§ 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
Согласно Словарю русского языка понятие "средство" означает прием, способ действия для достижения чего-либо и орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности, а понятие "правовой" означает нечто, относящееся к праву, т.е. к системе общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых от нарушения государством <215>.
--------------------------------
<215> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 498, 660.
Исходя из изложенного, под правовыми средствами укрепления воинской дисциплины следует понимать установленную военным законодательством систему приемов и способов действий правоохранительных органов, командиров (начальников), направленных на строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Согласно ст. 4 ДУ ВС РФ воинская дисциплина достигается:
- воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
- знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
- личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
- поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
- четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
- повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
- созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.
Систему правовых средств укрепления воинской дисциплины составляют:
1) меры поощрения;
2) дисциплинарные взыскания;
3) меры пресечения нарушений воинской дисциплины;
4) дополнительные меры дисциплинарного воздействия;
5) меры общественного воздействия.
Поощрение - это форма признания заслуг и отличий военнослужащих, проявивших усердие в несении службы и отличившихся при выполнении воинского долга. Поощрениями не только отмечаются успехи и достижения военнослужащих, но и стимулируются их дальнейшая служебная активность, усердие и инициатива в выполнении служебных обязанностей.
Меры поощрения, применяемые к военнослужащим командирами и начальниками, установлены ДУ ВС РФ. Они учитывают специфику военно-служебной деятельности и особенности прохождения службы различными составами военнослужащих. Так, система поощрений дифференцирована применительно к следующим группам военнослужащих: солдаты, матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры. Соответственно в ДУ ВС РФ определена и дисциплинарная власть начальников по применению поощрений (аналогичный порядок установлен и при наложении дисциплинарных взысканий) к конкретным категориям военнослужащих.
Для применения поощрений предусмотрены специальные основания:
а) особые личные заслуги;
б) разумная инициатива;
в) усердие;
г) отличие по службе;
д) мужество, отвага, образцовое руководство войсками, другие выдающиеся заслуги перед государством, высокие показатели в боевой подготовке, отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники.
Все меры поощрения, применяемые к военнослужащим, подразделяются на две большие группы:
1) меры морального воздействия, заключающиеся в публичном одобрении поведения и деятельности военнослужащего, к которым относятся:
- объявление благодарности;
- сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;
- награждение грамотой;
- награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части;
- награждение нагрудным знаком отличника;
- занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличившегося военнослужащего;
2) меры морально-материального воздействия, заключающиеся в улучшении служебного положения военнослужащих и в предоставлении им определенных материальных преимуществ. К ним относятся:
- награждение ценным подарком или деньгами;
- присвоение рядовым (матросам) воинского звания ефрейтора (старшего матроса);
- досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
- присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
- награждение именным холодным и огнестрельным оружием.
Командиры (начальники) могут применять поощрения как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего личного состава воинской части (подразделения). За одно отличие военнослужащий может быть поощрен только один раз. При определении вида поощрения принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличие военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе.
Военнослужащий, имеющий дисциплинарное взыскание, может быть поощрен только путем снятия ранее примененного взыскания. Одновременно с военнослужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. Командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только в том случае, если оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.
Военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий после их снятия соответствующим командиром (начальником) либо по истечении одного года с момента наложения на него последнего взыскания, если за этот период к нему не было применено другое взыскание.
Поощрения объявляются перед строем, на собраниях или совещаниях военнослужащих, в приказе или лично. Объявление приказов о поощрении или награждении отличившихся военнослужащих обычно проводится в торжественной обстановке. Одновременно с объявлением приказа о поощрении военнослужащим, как правило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части, нагрудные знаки отличника, а также зачитывается текст сообщения на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился).
