§ 1. Функция государства по защите Отечества
Под функциями государства, как правило, понимаются основные направления его деятельности, которые в конкретный исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.
Функции государства характеризуются следующими признаками:
1) функции государства не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, без которых государство на данном историческом этапе либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере, которая может меняться с течением времени;
2) в функциях выражается общесоциальная сущность государства;
3) выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность; на функции влияют условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (терроризм, экология, демография, сырьевые и иные глобальные проблемы);
4) реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его общесоциальной сущностью и социальным назначением.
Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его не только применять в своей практической деятельности методы насилия, принуждения, но и обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей (правового государства, гражданского общества, в частности, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств), различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав, законных интересов гражданина и др.
Среди функций государства различаются основные и неосновные функции. Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основные функции государства выполняются в разной мере всеми или многими звеньями государственного аппарата. С большой долей условности можно выделить неосновные функции государства, которые, как правило, осуществляются специально предназначенными для этого органами.
Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве на протяжении всего исторического периода его существования лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач - "защиты его целостности и независимости" <16>.
--------------------------------
<16> Добровольский А.М. Военно-административное право (лекции, прочитанные в 1914 - 1918 учебных годах). СПб., 1914. С. 2.
Каждое государство имеет интересы и цели, детерминированные его сущностью, которая определяется тем, чьим интересам оно (государство) служит. В зависимости от этого различают две стороны сущности государства: классовую (точнее было бы сказать, групповую, или коллективную) и общесоциальную. В разные периоды истории каждого конкретного государства эти две стороны сущности государства либо чередовались, либо действовали одновременно, только в разных соотношениях: на отдельных этапах акценты смещались то на обслуживание интересов каких-то привилегированных общественных групп, слоев или страт, то на сохранение целостности и обеспечение функционирования всего общества. Таким образом, главный интерес государства как явления состоит в том, чтобы сохранить целостность общества и обеспечить его функционирование. Если под государственным интересом понимать совокупный результат интересов нации, общества и его слоев, а также индивидуальных интересов, то в данном случае понятие "государственный интерес" совпадает по содержанию с понятием "национальный интерес".
В каком соотношении понятие "интерес" находится с близкими ему категориями "потребность", "цель", "ценность"?
Главная потребность общества заключается в объективной необходимости поддерживать условия жизнедеятельности его составных частей и удовлетворяется созданием государства. Главная потребность государства заключается в сохранении его как такового в интересах общества. Интересы выражаются через пути и способы удовлетворения потребностей, а все то, что удовлетворяет потребности, обозначается понятием "ценности". В то же время интерес в удовлетворении потребностей реализуется через систему целей и функций государства.
Государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, поскольку к его сохранению проявляется интерес. Ценность государства заключается в его территориальной целостности, независимости, сохранении прав человека и т.д.
Для того чтобы ценность государства была сохранена или приобретена, государство ставит цель, определяя при этом свои интересы.
Таким образом, соотношение понятий "интерес", "потребность", "ценность", "цель" можно проиллюстрировать следующим алгоритмом: потребность (сохранение государства) может быть удовлетворена ценностью (наличием в государстве определенных благ, в том числе институтов для реализации потребности <17>); государство ставит цель (пути) - овладеть ценностью и определяет в этом плане свои интересы в способах ее реализации, т.е. конкретных функциях. Для достижения своих целей государство осуществляет определенные функции, представляющие собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
--------------------------------
<17> Л. фон Штейн писал: "...нет сомнения, что войско, рассматриваемое само по себе... имеет большую ценность... Ценность войска заключается не в том, что оно производит, а в том, что оно доставляет защиту и безопасность всему производимому" (Штейн фон Л. Военный быт как часть науки о государстве / Пер. А. Эртеля. СПб., 1875. С. 32).
Известный русский теоретик права Н.М. Коркунов еще более века назад указывал, что, пытаясь обеспечить осуществление интересов и культурных идеалов, государства находятся в непрестанной борьбе между собой, то вооруженной, то мирной <18>. Чем более значительную часть своих потребностей государство не может обеспечить за счет внутренних ресурсов, тем в большей степени его интересы направлены вовне и тем большую роль оно стремится обеспечить себе в международных отношениях. Внешние интересы государства в конечном счете ставятся на службу внутренним. Вплоть до XX в. внутренние интересы ведущих государств решались главным образом в результате открытой борьбы за колонии, за передел зависимых территорий. История XX века также показывает примеры пространственной экспансии, но уже, как правило, в форме агрессии против суверенных государств, которые имели те же цели - захват территории, овладение природными и иными ресурсами.
--------------------------------
<18> Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1892. С. 20.
Кроме того, мировое сообщество является свидетелем участия отдельных государств или их групп в вооруженных конфликтах, которые в отличие от войны носят ограниченный масштаб, как пространственный, так и временной. Формами вооруженных конфликтов являются вооруженный инцидент, вооруженная акция (операции США в Персидском заливе, против Югославии, в Афганистане и Ираке) и другие вооруженные столкновения, которые могут стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия, а также могут быть направлены на нейтрализацию определенных угроз с помощью средств вооруженной борьбы.
Таким образом, главными целями-ценностями для большинства государств объективно были и остаются сохранение территориальной целостности и суверенитета, а также возможность получения ресурсов (от материальных до интеллектуальных), необходимых для внутреннего развития. Для того чтобы стабильно получать ресурсы, необходимо установить контроль над их источниками и потоками - в этом состоит сегодня объективный интерес большинства развитых государств <19>.
--------------------------------
<19> Шумилов В.М. Категория "государственный интерес" в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. 2000. N 3. С. 6.
Помимо этого, государство может прибегать к непосредственному принуждению в отношениях со своим населением. "Поэтому, - отмечает Н.М. Коркунов, - ни одно государство не может обойтись без вооруженной силы, войска и органов исполнительной полиции, призванных именно к осуществлению непосредственного принуждения" <20>.
--------------------------------
<20> Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 257.
Таким образом, налицо две группы государственных интересов, преследующих реализацию потребности государства в сохранении самого себя, - внешние и внутренние, в основе которых лежат интересы иного порядка: экономические, национальные, культурные, религиозные и др.
Целью-ценностью, определяемой национальными интересами, является национальная безопасность <21>, под которой понимается состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни, т.е. обеспечивается реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства.
--------------------------------
<21> Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (см. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Действует в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24).
Национальным интересам могут препятствовать определенные условия и факторы, создающие опасность национальным ценностям и национальному образу жизни, которые в совокупности именуются угрозами национальным интересам. Они бывают как внутренние, так и внешние, в зависимости от источника, которым могут быть другие государства, группировки лиц, отдельные лица, протекающие процессы и явления. Угрозы национальным интересам также классифицируются в зависимости от сферы социальной деятельности (экономической, политической, социальной, международной, военной и пограничной). Угрозы национальным интересам устраняются системой защиты национальных интересов, под которой понимается комплекс мер по предотвращению или нейтрализации посягательств, враждебных действий, опасностей и которая, по сути, является реализацией системы обеспечения национальной безопасности государства.
Национальные интересы представляют собой первопричину политических действий и свершений, преломляясь в виде экономических, политических и военных доктрин, программ, концепций и т.д. Выбор форм и средств защиты национальных интересов основывается на Концепции национальной безопасности, которая является системой взглядов на национальные ценности, интересы и цели государства, принципы, средства, формы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.
Реализация и защита национальных интересов относятся к основной функции государства. На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государства вырабатывают и формируют цели государственной политики, являющиеся по своему содержанию отражением намерений граждан, общества и государства в части удовлетворения своих прежде всего жизненно важных интересов <22>. Цели достигаются путем решения соответствующих им задач. Для обеспечения решения таких задач государственными органами и институтами государства вырабатываются и осуществляются специальные меры.
--------------------------------
<22> Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 59.
Как соотносятся понятия "задачи государства" и "функции государства"? Как уже было отмечено, под последними понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Указанная деятельность осуществляется в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специфических методов.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, поскольку являются их предпосылкой и воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций, которые имеют государственно-значимый характер и к числу которых относится функция обеспечения целостности и сохранности конкретного общества, формой которого выступает данное государство.
