logo search
Хрестоматия по Теории Государства и Права

Динамика приоритетов законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.

Отрасли законодательства

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1. Основы конституционного строя

18

15

3

14

10

5

7

2. Гражданское законодатель- ство

10

1

3

4

7

4

4

3. Законодательство о труде

6

4

1

11

5

5

7

4. Законодательство о пред- приятиях и предпринима- тельской деятельности

4

3

0

5

2

3

6

5. Законодательство о куль- туре

1

1

1

4

2

0

2

6. Законодательство об охра- не здоровья

2

4

1

5

4

4

6

7. Законодательство о земле

2

1

1

0

1

3

4

8. Законодательство об обо- роне

2

2

0

5

2

2

5

9. Уголовное законодатель- ство

7

9

2

5

5

1

3

10. Законодательство об адми- нистративных правонаруше- ниях

6

4

0

10

6

9

2

Подсчитано по базе данных "Эталон"

Анализ приоритетов в их динамике показал, что картина далеко не так проста, как могло показаться на первый взгляд. Прежде всего выявилась тенденция постепенного снижения объема конституционного законотворчества (1), что объясняется, по-видимому, постепенной стабилизацией государственно - правовой системы, складывающейся на основе действующей Конституции Российской Федерации. Обращает на себя внимание устойчивость темпов развития трудового законодательства (3) и законодательства об охране здоровья (6).

Вместе с тем ломаные зигзагообразные линии графика свидетельствуют о том, что, за исключением конституционного законодательства, в развитии российского законодательства в 1992 - 1998 гг. не было устойчивых приоритетов: в каждом отдельном году такие приоритеты складывались стихийно. Отчасти это объясняется тем, что "единица законотворчества" - законопроект - подчас не укладывается в отдельно взятый календарный год. Для завершения всего цикла работ по крупному законопроекту требуется подчас два, три года. Таким образом, приоритеты законопроектной работы реально проявляют себя на более продолжительных промежутках времени. Несомненно, однако, что на итоговый результат повлиял "фактор стихийности" - отсутствие последовательной правовой политики, недостаток концептуальности в развитии отраслей законодательства, слабое планирование законодательной деятельности.