Дисциплинарное взыскание согласно ст. 54 ДУ ВС РФ является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
В соответствии с п. 2 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 54 ДУ ВС РФ за дисциплинарный проступок к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Основными принципами применения поощрений и взысканий к военнослужащим являются:
а) обоснованность, т.е. поощрение должно быть применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги, а взыскание - за фактическое нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка;
б) своевременность, т.е. промежуток между достижением военнослужащим высокого результата служебной деятельности, совершением подвига или отличия (совершением дисциплинарного проступка) и объявлением ему за это поощрения (взыскания) должен быть сведен к минимуму (с учетом времени, необходимого для оценки степени заслуг поощряемого и степени вины и тяжести проступка наказываемого);
в) справедливость (или соразмерность), т.е. мера поощрения должна соответствовать результату служебной деятельности или заслуге, а мера взыскания - тяжести совершенного дисциплинарного проступка и степени вины военнослужащего;
г) постепенность в применении поощрений и взысканий, т.е. применение видов поощрений и взысканий от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения либо применения к военнослужащему сразу наиболее строгого вида взыскания, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого (наказываемого), его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия применяемых мер поощрения и взыскания;
д) гласность, т.е. информация о поощрении или взыскании, объявленном одному военнослужащему, обязательно должна быть доведена до других военнослужащих подразделения (воинской части) в форме объявления приказа о поощрении (наказании) перед строем, на собрании личного состава, через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) (с учетом требования о недопустимости объявления взысканий начальникам в присутствии их подчиненных);
е) индивидуальность (или персонифицированность), т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги (за совершение дисциплинарного проступка) поощрению (привлечению к дисциплинарной ответственности) подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время данный принцип не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля), если высокий положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности;
ж) исполнимость (или реализуемость) мер поощрения и взыскания, т.е. применение мер поощрения и взыскания должно завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, ценного подарка, отменой приказа о наказании, привлечением наказанного военнослужащего к работам, непредоставлением ему увольнения, внесением соответствующей записи в служебную карточку и т.д.).
Меры пресечения нарушений воинской дисциплины представляют собой предусмотренные законодательством меры, применяемые командирами (начальниками) в отношении военнослужащих, нарушающих воинскую дисциплину, направленные на принудительное и немедленное прекращение ими совершаемого дисциплинарного проступка. К их числу относятся:
- напоминание военнослужащему о его обязанностях и воинском долге;
- отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей - применяется к военнослужащему в случаях, когда совершенный им дисциплинарный проступок препятствует исполнению его должностных и (или) специальных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими либо когда исполнение военнослужащим должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению;
- задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы, - применяется к военнослужащему в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения;
- доставление, т.е. принудительное препровождение военнослужащего в служебное помещение воинской части или военной комендатуры;
- прекращение увольнения военнослужащего;
- применение физической силы и специальных средств - заключается в физическом воздействии на нарушителя воинской дисциплины, применяемом специально уполномоченными на то должностными лицами в отношении военнослужащих для немедленного прекращения нарушения воинской дисциплины, когда иные способы достижения указанной цели не возымели действия;
- задержание машин и водителей;
- отстранение от управления транспортными средствами воинских частей водителей и других лиц при наличии оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения либо совершили иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортным средством или его эксплуатацией;
- применение в исключительных случаях оружия.
Указанные меры носят различный характер, но объединены единой целью - пресечь нарушение воинской дисциплины и восстановить порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются в качестве наказания за уже совершенный проступок.
Дополнительные меры дисциплинарного воздействия - это меры, которые не предусмотрены ДУ ВС РФ, однако установлены законодательством и достаточно часто применяются в дисциплинарной практике командиров и начальников. К их числу следует отнести:
- лишение (уменьшение) единовременного денежного вознаграждения по итогам года и премии за образцовое выполнение воинского долга;
- исключение из резерва на выдвижение;
- проведение с военнослужащими, задержанными за нарушение военной формы одежды и невыполнение правил воинского приветствия, занятий в военной комендатуре по строевой подготовке и изучению уставов и др.
Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим наряду с дисциплинарными взысканиями и иными мерами дисциплинарного воздействия за совершение дисциплинарных проступков. Следует иметь в виду, что данные меры лишь постольку могут рассматриваться в качестве правовых средств, поскольку они предусмотрены в правовых актах.
Согласно ст. 53 ДУ ВС РФ в целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, по решению командира (начальника) он может быть рассмотрен и обсужден на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих. Кроме того, в воинских частях созданы и функционируют ряд общественных институтов <216>, на которых также могут обсуждаться дисциплинарные проступки военнослужащих. К числу таких институтов относятся:
--------------------------------
<216> Более подробно о задачах и функциях общественных институтов, создаваемых в Министерстве обороны Российской Федерации, см. гл. 15 настоящего издания.
1) офицерские собрания, которые действуют на основании Положения, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 435;
2) общественно-дисциплинарные комиссии, действующие в соответствии с Временным положением, утвержденным указаниями статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 172/1/1777;
3) родительские комитеты при воинских частях и при военных комиссариатах субъектов Российской Федерации, созданные в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 2006 г. N 172/2/8996.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай