§ 1. Возникновение военной службы
Условия поступления на военную службу. Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, одной из форм конституционной обязанности по защите Отечества, а с другой - правом поступать на нее в добровольном порядке, тем самым реализуя свой конституционный долг по защите Отечества. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого лица могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.
Под условиями поступления на военную службу имеются в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых могут возникнуть военно-служебные отношения.
Наличие необходимых условий является предпосылкой возникновения государственно-служебных или военно-служебных отношений. Само же отношение возникает при наступлении юридического факта, с которым связывается начало военной службы. Однако, кроме соблюдения условий привлечения или поступления на военную службу, необходимо наличие оснований возникновения военно-служебных отношений, которые также являются юридическими фактами, закрепленными законом. Указанные юридические факты бывают двоякого рода:
1) события (например, достижение призывного возраста);
2) волевые действия лица, имеющего право требовать заключения с ним контракта о прохождении военной службы.
Наличие предусмотренных законом оснований возникновения военно-служебных отношений является важной юридической гарантией, с одной стороны, реализации конституционного права на труд при поступлении на военную службу в добровольном порядке, а с другой - юридической обязанности граждан по привлечению на военную службу по призыву.
Следовательно, возникновение военно-служебных отношений правомерно лишь в том случае, если одновременно есть следующие три обстоятельства их возникновения:
1) есть указанные в законе основания;
2) соблюден нормативно установленный порядок;
3) есть юридический акт, с которым связывается возникновение военно-служебных отношений.
С одной стороны, основания возникновения военно-служебных отношений выступают конкретными юридическими обстоятельствами, с которыми законодатель связывает наступление юридических последствий в виде привлечения или поступления на военную службу, тогда как, с другой стороны, условия привлечения или поступления на военную службу - это юридические обстоятельства, выступающие в роли предпосылок возникновения военно-служебных отношений. Привлечение или поступление на военную службу представляет собой сложный юридический состав, систему юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения военно-служебных отношений.
Для призыва граждан на военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом основания освобождения от военной службы или отсрочки от нее. При поступлении граждан на военную службу в добровольном порядке, кроме достижения установленного в законе возраста, наличия необходимого состояния здоровья и других условий для возникновения военно-служебных отношений, необходимо наступление юридического факта, связанного с началом военной службы, - вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, под условиями возникновения военно-служебных отношений следует понимать юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу. Такими условиями являются гражданство (для лиц, призываемых на военную службу); достижение определенного возраста; годность по состоянию здоровья, профессионально-психологические качества; уровень образования, профессиональной и физической подготовки.
Перечисленные условия, за исключением гражданства, уровня образования, профессиональной и физической подготовки, являются общими как для поступающих на военную службу по контракту, так и для привлекаемых на нее по призыву.
Гражданство как обязательное условие для прохождения военной службы существовало не всегда и не во всех армиях. Вопросы исполнения военной службы только гражданами своей страны решаются каждым государством самостоятельно, что зависит от его политического и социально-экономического положения в конкретный исторический период. Вопросы гражданства тесно связаны с реализацией конституционного принципа государственной службы - равного доступа к государственной службе, рассмотренного ранее. Равный доступ к военной службе не означает, что каждый гражданин имеет субъективное право на военную службу, а государственный орган обязан реализовать это право гражданина, поскольку требуется соблюдение ряда других условий, которые будут рассмотрены далее. В настоящее время Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" (ст. 18.1) предусмотрены возможность поступления иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Достижение определенного возраста является фактическим обстоятельством (событием), на котором основывается право государства требовать от граждан совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме исполнения военной службы по призыву. В то же время достижение такого возраста при наличии прочих условий предоставляет гражданину право поступить на военную службу в добровольном порядке, в том числе и тогда, когда он уже отслужил обязательные установленные сроки. В случае если гражданин не достиг установленного возраста или уже превысил его, он не может быть ни призван на военную службу по инициативе государства, ни поступить на нее в добровольном порядке.
Требование о достижении определенного возраста для призыва и поступления на военную службу связано со значительными физическими и психологическими нагрузками, подчас с необходимостью применения специальных знаний и навыков.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призывной возраст граждан мужского пола установлен от 18 до 27 лет (ст. 22). Таким образом, возраст граждан является необходимой предпосылкой возникновения военно-служебных отношений. При установлении возраста пребывания на военной службе учитываются интересы государства в сфере обороны и безопасности, создаваемых им органов и организаций, решающих задачи в данных сферах, а также граждан, являющихся основными исполнителями указанных задач.
