§ 4. Франция
Военное законодательство. Согласно Конституции Французской Республики парламент принимает законы, устанавливающие нормы, относящиеся к обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны, и основные гарантии, предоставляемые военнослужащим, а также законы, определяющие основные принципы общей организации национальной обороны (ст. 34). Объявление войны разрешается парламентом (ст. 35). Осадное положение вводится декретом Совета министров, а продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только парламентом (ст. 36) <226>.
--------------------------------
<226> Конституции государств Европейского союза. М., 2002. С. 655 - 686.
Конституция Французской Республики не содержит каких-либо положений об обязанностях французских граждан. В то же время преамбула Конституции 1946 г. в этих вопросах отсылает к Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1989 г., в которой записано: "Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена" (ст. 12). Конституция Французской Республики закрепляет полномочия высших органов государственной власти, в том числе по отношению к вооруженным силам (ст. ст. 14, 20).
Кроме конституционных актов Французской Республики, закрепляющих основы государственно-служебной деятельности, в том числе военной, правовое регулирование военной службы осуществляется в соответствии с Законом об общем статусе военнослужащих 1972 г., Дисциплинарным уставом вооруженных сил 1975 г. Вопросы уголовного судопроизводства регулируются Кодексом военной юстиции Франции, который в новой редакции утвержден Ордонансом президента от 1 июня 2006 г. N 2006-637 <227>.
--------------------------------
<227> Ordonnance N 2006-637 du 1er juin 2006 portant refonte du code de justice militaire (partie legislative) // Journal officiel de la Republicue Francais (J.O.). 2006. N 127.
Во Франции верховным главнокомандующим является президент.
Во Французской Республике, являющейся полупрезидентской республикой, Конституция разграничивает управленческие полномочия правительства и президента в области обороны, указывая на то, что правительство является органом, ответственным за обеспечение обороны страны и осуществляющим в данной области текущую деятельность, а глава государства контролирует такую деятельность высшего органа исполнительной власти (ст. 20). Президент Франции назначает на военные государственные должности (ст. 13). Указанное полномочие конкретизировано Ордонансом 1958 г., согласно которому президент назначает только высших должностных лиц (например, министра обороны) и только по представлению премьер-министра (ст. 8 Конституции Французской Республики). Генералы назначаются Советом министров, т.е. коллегиальным органом государственной власти. Премьер-министр, ответственный в соответствии с Конституцией Французской Республики за национальную оборону, назначает на иные воинские должности, ряд полномочий делегирован министру обороны.
Правительство Франции разделяет с парламентом основополагающие законодательные полномочия. Парламент принимает законодательные акты лишь по некоторым определенным вопросам. По другим вопросам, в том числе согласно ст. 34 Конституции Французской Республики по всем вопросам в области обороны, за исключением вопросов, определяющих основные принципы общей организации национальной обороны, законы вправе принимать правительство. Парламент ограничивается только определением основ законодательства, а правительство может обратиться с просьбой дать разрешение осуществлять законодательное регулирование путем ордонансов, но только в течение ограниченного периода времени. Таким образом, оборона отнесена к числу сфер государственной деятельности, в которой правительство может принимать ордонансы, по своей юридической силе равные законам (например, право Совета министров Франции на введение осадного положения, предусмотренное ст. 36 Конституции Французской Республики, может быть реализовано путем принятия ордонанса). Совет министров принимает ордонансы по получении заключения Государственного совета, и они скрепляются подписью президента. По своей юридической природе ордонансы являются административными актами. Они подлежат передаче в парламент для утверждения. В случае если ордонанс не представлен в установленный срок в парламент, он утрачивает юридическую силу. Если парламент уклоняется от рассмотрения представленного ордонанса, тот считается утвержденным, но имеет двойственную природу: он может быть изменен только законом, однако сохраняет регламентный характер, позволяющий Государственному совету осуществлять за ним контроль. Когда парламент утверждает представленный ордонанс, тот приобретает силу закона, и Государственный совет не может больше его контролировать. После этого только Конституционный совет может контролировать закон на предмет его соответствия Конституции Французской Республики.
