Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики (509 – 27 г. До н.Э.)
С изгнанием последнего римского царя (Тарквиний Гордый, 509 г. до н.э.) в истории римского государства начинается новый период – период республики. На этом этапе, римская демократия постепенно достигает своего наивысшего развития.
Развитие республики в Риме, проходило, как и в Афинах, под воздействием борьбы плебеев с патрициями за свои права (напоминая, таким образом, противостояние демоса и эвпатридов). Эта борьба началась еще в царский период, и продолжилась в период республики:
Смысл борьбы | Противостояние развернулось вокруг так называемых общественных земель (ager publicus). Это фонд нераспределенной земли, находившейся формально в общинной собственности. В действительности, патриции, обладая политической властью (и доступом к этой земле) стремились увеличить за ее счет свои личные владения (по сути, расхищая общественную землю). Плебеи пытались добиться права доступа к ней, наравне с патрициями. |
Особенность | Поскольку доступ к общественной земле требовал политических прав (которых плебеи не имели), противостояние приобрело характер борьбы за политические права. |
Основные этапы | В этой борьбе, плебеи постепенно добились следующих результатов:
Эти результаты получили юридическое закрепление в Законах XII таблиц. |
В результате побед плебеев в политической борьбе, происходят существенные изменения в общественном строе Рима – в результате уравнения плебеев и патрициев в правах, на основе слияния патрицианских родов с верхушкой плебса образуется новая аристократия – нобилитет. Вот такая хреновина:
Старые патрицианские роды Рима Разбогатевшие представители плебса (торговцы, ремесленники, ростовщики и др.) Нобилитет (нобили) – новая аристократия, занимающая все должности
+ =
Главным итогом таких изменений в общественном строе, становиться то, что политическое устройство Рима, приобретает черты аристократической республики.
Существенные изменения происходят и в государственном строе Рима. Формируется организация государственного аппарата, которая сохранится на длительный период:
Высшие органы власти периода Римской республики
Народные собрания (комиции) | Сенат | Магистраты |
Посмотрим, что представляли эти органы и должностные лица:
Сенат |
Понятие и место в системе органов власти_ Высший государственный орган исполнительного характера. Формально Сенат являлся совещательным органом при комициях и магистратах, в действительности Сенат обладал очень значительными реальными полномочиями, став по существу правительством и сосредоточив у себя высшую власть в Риме. |
Порядок формирования_ Не избираемый орган. Формировался особыми должностными лицами (цензорами), которые составляли особые списки римских граждан, соответствовавших имущественному цензу (очень высокий – годовой доход 1 млн. сестерциев). Фактически места в Сенате принадлежали нобилитету. Срок полномочий сенаторов составлял 5 лет, однако существенного обновления состава Сената, как правило, не происходило (места занимали одни и те же лица). Для многих сенаторов должности были практически пожизненными. |
Компетенция_ Сенат обладал широкими полномочиями, со временем они только расширялись, достигнув максимума к концу республики (потом они перешли к императорам):
|
Таким образом, фактически ведущая роль в управлении государством принадлежала Сенату. Он ведал государственным имуществом и финансами, внешней политикой, военными делами, вопросами религии и культа, наблюдал за внутренней безопасностью.
В этом смысле Сенат сосредотачивал власть «меча и кошелька» (военную и финансовую).
Сенат являлся воплощением роли римской аристократии, определяя и сам характер республики.
Несмотря на статус Сената, юридически, высшими органами власти являлись народные собрания (комиции):
Комиции
Куриатные | Центуриатные | Трибутные |
Древнейший вид народных собраний (сохранились еще от родоплеменной организации). В период республики, однако, почти утратили свое значение, обладали в основном церемониальными функциями. Реальной роли в управлении государством не играли | Основной вид комиций республиканского периода (см. реформы Сервия Туллия). Главный представитель римского народа и носитель законодательной власти. | Собрания по трибам (территориальным единицам Рима).
|
Исполнительная власть принадлежала особым должностным лицам – магистратам. Как и положено, в республике все государственные должности были коллегиальными, краткосрочными и неоплачиваемыми. Широко применялось избрание магистратур (хотя были и назначаемые). Все были подотчетны (сенату и комициям).
Система магистратуры выглядела примерно так (хотя конечно может и не так – в общем, хрен ее знает):
Ординарные | Экстраординарные |
Наиболее многочисленную (и главную по значению) группу магистратур образовывали ординарные (обычные) магистратуры – они действовали постоянно и осуществляли главные функции государства:
Консулы_ Главы государства (2), обладали равной властью и должны были советоваться друг с другом. Избирались центуриатными комициями на 1 год. Функции:
|
Преторы_ Первоначально – помощник консула, затем приобретает самостоятельные функции в сфере судопроизводства. Первоначально двое, затем количество увеличилось до восьми. Избрание и срок – такой же, как у консулов. Имели право издавать правовые акты (эдикты), и запрещать определенные действия (интердикт) |
Цензоры_ Распределяли граждан по категориям (имущественному цензу) и заносили их в особые списки. По таким спискам предоставлялось римское гражданство, осуществлялся допуск в сенаторы и ко всем иным магистратурам. Решения цензоров не подлежали обжалованию. Срок полномочий цензоров – 5 лет. |
Квесторы_ Младшие магистраты. Первоначально 4, затем количество возросло до 20. Рассматривались как помощники консулов, своей компетенции не имели. Позднее у них сосредоточилось управление казной, ведение финансовых документов, прием и выдача денег. С развитием государства появилась специализация квесторов: по таможенным делам, по армейским финансам, по наблюдению за провинциями и др. |
Эдилы_ Коллегия из 4 лиц (2 плебейских и 2 патрицианских). Осуществляли полицейскую власть в городе, организовывали и наблюдали за массовыми мероприятиями, снабжение города продовольствием, наблюдение за торговлей и рынками. |
Трибуны_ Народные (плебейские) трибуны - высшие выборные должностные лица из плебеев. Обладали правом вмешательства в действия патрицианских магистратов и сената и могли налагать запрет на их постановления (право вето). Составляли коллегию сначала из 2 или 4 (либо 5), потом из 10 лиц, выбиравшихся на плебейских собраниях сроком на 1 год. Личность трибуна считалась священной и неприкосновенной. Неоднократно выступали инициаторами аграрных законов и демократических преобразований, с деятельностью трибунов Тиберия и Гая Гракхов связан наивысший подъём демократического движения в Риме. |
Меньшую группу составляли экстраординарные магистратуры, которые действовали в чрезвычайных условиях, либо выполняли особые функции:
Диктатор_ Чрезвычайное должностное лицо, в руках которого сосредотачивались все властные полномочия в стране. Диктатор назначался консулами, по решению Сената. Срок полномочий – не более 6 мес. Назначение диктатора должно было быть связано с какими либо чрезвычайными обстоятельствами (например, война). Диктатор, несмотря на свои полномочия все же действовал под контролем Сената. В республиканский период диктаторы назначались редко и не создавали угрозы римской республике. Первые бессорчные диктатуры (Цезарь, Сулла) появились в Риме, когда сама республика уже была в глубоком кризисе (и готовилась «склеить ласты»). В этом смысле не диктаторы привели к падению республики, а она сама породила их. |
Децемвиры_ Коллегия из 10 человек, избираемая для выполнения специальных государственных поручений (судебных дел, вопросов культа, записи законов и т.д.). На время деятельности децемвиров вся полнота власти принадлежала им. Примером деятельности децемвиров были Законы XII Таблиц (451-450 до н. э.) |
Интеррекс_ Должностное лицо, назначавшееся Сенатом в период междуцарствия (когда трон царя оказывался вакантным) – фактически это регент. Естественно эта магистратура характерна для более раннего периода Рима (царского) – в республике ей делать нечего и она полностью вымерла (недостатка в консулах не было – это тебе не цари). |
После Пунических войн, Рим превращается в крупнейшее средиземноморское государство.
Завоевательные войны сопровождались притоком в Италию огромного количества рабов. Появляется рынок рабов, растет и естественное воспроизводство. В провинциях сохраняется и долговое рабство.
Всё это привело к тому, что рабский труд (с конца III в. до н. э.) начал играть ведущую роль в производстве. Шёл интенсивный процесс формирования рабовладельческого государства в классической его форме (которым Рим не являлся ранее).
Концентрация земли, появление крупных поместий (латифундий) и в особенности распространение вилл, основанных на эксплуатации рабского труда, неизбежно вызывали вытеснение мелких крестьянских хозяйств, обезземеление и пауперизацию7 сельского плебса. Обезземеленные крестьяне частично становились арендаторами или подёнщиками, но большая часть отправлялась на заработки в город.
Превращение Рима в крупнейшую державу способствовало широкому развитию товарно-денежных отношений и внешней торговли. Римские завоевания содействовали непрерывному притоку денежного капитала за счёт контрибуций и военной добычи. Всё это приводило к развитию кредитно-ростовщических операций, которыми занимались теперь не только отдельные лица, но и целые компании откупщиков (публиканы) или конторы менял (аргентарии).
