logo search
ответы на вопросы к экзамену АП

27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.

Правовой акт управления — это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.

Правовой акт управления:

- имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;

- издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;

- носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

- имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;

- императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;

- служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;

- подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;

- занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

- представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);

- характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);

- может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);

- обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.

Акты управления могут быть нормативными, индивидуальными и смешанными. Нормативные акты управления создаются с целью регулирования однотипных управленческих общественных отношений, рассчитаны на длительное и многократное применение и не имеют конкретного адресата (например, Водным кодексом РФ предусматривается, что Правительство РФ устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов), регламентируют различного рода социально-экономические программы (например, программы приватизации).

Индивидуальные акты управления рассчитаны на разовое их применение к одному конкретному случаю (например, индивидуальным актом является постановление судьи о наложении административного взыскания на конкретное лицо, акт о назначении на должность или об освобождении от должности). Индивидуальные акты по своему юридическому содержанию являются распорядительными правовыми актами.

Смешанные акты управления сочетают нормы нормативного и индивидуального характера (например, решение об образовании органа исполнительной власти, в котором одновременно устанавливается организационно-правовой статус этого органа и назначается его руководитель).