§ 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
гражданской обороны
Под гражданской обороной в Российской Федерации понимается:
а) комплекс общегосударственных экономических, социальных и оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и национального достояния от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения противником современных средств поражения;
б) система органов управления, военизированных и невоенизированных формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характера;
в) один из элементов обеспечения безопасности населения и жизнедеятельности государства <53>.
--------------------------------
<53> Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 2. М., 1994. С. 489.
Международным правом (Женевские конвенции 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.
Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения в военное время в ее первоначальном виде возникла в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду Гражданской войны 1918 - 1921 гг., когда в воззвании Комитета революционной обороны "К населению Петрограда и его окрестностей" (март 1918 г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической защите в единую государственную систему. Постановлением СНК СССР от 4 октября 1932 г. была создана самостоятельная система оборонно-массового характера под названием "местная ПВО" (МПВО). К началу Великой Отечественной войны МПВО перешла в ведение НКВД СССР.
В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР и становится составной частью системы государственных оборонных предприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. В 1971 г. руководство Гражданской обороной было возложено на Министерство обороны СССР.
После распада СССР Гражданская оборона была выведена из состава Вооруженных Сил. Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. на базе Государственного комитета по делам гражданской обороны и штаба Гражданской обороны был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С тех пор вопросы гражданской обороны находятся в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, который сегодня именуется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
2) утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
3) вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
4) утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;
5) осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
а) обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
б) руководит организацией и ведением гражданской обороны;
в) издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
г) определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
д) определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
е) определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
ж) определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
з) осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют следующие функции в области гражданской обороны:
- принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
- разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1) организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
2) осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
3) организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
4) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
5) планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
6) планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
7) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
а) проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
б) проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
в) поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
г) проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
д) проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
е) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в пределах своих полномочий выполняют следующие задачи:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Граждане Российской Федерации в области гражданской обороны выполняют следующие обязанности:
1) проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
3) оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Таким федеральным органом является МЧС России.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
в) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
г) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Порядок ведения подготовки и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
- в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
- в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- в федеральных органах исполнительной власти - на основе соответствующих планов гражданской обороны.
Планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по проведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для решения задач в области гражданской обороны создаются силы гражданской обороны, под которыми понимаются воинские формирования, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. Для решения задач в области гражданской обороны привлекаются в установленном порядке воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Согласно Положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784, войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Основными задачами войск гражданской обороны являются:
1) в мирное время:
а) в повседневной деятельности:
- осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;
- накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
- участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры;
- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
2) в военное время:
- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
- обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в МЧС России и его территориальных органах. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай