1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
Управление характеризуется через термин «деятельность».Управление (regere (лат.), control, management (англ.), administrasion (франц.)) связано с сознательным началом, интересами, целями, волей и деятельностью человека. В управлении все исходит от человека и ориентировано на него.
Социальное управление следует понимать как организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей, через специально созданные социальные структуры (государство, общественные объединения, партии, предприятия, ассоциации, союзы ит.д.).
В управлении необходимо выделять:
- объект управления, то на что нацелено управленческое воздействие;
- субъект управления – специально созданная структура, обладающая необходимым ресурсом для осуществления управления в отношении объекта.
Управляющее воздействие должно содержать момент целеполагания. Целеполагание в управлении имеет особенный характер – практическую направленность. Сложность управленческого целеполагания заключается в том, что необходимо «отобрать» социально значимые цели. Причем важно учитывать возможность их практической реализации, иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную деятельность.
Придавая какому-либо общественному процессу определенные цели, управление призвано в рамках этих целей, урегулировать поведение и деятельность каждого из участников процесса управления.
Социальное управление призвано выполнять ряд функций:
- сбор и обработка социальной информации;
- прогнозирование (научное предвидение);
- планирование (определение направлений);
- организация (формирование системы управления);
- координация и взаимодействие;
- контроль и учет.
Управленческий процесс носит цикличный характер и состоит из следующих стадий:
- выработка и принятие решения;
- организация его исполнения;
- контроль за его исполнением;
- подведение итогов.
Социальное управление может быть государственным и негосударственным. Примером негосударственного социального управления является управленческое воздействие внутри корпораций, клановых социальных групп, внутрисемейные отношения и т.д. Объектом административно-правового регулирования выступает государственное управление.
Государственное управление представляет собой разновидность социального управления.
В зависимости от характера и природы интереса, выраженного в управленческой деятельности, выделяются публичное управление, т.е. управление в публичных интересах, и частное управление – управление в интересах частных лиц. Однако выделение последнего вида управления в российской науке применительно к управленческим отношения, развивающимся в нашей стране, стало возможным лишь после значительных качественных преобразований в общественном строе.
Наука административного права в связи со спецификой предмета административно-правового регулирования ориентирована на исследование в области публичного управления и интересуется сферой частного управления постольку, поскольку решает задачи определения пределов и содержания публичного управления.
- 1. Понятие и сущность государственного управления как вида социального управления.
- 2. Исполнительная власть как категория государственного управления.
- 3. Административное право самостоятельная отрасль российского права: характеристика предмета отрасли.
- 4. Методы административно-правового регулирования.
- 5. Система административного права: понятие, критерии систематизации.
- 6. Система источников административного права.
- 7. Административное право в правовой системе России.
- 8. Административное право как наука и учебная дисциплина.
- 9. Характеристика норм административного права: понятие, признаки, классификация, способы реализации.
- 10. Административные правоотношения: понятие, особенности, виды.
- 11. Характеристика структуры административного правоотношения.
- 12Административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- 13. Характеристика административно-правового статуса граждан.
- 14. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 15. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
- 16. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений.
- 17. Общая характеристика специальных административных процедур: регистрация, аккредитация, лицензирование, стандартизация, сертификация.
- 18. Административная опека: понятие, содержание, основания применения.
- 19. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, виды.
- 20. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 21. Территориальные и региональные органы исполнительной власти.
- 22. Система государственной службы в России: понятие, виды, принципы.
- 23. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.
- 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 26. Формы государственного управления: понятие, признаки, классификация.
- 27. Характеристика правовых актов управления: понятие, признаки, виды.
- 28. Административный договор: понятие, признаки, содержание, виды.
- 29. Правовые методы реализации исполнительной власти.
- 30. Меры административного принуждения: понятие, признаки, классификация.
- 31. Административные наказания: понятие, виды, общая характеристика отдельных видов.
- 32. Общие условия назначения административного наказания.
- 33. Административная ответственность: понятие, признаки, основания привлечения к ответственности.
- 34. Основания освобождения от административной ответственности.
- 35. Характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
- Глава XVII
- 36. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.
- 37. Характеристика состава административного правонарушения.