Военная организация государства и ее комплектование. В военную организацию Франции входят вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Составной частью вооруженных сил является военная жандармерия. В военную организацию также входит корпус "быстрого реагирования", который предназначен для участия в операциях ОВС НАТО на Центрально-Европейском театре военных действий самостоятельно или в составе вооруженных сил, защиты интересов Франции за пределами Европы, главным образом в Африке, решения в случае необходимости задач территориальной обороны.
Во Франции военнообязанными являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет.
Во Франции комплектование вооруженных сил осуществлялось на основе призыва и добровольного поступления на военную службу. 30 ноября 2001 г. набор призывников во французскую армию прекратился. Переход на профессиональную армию - одна из главных целей военной реформы, Закон о которой был принят французским парламентом в 1997 г. Военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу, по своему правовому положению подразделяются на кадровых военнослужащих и на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В качестве добровольцев на службу принимаются граждане в возрасте 18 - 32 лет, а в унтер-офицерские школы и на учебу для получения специальностей - с 17 лет. Добровольцы заключают контракт на срок от 3 до 5 лет и в дальнейшем могут продлевать его в течение 15 лет. Контракты могут заключать как лица, отслужившие срок службы по призыву, независимо от продолжительности перерыва в службе, так и военнослужащие срочной службы на срок 16 - 24 месяца.
Кадровые военнослужащие близки по своему правовому положению к государственным служащим. Кадровыми офицерами и прапорщиками являются те, кто зачислен в ряды вооруженных сил по собственному желанию. В соответствии с этим им присваивается воинское звание и они назначаются на воинскую должность. Их служба регулируется общими положениями, аналогичными положениям, регулирующим службу государственных служащих, с учетом особенностей армии. Поступление на службу в армию в качестве профессионального военнослужащего осуществляется в соответствии с принципами, регулирующими во Франции государственную службу, выбранную в качестве профессии. При этом профессиональным военнослужащим в соответствии с французским законодательством считается тот, кто решил посвятить свою жизнь военной службе и продолжает военную службу до выхода на пенсию, кроме случаев досрочного увольнения с военной службы, предусмотренных законом. Прапорщики для кадровой службы отбираются среди прапорщиков, проходящих военную службу по контракту и выразивших желание перейти на кадровую службу. На кадровую службу принимаются прапорщики, выслужившие установленный срок. Кадровые офицеры набираются несколькими способами. Есть так называемый прямой набор через военные училища. Другой способ - косвенный (полупрямой) набор, который осуществляется путем конкурсных отборов, экзаменов и по документам. Этот способ практикуется среди прапорщиков и в некоторых случаях среди других государственных служащих. И наконец, набор среди прапорщиков, показавших себя на службе с лучшей стороны.
Основное отличие военнослужащих, проходящих службу по контракту, от кадровых военнослужащих во Франции заключается в том, что продолжительность их службы ограничена контрактом, который может быть продлен, а также меньшими гарантиями, предоставляемыми им законом. Цель института военной службы по контракту во Франции состоит в основном в том, чтобы придать некоторую гибкость кадровой политике и лучше соотнести численность личного состава с изменением потребностей армии. В то же время это традиционный способ разнообразить возможности набора в армию, привлекая к службе добровольцев.
В соответствии с Законом об общем статусе военнослужащих 1975 г. во Франции была введена новая форма военной службы - военная служба офицеров по контракту. Офицером, проходящим военную службу по контракту, считается тот, кто, отслужив установленное Законом о воинской обязанности время, или же тот, кто, будучи на законном основании освобожден от исполнения воинской обязанности, выразил желание служить в армии или в приданных ей структурах и выполнять научные, технические или педагогические обязанности в соответствии со своей квалификацией. Срок офицерской службы по контракту ограничен 10 годами. Подписывается единый контракт на 10 лет, или же первоначальный контракт возобновляется несколько раз в течение этого срока. Служба офицера по контракту не дает ему права превышать возрастной предел, установленный для кадровых офицеров соответствующего звания.
Статус военнослужащих. Франция относится к романо-германской системе права, которая основана на инкорпорации и кодификации. К основным правовым актам, закрепляющим правовой статус личности, относятся: Конституция Французской Республики 1958 г., преамбула Конституции Франции 1946 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Из принципов конституционного статуса человека и гражданина прежде всего следует отметить принцип равноправия. В ст. 1 Декларации прав человека и гражданина говорится, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. В преамбуле Конституции Французской Республики 1946 г. установлено, что законом провозглашаются солидарность и равенство всех французов перед бременем несения повинностей, обусловленных национальными бедствиями, а также гарантируется всем равный доступ к общественным должностям (в том числе публичной службе) и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными правами и свободами. В ст. 12 Декларации 1789 г. закреплено, что для обеспечения прав человека и гражданина необходима вооруженная сила, которая создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена. Это суждение остается актуальным и сегодня.
Возможность ограничения прав и свобод военнослужащих находит свое закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в ст. 4 которой записано, что "осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом". Указанное положение закрепляет правовую основу возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина в интересах всех членов общества. Ж.-К. Рокепло отмечает, что военная служба требует дисциплины, законопослушности и готовности к самопожертвованию при любых обстоятельствах. "Обязанности, которые она предлагает, и ограничения, которые она накладывает, заслуживают уважения граждан и нации. Закон об общем статусе военнослужащих и дисциплинарный устав обеспечивают тем, кто выполняет военную службу в соответствии с законом о воинской повинности, гарантии - особые средства защиты, отвечающие обязательствам, предусмотренным законом" <228>.
--------------------------------
<228> Roqeplo J.-C. Le statut des militares. Paris, P. 97.
Согласно ст. 34 Конституции Французской Республики законы, принимаемые парламентом, устанавливают нормы, касающиеся гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод, обязанностей, налагаемых национальной обороной на граждан лично и на их имущество. Вопросы, непосредственно касающиеся правового положения военнослужащих, определены в Ордонансе от 7 января 1959 г. N 59-147, посвященном общей организации обороны. В нем, в частности, указывается, что основные гарантии для военнослужащих, а также принципы их правового положения будут определены в специальном законе. Такими законами впоследствии стали Кодекс о национальной повинности 1971 г. и Закон об общем статусе военнослужащих 1972 г.
По законодательству Франции существование в войсках профессиональных союзов военнослужащих и вступление в них военнослужащих несовместимы с правилами несения военной службы (ст. 10 Закона о статусе военнослужащих).
Военнослужащие вооруженных сил Франции могут работать в свободное от службы время, если это не мешает интересам службы. О вхождении в руководящие органы коммерческих и некоммерческих структур они обязаны доложить командованию.
Вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих Франции регулируются Дисциплинарным уставом вооруженных сил 1975 г.; вопросы уголовного судопроизводства рассматриваются в Кодексе военной юстиции Франции (далее - КВЮ 2006 г.), которым регулируются расследование и судебное рассмотрение дел о воинских преступлениях и об уголовно наказуемых деяниях, посягающих на безопасность государства <229>.
--------------------------------
<229> См. подробнее: Шулепов Н.А. Кодекс военной юстиции 2006 г. - новый шаг в развитии военно-уголовного законодательства Франции // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12.
КВЮ 2006 г. состоит из четырех книг: "1. Организация и компетенция военных судов"; "2. Военно-уголовное судопроизводство"; "3. Наказания, применяемые судами вооруженных сил, и нарушения воинского порядка"; "4. Военная жандармерия и военно-полицейские суды". КВЮ 2006 г. применяется как в мирное, так и в военное время, а также в любой иной чрезвычайной ситуации. В условиях мирного времени правосудие осуществляется судами общей юрисдикции; при объявлении чрезвычайного положения, мобилизации, осадного положения декретом правительства могут быть восстановлены военные суды.
Материальное обеспечение военнослужащих <230>. В материальное обеспечение военнослужащих Франции входят, в частности, денежное содержание и жилищное обеспечение.
--------------------------------
<230> При подготовке раздела использован материал: Струговец Д.В. Указ. соч.
Денежное содержание военнослужащих Франции различных категорий зависит от воинского звания, общей выслуги лет и выслуги лет в звании, пребывания в том или ином эшелоне (эшелон определяется для офицеров по выслуге лет в звании, для унтер-офицеров - по общей выслуге лет), наличия соответствующего образования и аттестации по службе и включает основной оклад, а также систему дополнительных надбавок и поощрительных премий.
Основной особенностью системы финансового обеспечения французских вооруженных сил является гибкость в определении необходимого размера денежного содержания в зависимости от многих факторов, в том числе от уровня подготовки, квалификации по специальности и эшелонирования. Каждому эшелону соответствуют индекс основного оклада, при этом величина индекса пропорциональна приоритету эшелона. Основной оклад начисляется в зависимости от индекса, являющегося постоянным коэффициентом. Все военнослужащие получают дополнительные надбавки за службу вне метрополии, в летном составе ВВС, плавсоставе ВМС, за службу на подводных лодках и отдельно за боевое дежурство в составе экипажа атомных подводных лодок на боевом патрулировании. Пилоты вертолетов армейской авиации, парашютисты в сухопутных войсках и военнослужащие, проходящие службу в Париже и ряде крупных городов Франции, также получают специальные надбавки, учитывающие более высокую стоимость жизни.
Жилищное обеспечение. Обеспечение жильем личного состава вооруженных сил Франции носит дифференцированный характер и учитывает служебное и семейное положение военнослужащего, условия и место прохождения службы, его отношение к служебным обязанностям.
Рядовой состав всех видов вооруженных сил и военной жандармерии проживает в казармах. При этом для рядовых определены следующие санитарно-гигиенические нормы их размещения - 9 квадратных метров на одного человека и один душ на двоих.
Остальные категории военнослужащих, за исключением проходящих службу за пределами национальной территории, государственным жильем не обеспечиваются. Жилищное обеспечение осуществляется ими самостоятельно (за счет аренды или покупки жилья), но при содействии командования. Жилищными вопросами ведает жилищный отдел административного управления министерства обороны, главной задачей которого являются разработка и осуществление жилищных программ, позволяющих военнослужащим арендовать жилье и пользоваться им на льготных условиях. Эта работа ведется по двум направлениям: долевое участие министерства обороны в строительстве жилья (на основании заключаемого контракта с частной строительной фирмой на участие в финансировании строительства) и оказание военнослужащим финансовой помощи по оплате расходов за коммунальные услуги.
В первом случае в соответствии с контрактом часть построенного жилья, оставаясь собственностью фирмы, передается в распоряжение военного ведомства. Сдача этих квартир в аренду военнослужащим и гражданскому персоналу организуется жилищными бюро гарнизона. Осуществление таких проектов позволяет значительно (до 50%) уменьшить арендную плату за жилье. Однако строительство квартир таким способом ведется в основном в Парижском военном районе, где цены на рынке жилья гораздо выше его стоимости в других регионах страны. Так, например, в Париже ежемесячная арендная плата за трехкомнатную квартиру общей площадью 60 квадратных метров (включая коммунальные услуги) составляет 1,6 - 2,4 тыс. долларов, в то время как среднее денежное содержание офицера в звании капитана, имеющего семью из четырех человек, составляет около 3 тыс. долларов.
Военнослужащим вооруженных сил Франции, арендующим или имеющим собственное жилье, выплачивается ежемесячная дотация на оплату коммунальных услуг, которая может достигать 50% расходов на эти цели. В некоторых случаях эта дотация может быть значительно увеличена.
Бесплатное служебное жилье во французских вооруженных силах предоставляется только военнослужащим, проходящим службу за пределами территории Франции, а также офицерам, занимающим командные должности в войсках (не ниже командира полка), и старшим офицерам штабов видов вооруженных сил и им равных (не ниже начальника управления).
Прохождение военной службы. Для получения очередного воинского звания офицерскому составу Франции необходимо иметь следующую выслугу лет в звании: младший лейтенант - 1 год; лейтенант - 4 года; капитан - 4 - 6 лет; майор - 3 - 7 лет; подполковник - 3 - 4 года. Генеральские звания присваиваются в индивидуальном порядке Советом министров. Для получения очередного воинского звания унтер-офицерам необходимо прослужить в звании: сержант - 8 месяцев; старший сержант, старшина, главный старшина - 2 года; мажор - по достижении возраста 40 лет или окончании специальных курсов; аспиран - при общей выслуге не менее 4 лет, в том числе 2 года в унтер-офицерском звании. Для рядового и сержантского состава: капрал - 4 месяца; старший капрал - 2 месяца.
Предельный возраст пребывания на военной службе составляет 42 года для старшего сержанта, 47 лет - для майора, 54 года - для полковника.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай