9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
Общая характеристика административно-правовых норм.
Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти.
Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма государственной власти, служат интересам установления и обеспечения режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
Специфика норм административного права заключается в том, что они преследуют цель – обеспечение упорядоченности организации и функционирования государственной власти; определяют границы должного поведения субъектов в управленческой сфере; в определенных случаях устанавливаются субъектами исполнительной власти.
Виды норм административного права.
Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По характеру:
- материальные (закрепляют статус субъектов – участников административно-правовых отношений, комплекс их прав, обязанностей и полномочий);
- процессуальные (регулируют порядок реализации материальных норм).
2. По юридическому содержанию нормы могут быть:
- обязывающие;
- запрещающие;
- уполномочивающие;
- стимулирующие;
- рекомендательные.
3. По адресату административно-правовые нормы делятся на:
- нормы, регламентирующие организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
- нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственной службы;
- нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий.
4. По субъекту принятия административно-правовые нормы можно разделить на общефедеральные и установленные субъектом РФ.
Реализация норм административного права.
Реализация норм административного права – практическое использование, содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений.
Наиболее распространенными являются два способа реализации управленческих норм: исполнение и применение.
Исполнение нормы означает следование субъектов юридическим предписаниям. Исполнение норм является универсальным видом реализации административно-правовых норм, т.к. данный способ может быть реализован любыми участниками властных отношений: как уполномоченными органами и должностными лицами, так и другими субъектами управленческих отношений.
Применение административно-правовой нормы требует издания издание уполномоченным субъектом (властным органом, должностным лицом) индивидуальных актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных норм (данный способ может быть реализован, например, в порядке регистрации, издания приказа, составления протокола об административном правонарушении).
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.