Граждане | Это свободное полноправное население Рима. Юридически все граждане, имели равный правовой статус и обладали политическими правами. Однако реализация этих прав, определялась, прежде всего, количеством имущества которое имелось у гражданина. Поэтому этот класс был неоднородным и включал в себя следующие группы населения:
Несмотря на это положение этого слоя тяжелое – большие налоги, происходить процесс разорения (в результате – превращаются в следующую группу). К концу республики средний класс почти вымер – вместе с ним «загнулась» и сама римская республика
Этот слой постоянно увеличивался (так как разорялся средний класс). По мере разорения среднего класса, он постепенно превращался в люмпенов (пролетариев). |
Перегрины | Иностранцы – лица, не имевшие римского гражданства. Статус перегринов имел некоторые ограничения (нет политических прав, нет возможности вступать в брак с римскими гражданами, нет права на землю и др.), однако в остальном они, в общем, обладали теми же правами что и граждане. В III в. этот слой исчез, так как римское гражданство получило все население империи. |
Либертины | Вольноотпущенники (освобожденные рабы). Правовой статус, в общем, аналогичен перегринам. Лично свободные, однако, ограничены в имущественных правах. Многие либертины находятся под покровительством бывшего хозяина (патронат). Со временем, права либертинов расширяются, различия между ними и обычными гражданами стираются. |
Рабы | Здесь все обычно. Раб рассматривался не как лицо (субъект права), а как вещь (его объект). Никаких имущественных и личных прав нет. Убивать рабов вообще-то не полагалось, однако никакой ответственности за это все равно нет. В период республики, рабовладение из патриархального постепенно становиться классическим. Количество рабов растет, увеличивается и роль их труда в экономике. |
Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Рима периода 2 в. следует считать кризис полисной организации.
Старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам и запросам небольшой римской общины (полиса), оказались в новых условиях недостаточно действенными.
Институты непосредственный демократии, действовавшие например, в Афинах, теперь в условиях большой территории не действовали надлежащим образом. Провинции фактически отдавались в бесконтрольное распоряжение наместников (проконсулов, пропреторов), назначаемых сенатом.
Особенно разорительной для жителей провинций была деятельность публиканов (откупщиков), которые, беря на откуп сбор налогов и внося в римскую казну определённую сумму, выколачивали её затем с огромными излишками из местного населения.
«Спокойная жизнь» римского государства завершилась, увы, навсегда.
Последнее столетие существования республики, оказалось чрезвычайно политически активным. Римское государство было вынуждено противостоять крупным восстаниям, как рабов, так и свободного населения:
Первое Сицилийское восстание рабов Началось на о. Сицилия в 138 г. Рабы предприняли попытку создать собственное государство. С большим трудов восстание подавлено путем привлечение крупных сил армии (132). |
Второе Сицилийское восстание рабов В 104 г. началось второе восстание. Здесь ситуация для Рима стала еще хуже – на территории всего Восточного Средиземноморья также начались восстания в поддержку Сицилии. В самом Риме началось революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне. |
Крайне нестабильное положение в стране, продолжающееся разорение мелких земельных собственников и дальнейший рост землевладения аристократии, привели к необходимости преобразований в стране.
Попыткой разрешения проблемы стали реформы Гракхов (братья – Тиберий и Гай).
Реформы Гракхов _
Задачи | Основная цель – прекращение процесса обезземеливания крестьянства, и снижение социальной напряженности в обществе. Реформы позволили бы решить следующие задачи:
|
Ограничение землевладения | Введено ограничение максимального размера земельного участка (не более 500 югеров, если есть взрослые сыновья – еще по 250 на каждого). Ни одна семья не могла иметь более 1000 югеров. Все излишки возвращались государству, из них формировался общественный земельный фонд. |
Распределение земель | Участки из этого фонда (по 30 югеров) распределялись среди безземельных или малоземельных граждан. Получившие участок уплачивали государству налог (небольшой), права отчуждать участок они не имели (наследственное владение) |
Ход реформы | Реформа предложена Тиберием Гракхом в 133 г. Для ее осуществления была создана комиссия по проведению аграрной реформы. Однако реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и сената. Во время выборов в народные трибуны на 132 Тиберий, был убит. Дело продолжил брат Тиберия – Гай Гракх. Он восстановил аграрное законодательство Тиберия, возобновил деятельность аграрной комиссии; им были проведены и др. демократические реформы (дешёвая продажа хлеба в Риме, выведение колоний в Италию и провинции с целью наделения землёй неимущих граждан и др.). Стремясь расширить свою социальную базу, Гай пытался распространить аграрное законодательство на италийских союзников и с этой целью предложил закон о предоставлении им прав римского гражданства. Однако этот проект вызвал не только сопротивление сената, но и оппозицию всадников, городского и сельского плебса, не желавших делиться своими привилегиями с новыми гражданами; на 121 Гай не был избран народным трибуном. В результате вооружённого восстания, он погиб вместе со своими сторонниками. |
Конец всему | Проведением демократических реформ, Гракхи пытались, прежде всего, приостановить разорение римского крестьянства (социальной и военной основы римского полиса). В результате аграрной реформы около 80 тыс. граждан получили земельные участки. Однако реформы имели лишь временный успех, ибо развитие рабовладельческого способа производства неизбежно вело к пауперизации мелких собственников (и сельского, и городского плебса). В сельском хозяйстве Рима формируются латифундии (крупные землевладения), место крестьян-землевладельцев занимаю колоны (арендаторы). |
Война Рима против нумидийского царя Югурты (111 – 105) показала степень разложения сенатской верхушки, ее неспособность к руководству и продажность. Между комициями и Сенатом возникает конфликт, в результате которого комиции передают командование Г. Марию, который и доводит войну до победы.
А для закрепления успеха:
Военная реформа Гая Мария_ Изменен способ комплектования армии – теперь в нее принимают беднейших граждан (пролетариев), которые за службу получают денежное жалование. Усовершенствована организация армии и улучшена подготовка солдат. Реформы значительно повысили боеспособность армии, и позволили одержать ряд важных побед. Однако главное значение реформ – в том, что армия почти полностью стала наемной (профессиональной), вместо существовавшего ранее по существу народного ополчения. Позднее новая армия сыграет чрезвычайно важную роль в эволюции римской республики.
Война с царем Митридатом IV вновь выявила конфликт между сенатской аристократией и широкими слоями населения римского государства.
Сенат поручил ведение войны Сулле, но народное собрание выдвинуло кандидатуру Мария. Борьба вокруг этого вопроса привела к тому, что Сулла направил готовившуюся к походу на Восток армию против самого Рима. Впервые в истории города Рим был взят (88) римскими же войсками.
Стоило, однако, Сулле отправиться на Восток, господство в Риме снова перешло к его противникам (консульство Цинны). Возвращение Суллы в Италию, привело к превращению конфликта между сулланцами (сторонники Суллы) и марианциами (сторонники Мария) в гражданскую войну (я уже сбился со счета какую…).
Взяв Рим (второе взятие Рима) Сулла установил свою диктатуру (82 – 79). Жестокий террористический режим получил название система проскрипций (особые списки, по которым любого римского гражданина внесенного в них, можно было «замочить», без какого-либо суда и следствия). В результате уничтожения всех политических противников, государство получило некоторый период относительного спокойствия.
Диктатура Суллы была последней попыткой сохранить политический строй сенатской республики, но социальной опорой режима был уже не столько нобилитет, а ветераны римской армии, наделённые Суллой землёй. Это предопределило все последующие события, и в конечном итоге – падение республики. Спасти ее было невозможно (впрочем, спасать олигархическую сенатскую республику особой необходимость и не было…)
О крайнем обострении социальных противоречий в римском государстве свидетельствовало и крупнейшее в истории древности восстание рабов под руководством Спартака (74 – 71). Хотя его (с большим трудом) удалось подавить, оно ускорило падение республики (рабовладельцы предпочитали сильную власть, способную защитить их).
В этот период римское общество характеризовалось следующими главными процессами в нем:
Народные собрания (комиции) с момента распространения гражданских прав на всё население Италии начали превращаться в юридическую фикцию и утратили свою роль |
Типичное для полисной организации народное ополчение после реформы Мария заменяется постоянной и профессиональной армией. |
Изменился господствующий класс: старая знать (сенатская олигархия), тесно связанная с отжившими полисными традициями, теряла свою власть. Новые социальные группы - всадники, муниципальная, а затем и провинциальная аристократия - всё в большей мере претендовали на руководящее положение в государстве. |
К 1 в. решающую роль в государстве стала играть армия и ее вожди. Стремясь к власти, высшие военачальники вступают в серьезные конфликты с Сенатом. Борьба между Сенатом и армией – фактически главное направление развития римской республики в последний период ее существования.