В тесной связи с вопросом о возрасте военнослужащих находится вопрос о годности к военной службе по состоянию здоровья, или физической годности. В качестве обязательного условия как привлечения на военную службу по призыву, так и поступления на нее в добровольном порядке оно содержится в законодательстве всех без исключения государств. Указанное требование имеет цель набирать в армию здоровых и боеспособных людей. Требования по состоянию здоровья к лицам, поступающим или призываемым на военную службу, зависят как от состояния здоровья населения, так и от той внешнеполитической ситуации, которая складывалась на разных этапах исторического развития государства.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 16) одним из основных мероприятий комиссии по постановке граждан на воинский учет является организация медицинского освидетельствования граждан и определение их годности к военной службе. Указанный Закон в ст. 11 в качестве обязательной подготовки граждан к военной службе предусматривает медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия. По сравнению с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. (ст. 10) Федеральный закон 1998 г. возможность проведения в отношении гражданина лечебно-оздоровительных мероприятий не обусловливает необходимостью получения согласия гражданина на их проведение. Таким образом, уклонение гражданина от проведения указанных мероприятий будет являться уклонением от выполнения мероприятий по воинской обязанности, что может повлечь наступление юридической ответственности.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать профессионально-психологическим требованиям (п. 1 ст. 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Это обусловлено вооружением войск сложной боевой техникой, требующей особых способностей к управлению ею, а также психологической предрасположенности к этому конкретного лица. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору. При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан. Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется гражданин.
На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности, т.е. непригодный к военной службе.
Следующими взаимосвязанными условиями возникновения военно-служебных отношений являются соответствие общеобразовательному цензу и соответствие уровню профессиональной подготовки.
Требования о соответствии общеобразовательному цензу и уровню профессиональной подготовки предъявляются лишь к тем гражданам, которые желают поступить на военную службу по контракту, о чем имеется прямое указание в ст. 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Каких-либо условий по образовательному цензу или уровню профессиональной подготовки для лиц, привлекаемых на военную службу по призыву, действующее законодательство не содержит, поскольку согласно ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование является обязательным, т.е. считается, что практически все молодые люди призывного возраста должны иметь общее среднее (полное) или среднее профессиональное образование, что позволит им в установленные сроки овладеть военной специальностью.
Кандидаты на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, должны иметь высшее профессиональное образование, полученное в гражданских высших учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, высшее или среднее профессиональное образование, полученное в военно-учебных заведениях, или иметь воинское звание офицера запаса, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.
Кандидатам на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков и мичманов, необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование, полученное в гражданских высших или средних специальных учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, среднее или начальное профессиональное образование, полученное в школах техников или в школах прапорщиков и мичманов.
Воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, укомплектовываются лицами, имеющими высшее, среднее или начальное профессиональное образование либо среднее (полное) общее образование. Лица, не получившие среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки, но имеющие высокий уровень интеллектуального развития, могут быть приняты на военную службу по контракту в индивидуальном порядке на должности солдат или матросов, не требующие длительной специальной подготовки. Обязательным условием назначения на должности сержантов и старшин является наличие у кандидатов среднего (полного) образования.
Таким образом, перечисленные требования к гражданам, призываемым или поступающим на военную службу в добровольном порядке, являются необходимыми предпосылками возникновения военно-служебных отношений. Однако, как уже было отмечено ранее, для их возникновения необходимо наступление ряда юридических фактов, представляющих собой сложный состав, который различен для граждан, призываемых на военную службу, и граждан, поступающих на нее в добровольном порядке.
Основания возникновения военно-служебных отношений. Возникновение военно-служебных отношений вследствие реализации воинской обязанности граждан возникает в силу одностороннего акта государства. В дореволюционной России военно-служебные отношения возникали в результате подданнической обязанности лиц, имеющих российское подданство. Над всеми лицами, находящимися на территории государства, последнее имеет суверенную власть. Государство заинтересовано в сохранении своего суверенитета, неприкосновенности и целостности. Реализацию указанных интересов обеспечивает особый вид государственной служебной деятельности, которая может осуществляться как добровольно, так и принудительно. Для осуществления этой деятельности, как правило, необходимо значительное количество населения государства, организуемого в его вооруженную силу. Следовательно, исполнение военной службы в результате воинской повинности или воинской обязанности является реалией сегодняшнего времени для большинства государств, имеющих самое различное социально-экономическое развитие.
Точное определение момента возникновения военно-служебных отношений является чрезвычайно важным вопросом, поскольку этот момент фиксирует переход гражданина из общегражданского статуса в военно-служебный и создает для него ряд новых отношений к государству.
Призыв граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), который является публичным правовым актом, определяющим необходимость исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву для лиц, достигших призывного возраста. В то же время сам указ не порождает возникновения военно-служебных отношений, он играет роль юридического факта, который в совокупности с требованиями, предъявляемыми к гражданам, привлекаемым на военную службу, и рядом других юридических фактов приводит к возникновению военно-служебных отношений, т.е. указ о призыве играет роль юридического основания для их возникновения.
Возникновение военно-служебных отношений по законодательству Российской Федерации связывается с началом военной службы, которое для военнослужащих Российской Федерации установлено п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает определенные права и обязанности и на него возлагается ответственность.
Началом течения срока военной службы по призыву и, следовательно, возникновения военно-служебных отношений считается для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.
Военно-служебные отношения в результате призыва на военную службу возникают также и для ряда других категорий граждан. Для офицеров, призванных на военную службу, из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, возникновение военно-служебных отношений связывается с днем убытия к месту прохождения военной службы, который указывается в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - днем убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений.
Следовательно, начало возникновения военно-служебных отношений определяет момент возложения на граждан общих обязанностей и приобретения ими общих прав военнослужащих. В полном объеме военно-служебные отношения, содержанием которых являются права и обязанности военнослужащих, возникают с зачислением в списки воинской части, принятием Военной присяги и назначением на воинскую должность.
Другим основанием возникновения военно-служебных отношений по законодательству Российской Федерации является свободное соглашение, т.е. заключение контракта о прохождении военной службы. В мирное время государство не ставит задачу только принудительно привлекать на военную службу своих граждан. Следовательно, одностороннего волеизъявления государства в этом вопросе недостаточно. Для принятия на службу требуется согласие обеих сторон, т.е. имеет место договор, но договор особого характера, относящийся к области публичного права. Права и обязанности по такому договору не могут быть изменены соглашением сторон, поскольку они устанавливаются законом.
Поступление на военную службу и назначение на должность не являются однородными понятиями в отличие от гражданской государственной службы по российскому законодательству, которое определяет государственную службу через государственную должность государственной службы. Лицо может находиться на военной службе, но не иметь должности (например, лицо, освобожденное от должности или находящееся в распоряжении). Назначение на должность действительно осуществляется от имени государства соответствующим должностным лицом. Но акт о назначении на должность военнослужащего по общему правилу не порождает возникновения отношений военной службы, поскольку он уже предполагает их существование, однако с данным актом возникают должностные обязанности и права и, следовательно, отношения по воинской должности. Иногда возникновение таких отношений может совпадать с моментом вступления в силу акта, но, как правило, следует за ним.
Таким образом, добровольное поступление на военную службу является следствием публично-правового соглашения. Однако военно-служебные отношения возникают не с момента заключения такого соглашения, а с момента вступления в силу акта о поступлении на военную службу, которым является указ Президента Российской Федерации, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти или иного соответствующего должностного лица.
В то же время государство может устанавливать особенности возникновения военно-служебных отношений в добровольном порядке в зависимости от воинских должностей, подлежащих замещению теми или иными составами военнослужащих.
Необходимо иметь в виду, что возникновение военно-служебных отношений связывается не с заключением контракта о прохождении военной службы, а с изданием административного акта о вступлении его в силу. Следовательно, указанный контракт является одним из юридических фактов, в совокупности образующих фактический состав, влекущий возникновение военно-служебных правоотношений.
Военная служба как по призыву, так и в добровольном порядке носит срочный характер <111>. Таким образом, контракт о прохождении военной службы в Российской Федерации оформляет срочный характер военной службы в целях регулирования количества личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. Контракт о прохождении военной службы индивидуализирует только субъектов военно-служебных отношений, т.е. военнослужащего и государственный орган, но не их статус.
--------------------------------
<111> С принятием Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" исключен, впервые в истории нашего Отечества, принцип кадровой военной службы, предполагающей бессрочный характер службы офицеров как ядра вооруженных сил государства.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай