26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят свое выражение в определенных формах управленческой деятельности. Таким образом, форма это объективированное выражение сущности деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, которые реализуют процесс государственного управления.
Форма государственного управления – внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции.
Многообразие задач и функций государственного управления обуславливает существование разнообразных форм управленческой деятельности, предусмотренных нормативными актами.
Классификация форм государственного управления:
1. В зависимости от объекта управления:
- внешние формы управления, т.е. те, которые реализуются в процессе осуществления органом исполнительной власти или отдельным должностным лицом управленческих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих отношений (например, протокол об административном правонарушении, решение уполномоченного органа по жалобе гражданина и др.);
- внутренние формы управления, т.е. те, которые реализуются при решении внутренних организационных вопросов (решение по результатам служебной проверки, приказ о переводе на другую должность и др.)
2. По способу выражения:
- словесные формы управления, которые в свою очередь могут быть письменными (приказ, протокол, постановление и др.) и устными (распоряжение, замечание и др.);
- конклюдентные (жесты регулировщика, сигналы светофора, «зеленый» коридор).
3. По характеру последствий:
- правовые формы государственного управления;
- неправовые формы государственного управления.
Правовые формы государственного управления – такие формы государственного управления, которые создают юридические последствия для субъектов административно-правовых отношений.
Правовые акты отличаются от других форм деятельности государства (законотворческой, правосудия) тем, что посредством этих форм практически реализуется осуществление задач и функций управления.
Неправовые формы – предусмотренные законодательством формы, непосредственное применение которых не создает юридические последствия. К числу таких форм относятся, например, информацияСМИ по вопросам государственного управления, информация социальной рекламы по заказу органов исполнительной власти, информационные материалы самих органов исполнительной власти (информационные стенды, памятки, семинары, официальные сайты и др.)
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.