Решение государством посредством осуществления определенной деятельности задач приводит к реализации интересов государства, которые существуют объективно и независимо от их нормативного закрепления в том или ином правовом акте. Однако для того чтобы деятельность государства в том или ином направлении была легитимной, необходимо юридическое закрепление функций государства в основном законе государства, т.е. его конституции.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации). Указанная целевая установка традиционно в юридической литературе связывалась с функцией обороны государства, которая относилась к числу его внешних функций <23>. Однако события последних лет показали, что для целостности и сохранности государства могут представлять опасность не только внешние, но и внутренние угрозы. Следовательно, обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории составляет не только внешнеполитический, межгосударственный, но и внутригосударственный аспект суверенитета Российской Федерации.
--------------------------------
<23> См., например: Долгопятов Г.М., Виноградов Н.А. Военная служба в СССР. М., 1954. С. 4; Лепешкин А.И. Советское государство и его функция обороны страны. М., 1966. С. 25; и др.
Однако данное утверждение также отражает лишь традиционное понимание данного института как защиты от внешних и внутренних военных угроз. Но в современных условиях угрозы носят полисистемный характер <24>, что позволяет сделать вывод о наличии не только военной, но и иных составляющих института защиты Отечества: духовной, информационной, экономической, политической и др. Таким образом, можно сделать вывод о полисубъектности конституционной обязанности по защите Отечества (граждане, организации, государство, народ в целом) и многоаспектности данного понятия.
--------------------------------
<24> См. подробнее: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М., 2005.
Как уже было указано ранее, цели государства детерминированы его интересами. Интересы нашего государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указаны угрозы национальной безопасности России, к которым, в частности, отнесены: переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, терроризм, в том числе международный, деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций и др. Основными задачами в области национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере (в сфере военной безопасности) являются обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.
Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану ее суверенитета, обеспечение военной безопасности государства, целостности и неприкосновенности его территории военными методами и средствами вооруженной борьбы.
Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности по защите Отечества, субъектами которой являются государство, его институты и отдельные граждане.
Конституционная обязанность государства по защите Отчества формулируется следующим образом: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Функция защиты Отечества возлагается на специально создаваемые государственные военные организации (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования) и органы, а также в пределах, установленных законодательством, на все иные учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовой формы и граждан Российской Федерации. Государственные организации и органы в соответствии с их местом в государственном механизме и политической системе имеют свои функции, реализующие их компетенцию, права и обязанности, которые в совокупности с реализацией функций другими структурными элементами государственного аппарата приводят к осуществлению функций государства.
Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Указанная обязанность имеет не только внешний, но и внутренний аспект, т.е. не только участие в обороне государства в случае внешней агрессии, но и участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения. Так, части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, других войск и воинских формирований привлечены к проведению контртеррористической операции в Чеченской Республике для восстановления конституционного строя и прекращения антигосударственных действий со стороны незаконных вооруженных формирований.
Каковы суть и признаки конституционной обязанности по защите Отечества и ее соотношение с другими институтами: воинской обязанности и обязанности несения военной службы? Российское государство признает необходимость защиты Отечества, возлагая соответствующую обязанность на каждого российского гражданина и любое иное лицо, законно находящееся на территории Российской Федерации, т.е. эта обязанность носит всеобщий характер. Всеобщность является одним из квалифицирующих признаков любой конституционной обязанности наряду с признаком равенства для всех. Однако при этом возникает вопрос о формах и мере должного и необходимого поведения граждан по защите Отечества.
Для различных категорий граждан конкретные проявления (формы) данной обязанности различны, что находит закрепление в отраслевом законодательстве (например, об обороне и безопасности, иногда речь идет о военном законодательстве <25>). Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями) для российских граждан предусматривается воинская обязанность в шести формах: воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
--------------------------------
<25> Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004.
Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью всех без исключения российских граждан. Указанное положение Конституции Российской Федерации соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности". В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав и свобод граждан, имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. С этой целью государство формулирует свои требования в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Под юридической обязанностью, как правило, понимаются установленные законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Поведение должно определяться и устанавливаться государством, оно должно быть не только необходимым, но и возможным. Категория возможного применительно к обязанностям по защите Отечества имеет ярко выраженные особенности, которые связаны с риском для жизни и заключаются в том, что невозможное для обычных граждан является возможным для военнослужащих в боевой обстановке.
Возлагая воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества на российских граждан, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Так, например, не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, граждане, постоянно проживающие за пределами России (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, военной службы по призыву граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что не на всех российских граждан, имеющих возможность исполнять воинскую обязанность, она возлагается государством. Следовательно, в данном случае речь идет о необходимой по закону возможности, т.е. правовой необходимости. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических, социально-экономических и политических условий общественной жизни <26>. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Она является производной от конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества, а производной от воинской обязанности является обязанность военной службы по призыву отдельных категорий российских граждан. Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации) все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, но не все являются носителями юридической обязанности исполнения военной службы по призыву. Однако несение военной службы в качестве конституционной обязанности предусмотрено ст. 59 Конституции Российской Федерации. Каким образом тогда для нее характерен признак всеобщности? Всеобщность заключается в потенциальной возможности возложения указанной обязанности на всех российских граждан, однако правовая необходимость такого государственно-правового решения должна быть оформлена законом (что характерно, например, для Израиля). Следовательно, обязанность исполнения (несения) военной службы имеет конституционное происхождение и является конституционной обязанностью российских граждан, поскольку обязанность по несению военной службы является равной потенциальной обязанностью всех российских граждан, а в мирное время является юридической обязанностью их отдельных категорий <27>.
--------------------------------
<26> В отдельные исторические моменты для привлечения как можно большего количества мобилизационных ресурсов на широкий круг подданных и граждан возлагалась рекрутская (воинская) повинность, всеобщая воинская обязанность. В современных условиях всеобщей воинской обязанности подлежат все трудоспособные граждане Израиля.
<27> См. подробнее: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.
Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности <28>), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. <29>. Реализация моральной обязанности по защите Отечества в военное время может выражаться в форме участия мирного населения в партизанском движении, саботаже и т.д., которые, конечно же, не являются юридическими обязанностями и отказ от которых не может влечь юридической ответственности. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
--------------------------------
<28> Положение о воинской квартирной повинности 1874 г.: Сборник постановлений о воинской квартирной повинности / Сост. и изд. И.Я. Рудченко. Житомир, 1878.
<29> Стрекозов В.Г. Священный долг по защите Отечества в Конституции СССР // Военная мысль. 1979. N 6. С. 26 - 33.
Однако конституционная обязанность граждан по защите Отечества предполагает не только необходимость исполнения воинской обязанности, в том числе в виде военной службы по призыву, отдельными категориями российских граждан, но и возможность добровольно исполнять конституционный долг по защите Отечества. Понятие "долг" означает, что требование конституционной нормы носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Понятие "долг", с одной стороны, подчеркивает нравственную обязанность, в данном случае по защите Отечества, а с другой - возможность добровольно возложить на себя соответствующие обязанности, например, по исполнению военной службы, что нашло юридическое закрепление в п. 4 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": "Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу...". Носитель конституционных обязанностей должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания <30>.
--------------------------------
<30> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 139.
Понятия "долг" и "обязанность" являются близкими по значению. Первое из них обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т.е. подчеркивается моральная обязанность и необходимость определенного поведения перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В понятие "обязанность" вкладывается юридический смысл: необходимость установленного нормативными правовыми актами поведения, которая подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение. Кроме воинской обязанности, граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества. Право граждан Российской Федерации на добровольное исполнение долга по защите Отечества в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает добровольную подготовку к военной службе, добровольное поступление на военную службу по контракту и ее прохождение, поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования; указанные действия не являются формами исполнения воинской обязанности. Также не является формой исполнения конституционного долга по защите Отечества прохождение службы военнослужащими в воинских формированиях, направляемых за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" согласно международным обязательствам.
Следовательно, конституционная обязанность по защите Отечества возлагается на всех российских граждан, в то же время способы и формы ее реализации дифференцированы для различных социальных групп и детерминированы в зависимости от пола, возраста, социального положения и других факторов (политических, социально-экономических и др.).
Право на поступление на военную службу по контракту является одной из форм реализации права российских граждан на труд, гарантированного ст. 37 Конституции Российской Федерации: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ч. 1).
