закона об АО,ст. 6Закона об ООО).Зависимость - это более слабое выражение отношений экономического контроля.

Следует констатировать, что наличие отношений зависимости не имеет значения для определения правового статуса хозяйственных обществ, по сути, формируя только отношения аффилированности, и влечет за собой связанные с наличием аффилированности последствия - необходимость раскрытия информации, согласование сделок с заинтересованностью.

Представляется логичным предложение отказаться от использования в ГКРФ понятий "преобладающее общество" и "зависимое общество" как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки (впроектеГК РФ статья, регулирующая зависимость хозяйственных обществ исключена).

Правовые последствия установления холдинговых отношений

Признание совокупности юридических лиц холдингом влечет за собой ряд правовых последствий,в том числеустановление особых требований к защите интересов кредиторов, акционеров (участников) дочерних хозяйственных обществ. Решение данной проблемы страны развитого правопорядка нашли в признании на определенных условиях возможности возложения имущественной ответственности по сделкам дочерних обществ не только на них, но и на основные общества, реально определяющие их волеизъявление. Закон как бы пренебрегает при этом оболочкой юридического лица, призванной не допустить кредиторов к имуществу его участников (акционеров). Такая ситуация получила наименование "снятия корпоративных покровов" <1>. Правовому регулированию особенностей ответственности основного общества по долгам дочернего посвященып. 2 ст. 105ГК РФ,п. 3 ст. 6Закона об АО,п. 3 ст. 6Закона об ООО <2>.

--------------------------------

<1> См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. С. 132 - 143.

<2> Об ответственности основного общества по обязательствам дочернего см. § 3 гл. XVкурса. См. также: Шиткина И.С."Снятие корпоративной вуали"в российском праве: правовое регулирование и практика применения // Хозяйство и право. 2013. N 2.

Специфика правового положения холдингов также нашла отражение в антимонопольном и налоговом законодательстве.

Исходя из антимонопольного законодательства, участники холдингов принадлежат к одной группе лиц и рассматриваются как единый хозяйствующий субъект(ст. 9Закона о защите конкуренции) <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом § 2 гл. Xкурса.

Особенности налогового статуса холдингов заключаются:

- в возможности признания их взаимозависимыми лицами;

- в специфике налогообложения участников холдинга при инвестировании денежных средств, при совершении хозяйственных операций друг с другом.

Особенности налогового статуса холдинга заключаются:

- в возможности признания их взаимозависимыми лицами для целей контроля налоговыми органами за трансфертным (внутригрупповым) ценообразованием;

- образовании участниками холдингов в случаях и порядке, определенных Федеральным законом <1>, консолидированной группы налогоплательщиков для целей консолидации налога на прибыль;

--------------------------------

<1> Федеральный законот 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".

- специфике налогообложения участников холдинга при инвестировании денежных средств, совершении хозяйственных операций друг с другом (например, п. п. 3,4,11 ст. 251Налогового кодекса РФ).

Сущность холдинга как корпоративного объединения

Резюмируя рассмотрение особенностей холдинга как корпоративного объединения, выделим следующие его существенные черты:

- холдинг состоит из формально самостоятельных юридических лиц, волю которых формирует и решения определяет холдинговая компания (головная организация) как центр интегрированной системы;

- это корпоративное объединение, обладающее признаками организационного единства, как правило, выступающее на рынке консолидированно;

- по способу организации холдинг является объединением вертикального типа или неравноправным объединением, основанным на экономической субординации и контроле одного участника над другими;

- холдинг осуществляет согласованную политику в сфере интересов своих участников;

- холдинг как объединение юридических лиц может выступать субъектом отдельных правоотношений.

Холдинги являются объединениями организаций, хотя и связанных отношениями экономического контроля, но не теряющих своей юридической самостоятельности. Сами холдинги не являются юридическими лицами и не подлежат государственной регистрации.