2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
Конституция РФ четко выделяет исполнительную власть в системе разделения властей, устанавливает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Таким образом, государственное управление осуществляется, в том числе и через органы исполнительной власти.
Само назначение рассматриваемой ветви власти – исполнительной – говорит о том, что ее задача – исполнять предписания представительной власти.
Исполнительной власти присущи следующие признаки:
- вторичность;
- организующий характер деятельности;
- систематически, постоянно осуществляемая деятельность;
- универсальная организационная деятельности;
- предметный характер деятельности;
- подзаконный характер;
- исполнительно-распорядительный характер деятельности;
- субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация.
Государственное управление это вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти являются:
- прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т.ч. научной;
- планирование – определение основных направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности;
- организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления и наделение их конкретными функциями);
- правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
- общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
- предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
- контроль- проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер установленного порядка;
-информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
- методическое руководство;
-кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.д.
Исполнительная власть это подсистема, ветвь государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах путем реализации государственно-властных полномочий нормативно установленными методами и средствами.
Таким образом, понятие «государственного управления» шире чем «исполнительная власть».
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.