5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
Наряду с предметом и методом регулирования, особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность и системность. Система предполагает особый порядок в расположении отдельных частей какого-либо явления.
Система административного права – научно-организованная совокупность правовых норм, которые определяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Нормы между собой согласованы и распределены по группам - правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые образуют отрасль - целостное нормативное образование.
К числу основных принципов отрасли можно отнести следующие: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, ответственность.
Проблема систематизации связана с кодификацией отрасли. Для решения вопроса о построении системы административного права необходимо найти критерий систематизации, который должен отвечать следующим требованиям: исходит из административно-правовой реальности; дает полное и объективное представление об отрасли; составляет удобную основу для систематизации.
В зависимости от выбора различных критериев, можно выделить следующие способы систематизации.
1. Институциональная система. Данная систематизация предполагает группировку норм по субъекту, объекту и действию (т.е. формам административной деятельности).
2. Отраслевая система предполагает классификацию норм по отраслевому признаку государственного управления (административно-политическая, социально-культурная, экономическая сферы).
3. Процессуальная система основана на группировке правовых норм по характеру разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления и охранительной деятельности. При этом выделяют материальную подотрасль и процессуальную подотрасль.
4. Общепринятой систематизацией является формирование общей и особенной частей. Общая часть включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы. Особенная часть состоит и специальных регулятивных и охранительных норм, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти.
5. Функциональная система (основана на предметном подходе) предполагает выделение следующих подотраслей: регулятивной (управленческое право); охранительной (полицейское право); юрисдикционной (вопросы административной юстиции).
Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности прежде субъектов исполнительной власти, а также поведения иных участников регулируемых управленческих отношений. Регулятивная (правотворческая, правоисполнительная) и правоохранительная – основные функции административного права.
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.