logo
ответы на вопросы к экзамену АП

26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят свое выражение в определенных формах управленческой деятельности. Таким образом, форма это объективированное выражение сущности деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, которые реализуют процесс государственного управления.

Форма государственного управления – внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции.

Многообразие задач и функций государственного управления обуславливает существование разнообразных форм управленческой деятельности, предусмотренных нормативными актами.

Классификация форм государственного управления:

1. В зависимости от объекта управления:

- внешние формы управления, т.е. те, которые реализуются в процессе осуществления органом исполнительной власти или отдельным должностным лицом управленческих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих отношений (например, протокол об административном правонарушении, решение уполномоченного органа по жалобе гражданина и др.);

- внутренние формы управления, т.е. те, которые реализуются при решении внутренних организационных вопросов (решение по результатам служебной проверки, приказ о переводе на другую должность и др.)

2. По способу выражения:

- словесные формы управления, которые в свою очередь могут быть письменными (приказ, протокол, постановление и др.) и устными (распоряжение, замечание и др.);

- конклюдентные (жесты регулировщика, сигналы светофора, «зеленый» коридор).

3. По характеру последствий:

- правовые формы государственного управления;

- неправовые формы государственного управления.

Правовые формы государственного управления – такие формы государственного управления, которые создают юридические последствия для субъектов административно-правовых отношений.

Правовые акты отличаются от других форм деятельности государства (законотворческой, правосудия) тем, что посредством этих форм практически реализуется осуществление задач и функций управления.

Неправовые формы – предусмотренные законодательством формы, непосредственное применение которых не создает юридические последствия. К числу таких форм относятся, например, информацияСМИ по вопросам государственного управления, информация социальной рекламы по заказу органов исполнительной власти, информационные материалы самих органов исполнительной власти (информационные стенды, памятки, семинары, официальные сайты и др.)