10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:
являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;
являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.
Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура административно-правовых отношений:
объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;
метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
материальные, основанные на нормах материального права;
процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям:
регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.