Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)
Государство и право Древнего Рима, оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. Явившись первой и крупнейшей наднациональной империей античного периода5, Рим фактически заложил основы национальных государств более позднего периода в Европе.
Возникновение римского государства относиться к VIII в. до н.э. Предполагается, что это произошло в результате слияния нескольких укрепленных поселений (почти синойкизм греческого типа!).
Римское государство данного периода находиться еще в стадии перехода от старой родоплеменной организации к новой государственной. Это обусловило особенности его общественного и государственного строя.
Общественный строй в царский период, в целом сохраняет свои черты родовой организации: полноправное население делилось на роды (300), курии (30 по 10 родов), и трибы (3, каждая объединяла 10 курий). Такая организация фактически стала и первой формой территориального устройства (поскольку каждый род имел определенную территорию проживания, они и стали первыми территориальными единицами).
Вследствие имущественного (а затем и социального) расслоения общины, в данный период формируется следующая структура общества:
Патриции | Плебеи | Рабы |
Члены римских родов. Привилегированный класс. Обладали политическими и имущественными правами в полной мере. Политическая власть сосредоточена у них. | Не входили в состав римской родовой организации (видимо чужаки, оказавшиеся на территории Рима).
| Рабовладение в данный период существует в патриархальном виде. Численность рабов невелика, их труд не играет существенной роли. Основной источник рабов – военный плен. |
Поскольку плебеи ограничены в правах (и средствах их защиты), многие вынуждены искать покровительства у патрициев. В результате складывается особый институт - клиентела (плебеи получающие покровительство у патрициев становиться клиентами). В результате возникает личная и экономическая зависимость плебеев от патрициев.
Государственный строй данного периода – по существу разновидность традиционной для позднего первобытнообщинного строя военной демократии – органы власти «перенесены» в государственный механизм с более ранней стадии.
Государственный строй Рима в царский период
Народные собрания (комиции) | Сенат | Царь (рекс) |
Народные собрания проходили по куриям (куриатные комиции). Участие в народных собраниях принимали только патриции6. Функции: принимали законы, избирали высших должностных лиц, война и мир, высшая судебная инстанция. | Еще один орган, «доставшийся в наследство» от родоплеменной организации (хотя вообще то, по легенде был создан Ромулом). В состав Сената входили старейшины всех 300 родов.
| Положение царя в этот период напоминает положение вождя племени. Должность избираемая (народным собранием), вообще реальных полномочий мало – власть ограничена и собранием и Сенатом. Позднее, однако, власть царей усилилась (последние уже настоящие, а не фуфельные). |
Реформы Сервия Туллия – стали первым шагом в формировании будущей республиканской формы правления. Сами преобразования, однако, были направлены пока только против пережитков родового строя и не несли особого демократического содержания (по принципу «власть – богатым», а хотелось бы – «власть – достойным»):
Смысл | Снизить влияние родовой аристократии, обеспечить доступ к власти по имущественному, а не аристократическому признаку. В результате реформ богатство становилось важнее знатности. Богатые плебеи получали преимущество над обедневшими патрициями. |
Территориальная реформа | Территория Рима разделена на особые административно-территориальные единицы (трибы) – 4 городских + 16 сельских. Это позволило несколько ограничить власть родовой аристократии. |
Изменение статуса плебеев | Плебеи были включены в состав общины, фактически теперь обе группы (патриции и плебеи) объединялись понятием «римский народ». Хотя это и не уравнивало их положение полностью, однако возможности плебеев влиять на деятельность государства значительно возросли. |
Цензовая реформа | «Римский народ» был разделен не несколько категорий, в зависимости от имеющегося имущества (т.е. по имущественному цензу). Такие разряды назывались центурии (сотни). Выглядело это примерно так:
Итого – 193 центурии. Каждая получала 1 голос в собрании. Первые две группы (80 + 18) набирали 98 голосов – достаточно для принятия решения. Таким образом – господство богатства над знатностью. |
Новые органы власти | Для принятия решений с помощью центурий были созданы и новые органы власти – центуриатные комиции. Постепенно они становятся главными представительными органами республиканского периода |
Реформы Сервия Туллия заложили предпосылки для формирования республиканской формы правления. Быстрое развитие торгово-ремесленных отношений в будущем, позволило расширить социальную базу республики.
Возможности родоплеменной знати помешать процессу ослабления ее власти теперь были ограничены – ее влияние снизилось очень значительно.
- Оглавление
- Государство и право Древнего Египта
- Возникновение государства в Древнем Египте. Периодизация
- Общественный и государственный строй Египта
- Право Древнего Египта
- Государство и право Древнего Вавилона
- Ранние государства Междуречья. Возникновение вавилонского государства
- Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
- Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
- Государство и право Древней Индии
- Возникновение индийского государства. Периодизация развития
- Общественный и государственный строй Древней Индии
- Право Древней Индии. Законы Ману
- Государство и право Древнего Китая
- Возникновение государства в Древнем Китае. Государство периода Шань (Инь) XV – XI в. До н.Э.
- Общественный строй периода Шань
- Период Чжоу (XI – III до н.Э.)
- Западный Чжоу
- Восточный Чжоу
- Централизованные империи Цинь и Хань (III до н.Э. – III в.)
- Право Древнего Китая и его особенности. Конфуцианство и легизм
- Государство и право Древней Греции
- Государство в Древних Афинах
- Государство в Древней Спарте
- Право Древней Греции. Законы Драконта
- Государство и право Древнего Рима
- Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)
- Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики (509 – 27 г. До н.Э.)
- Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината
- Общая характеристика государства и права в средние века
- Образование государств в странах Западной Европы (общие черты и особенности)
- Основные черты и источники феодального права
- Государство и право франков
- Государство франков – возникновение, особенности и периодизация развития
- Франкское государство периода Меровингов. Реформы Карла Мартелла
- Правление Каролингов. Империя Карла Великого и ее распад
- Император
- Право франкского государства. Салическая правда
- Государство и право средневековой Франции
- Средневековая Франция – возникновение государства. Сеньориальная монархия (реформы Людовика IX)
- Королевский двор (курия)
- Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции и ее черты (классический абсолютизм)
- Право Франции средневекового периода
- Государство и право средневековой Англии
- Возникновение английского государства. Раннефеодальная монархия и ее централизация (IX – XIII в.)
- Сословно-представительная монархия. Великая хартия вольностей (1215 г.) Британский парламент (XIII – XV в.)
- Абсолютная монархия в Англии (незавершенный абсолютизм) (XV – XVII в.)
- Государство и право средневековой Германии
- Возникновение германского государства. Германия в период централизации (X – XIII в.)
- Германия в период феодальной раздробленности (XIII в.). Особенности сословно-представительной монархии в Германии
- Абсолютизм в Германии и его особенности
- Право средневековой Германии
- «Каролина» - крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы
- «Каролина»_
- Право Византии. Кодекс Юстиниана и последующее законодательство
- Государство и право Арабского халифата
- Возникновение Арабского халифата. Периодизация его развития
- Общественный и государственный строй арабского халифата. Распад
- Мусульманское право. Система источников. Особенности правовых институтов