Вот хроника событий:
1 | Первый триумвират_ После возвышения Г. Помпея, образовался антисенатский союз трех военных деятелей - Красса, Помпея и Цезаря. В скором времени он превратился в фактическое правительство страны. |
2 | Гражданская война и правление Цезаря_ После пребывания на посту консула, Цезарь получи в управление ряд провинций и право набора армии. В результате его завоевательных походов захвачена огромная территория и огромная военная добыча. Популярность Цезаря растет. Сенат, опасаясь единоличной власти Цезаря (не зря опасались, как показало будущее…) провел против него ряд законов. Цезарь, однако, не подчинился им, в стране началась гражданская война. К 45 г. разгромив всех (!) он получил неограниченную власть. |
3 | Убийство Цезаря и новая гражданская война_ Радоваться новому правителю пришлось недолго – в результате заговора сторонников республики Цезарь убит (44) После смерти цезаря началась новая гражданская война. В защиту республики выступили руководитель заговора Брут и Кассий. Цезарианцы – М. Антоний и Октавиан. |
4 | Второй триумвират_ В 43 г. возник второй триумвират (союз трёх цезарианцев: Антония, Октавиана и Лепида). Власть триумвирата санкционировали комиции (зачем?... Позднее комиции сами лишаться всякой власти, с формированием империи, которую сами же поддерживали) Путем жестоких проскрипций замочены все политические противники триумвирата, а затем – урыты и сами Брут и Кассий (битва при Филиппах, 42) |
5 | Последний бой_ Тот, кто считает, что на этом дело и закончилось, ошибся. Теперь делить власть начали сами триумвиры (ну кто бы сомневался…). Антоний и Октавиан в результате войны, наконец, выяснили отношения между собой (мыс Акций, 31), в результате чего Антоний покончил жизнь самоубийством после разгрома его армии Египте (кстати, и Египет захвачен). Теперь единоличным правителем стал Октавиан. |
С разгромом армии Антония (которому, кстати, помогала и царица Египта Клеопатра) Римская республика «накрылась медным тазом».
30 г. часто считается датой начала нового периода в развитии Рима – империи, хотя в действительности Сенат только в 27 г. закрепил за Октавианом права верховной власти и преподнёс ему почётный титул «Август».
- Оглавление
- Государство и право Древнего Египта
- Возникновение государства в Древнем Египте. Периодизация
- Общественный и государственный строй Египта
- Право Древнего Египта
- Государство и право Древнего Вавилона
- Ранние государства Междуречья. Возникновение вавилонского государства
- Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
- Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
- Государство и право Древней Индии
- Возникновение индийского государства. Периодизация развития
- Общественный и государственный строй Древней Индии
- Право Древней Индии. Законы Ману
- Государство и право Древнего Китая
- Возникновение государства в Древнем Китае. Государство периода Шань (Инь) XV – XI в. До н.Э.
- Общественный строй периода Шань
- Период Чжоу (XI – III до н.Э.)
- Западный Чжоу
- Восточный Чжоу
- Централизованные империи Цинь и Хань (III до н.Э. – III в.)
- Право Древнего Китая и его особенности. Конфуцианство и легизм
- Государство и право Древней Греции
- Государство в Древних Афинах
- Государство в Древней Спарте
- Право Древней Греции. Законы Драконта
- Государство и право Древнего Рима
- Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)
- Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики (509 – 27 г. До н.Э.)
- Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината
- Общая характеристика государства и права в средние века
- Образование государств в странах Западной Европы (общие черты и особенности)
- Основные черты и источники феодального права
- Государство и право франков
- Государство франков – возникновение, особенности и периодизация развития
- Франкское государство периода Меровингов. Реформы Карла Мартелла
- Правление Каролингов. Империя Карла Великого и ее распад
- Император
- Право франкского государства. Салическая правда
- Государство и право средневековой Франции
- Средневековая Франция – возникновение государства. Сеньориальная монархия (реформы Людовика IX)
- Королевский двор (курия)
- Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции и ее черты (классический абсолютизм)
- Право Франции средневекового периода
- Государство и право средневековой Англии
- Возникновение английского государства. Раннефеодальная монархия и ее централизация (IX – XIII в.)
- Сословно-представительная монархия. Великая хартия вольностей (1215 г.) Британский парламент (XIII – XV в.)
- Абсолютная монархия в Англии (незавершенный абсолютизм) (XV – XVII в.)
- Государство и право средневековой Германии
- Возникновение германского государства. Германия в период централизации (X – XIII в.)
- Германия в период феодальной раздробленности (XIII в.). Особенности сословно-представительной монархии в Германии
- Абсолютизм в Германии и его особенности
- Право средневековой Германии
- «Каролина» - крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы
- «Каролина»_
- Право Византии. Кодекс Юстиниана и последующее законодательство
- Государство и право Арабского халифата
- Возникновение Арабского халифата. Периодизация его развития
- Общественный и государственный строй арабского халифата. Распад
- Мусульманское право. Система источников. Особенности правовых институтов