В то же время Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37), что соответствует нормам международного права. В ст. 2 Конвенции Международной организации труда N 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.) <31>, ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), ст. 1 Конвенции Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.) <32>, ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содержится запрет на привлечение к принудительному или обязательному труду. Следовательно, возникает вопрос о соотношении обязательной военной службы по призыву отдельных категорий граждан, являющейся их юридической обязанностью, с гарантированным им конституционным правом на труд и запретом на принудительный труд.
--------------------------------
<31> Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 23 июня 1956 г.
<32> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 23 марта 1998 г.
В ст. 2 Конвенции Международной организации труда N 29 оговорено, что не является запрещенным принудительным или обязательным трудом любая обязательная военная служба, а в странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы по законным основаниям, - и служба, назначенная вместо обязательной военной службы (например, альтернативная гражданская служба). Любая служебная деятельность является разновидностью трудовой деятельности, а военная служба по своей социальной сущности является ее особой разновидностью.
Провозглашая право каждого на свободный выбор рода деятельности или профессию, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, исходя из целей обеспечения обороноспособности и безопасности, законодатель ограничивает отдельные категории российских граждан в конституционном праве выбора рода деятельности. В данном случае речь идет не о лишении граждан права на труд, а о возложении обязанности осуществлять законодательно определенный вид деятельности - исполнять военную службу по призыву. Тем самым обеспечиваются как реализация всеми гражданами конституционного права на труд, так и исполнение ими конституционной обязанности и долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы в различном порядке - при поступлении на нее по призыву или в добровольном порядке. Не нарушаются при этом и конституционные принципы равенства перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Военная служба по призыву имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется, и, следовательно, не противоречит ст. 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Конституционные принципы равенства предполагают равенство возможностей, в том числе в выборе путей исполнения конституционной обязанности. Так, любой гражданин, подлежащий призыву на военную службу, может на законном основании воспользоваться отсрочкой от призыва, например, при поступлении в учебное заведение профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, реализуя при этом конституционное право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Различные правовые последствия, связанные с таким свободным выбором, не могут рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных в ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Следовательно, призыв на военную службу и военная служба по призыву, являющиеся по российскому законодательству формами воинской обязанности, не предполагают лишение граждан права на труд, но ограничивают их на определенный законом срок в реализации их конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности в интересах всего общества и государства.
Таким образом, конституционная обязанность по защите Отечества - это установленная Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции Российской Федерации необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные законом вид и меру поведения в вопросах охраны суверенитета и безопасности государства, обеспечения целостности и неприкосновенности его территории, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Долг и обязанность по защите Отечества в различных формах, в том числе в форме исполнения военной службы, Конституция Российской Федерации возлагает на российских граждан. Имеют ли возможность нести военную службу иностранные граждане в современной России? В настоящее время ст. 62 Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации равный доступ к государственной службе имеют только граждане Российской Федерации. Статьей 59 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность по защите Отечества, воинская обязанность, в том числе обязанность прохождения военной службы по призыву, и право добровольного исполнения конституционного долга по защите Отечества предусмотрены исключительно для граждан Российской Федерации. В то же время Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не устанавливает прямого запрета на военную службу иностранцев.
В отдельных случаях государство может допускать возможность военной службы иностранных граждан. Так, некоторые страны - участницы Содружества Независимых Государств до формирования национальных военных кадров допускали возможность комплектования своих вооруженных сил военнослужащими, являвшимися гражданами Российской Федерации <33>. В настоящее время в России с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность военной службы по контракту иностранных граждан на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В основном предполагается военная служба иностранных граждан, являющихся гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств.
--------------------------------
<33> Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 23 мая 1993 г. "О временном (до 2000 года) разрешении военнослужащим, имеющим иное гражданство, продолжать военную службу в государствах - участниках Содружества Независимых Государств".
Будучи производной от гражданства, обязанность по защите государства является неотъемлемой частью понятия гражданства. Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Особое значение имеет указание на то, что граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Следовательно, граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, должны исполнять возложенную на них обязанность по защите Отечества, в том числе и в форме воинской обязанности, наравне со всеми другими гражданами России. За такими гражданами следует также признать их право на общих с другими гражданами Российской Федерации основаниях поступить на военную службу в добровольном порядке по контракту.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай