§ 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
в воинской части
В целях эффективной организации хозяйственной деятельности воинской части (корабля) должен осуществляться систематический контроль за своевременным, всесторонним и полным обеспечением соединения (воинской части), а также законностью расходования, сохранностью материальных и денежных средств. Он должен охватывать все службы тылового, технического и других видов обеспечения соединения (воинской части).
Основными задачами контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части) являются:
1) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны Российской Федерации;
2) оказание помощи должностным лицам в организации хозяйственной деятельности;
3) выявление и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за хозяйственную деятельность.
Основным содержанием контроля хозяйственной деятельности является:
а) правильность определения потребности в материальных, денежных средствах и земельных участках, их истребования, получения, распределения, выдачи по назначению, а также наличие, полнота и своевременность доведения до военнослужащих материальных и денежных средств по установленным нормам;
б) соблюдение законности в использовании материальных и денежных средств, расходовании моторесурсов;
в) организация учета, хранения, правильности эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов материальных средств;
г) соблюдение сроков и качества проведения инвентаризаций материальных средств, ревизий по подчиненным службам, организация и состояние внутреннего контроля;
д) организация экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;
е) организация противопожарной защиты объектов материально-технической базы соединения (воинской части), соблюдение требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств, наличие и состояние средств пожаротушения и их готовность к применению;
ж) выполнение требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
з) соблюдение установленных норм расходования материальных средств, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;
и) качество планирования производственной деятельности, выполнения утвержденных планов;
к) организация торгово-бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей;
л) выполнение предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.
Виды контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части):
- предварительный контроль, который осуществляется командиром соединения (воинской части) в пределах предоставленных ему прав в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых хозяйственных мероприятий, в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования материальных и денежных средств и предотвращения утрат;
- текущий контроль, который осуществляется командиром соединения (воинской части) для проверки сохранности, качественного состояния, соблюдения установленных порядка, норм и законности на стадии применения, эксплуатации, истребования, получения, учета, хранения и выдачи материальных и денежных средств. Основными формами текущего контроля являются проверка, смотр (осмотр);
- последующий контроль, который осуществляется в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных операций, он может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль осуществляется в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами, а также по планам соответствующих должностных лиц. Внеплановый контроль в соединении (воинской части) осуществляется по решению командира соединения (воинской части) или его старшего командира при наличии информации о злоупотреблениях, недостатках в деятельности тех или иных служб, поступлении жалоб и в других случаях. Сроки, содержание, форма и порядок проведения внепланового контроля устанавливаются должностным лицом, по решению которого он осуществляется.
Основными формами последующего контроля являются:
1) инвентаризация материальных средств;
2) проверка хозяйственной деятельности;
3) ревизия.
Потребность в проведении инвентаризации материальных средств <151> (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень материальных средств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется командиром соединения (воинской части), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. К числу таких случаев относятся:
--------------------------------
<151> Под инвентаризацией понимается периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей (основного и оборотного фондов) в натуре, а также денежных средств (Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487).
а) смена материально ответственных лиц - инвентаризация проводится при приеме (сдаче) должности материально ответственными лицами, а также при убытии их в отпуск (прибытии из отпуска);
б) составление годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
в) выявление фактов хищения или порчи материальных средств;
г) стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации;
д) изменение подчиненности воинской части, постановка соединения (воинской части) на обеспечение в другое соединение (воинскую часть), расформирование соединения (воинской части).
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия материальных средств;
- сопоставление фактического наличия материальных средств с данными бухгалтерского учета;
- контроль качественного состояния и комплектности материальных средств.
Для проведения инвентаризации материальных средств назначается инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационной комиссии, создаваемой сроком на один год, отдается приказом командира соединения (воинской части) (за месяц до начала календарного года).
Председателем инвентаризационной комиссии назначается офицер (по должности не ниже заместителя командира соединения (воинской части), а членами инвентаризационной комиссии - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также гражданский персонал соединения (воинской части), знающие требования по организации, ведению и контролю хозяйственной деятельности и не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами. На время работы председатель и члены инвентаризационной комиссии освобождаются от исполнения ими служебных обязанностей по занимаемым воинским должностям.
Перед началом работы инвентаризационной комиссии до ее членов под роспись доводятся требования законодательства Российской Федерации об ответственности за сокрытие выявленных нарушений, после чего проводятся следующие мероприятия:
1) разрабатывается план работы инвентаризационной комиссии с указанием мероприятий, сроков начала и окончания работы, времени представления инвентаризационных описей на утверждение командиру соединения (воинской части);
2) инструктаж членов инвентаризационной комиссии командиром соединения (воинской части) или назначенным им должностным лицом о целях и задачах предстоящей инвентаризации материальных средств и порядке ее работы;
3) изучение инвентаризационной комиссией руководящих документов по вопросам организации, ведения и контроля хозяйственной деятельности, учета и отчетности;
4) ознакомление членов инвентаризационной комиссии с заключениями вышестоящего органа по представленным соединением (воинской частью) отчетам, а также с материалами предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий.
План работы инвентаризационной комиссии разрабатывается и подписывается ее председателем, согласовывается с заместителями командира соединения (воинской части) и начальниками родов войск и служб, утверждается лицом, назначившим инвентаризацию.
Инвентаризационная комиссия в ходе работы имеет право:
а) проверять все документы, книги и карточки учета материальных средств, отчеты и служебную переписку проверяемых служб;
б) требовать от начальников родов войск и служб и других должностных лиц соединения (воинской части) представления необходимых справок (сведений) и объяснений;
в) проверять в воинских частях (подразделениях), на складах, в парках и на других объектах материально-технической базы соединения (воинской части) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения всех материальных средств.
Проверка фактического наличия материальных средств производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) включает анализ деятельности служб и соблюдения ими законности в расходовании материальных и денежных средств.
Проверка хозяйственной деятельности, проводимая по решению командира воинской части, является формой внутреннего контроля и проводится по отдельным вопросам один раз в год (по состоянию на 1 июля текущего года) инвентаризационной комиссией воинской части.
Проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) по решению старших командиров (начальников) может быть полной (сплошной) или по отдельным вопросам.
Внеплановые проверки хозяйственной деятельности соединения (воинской части) проводятся по решению командира соединения (воинской части), а также старших командиров.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности осуществленной в ревизуемом периоде финансовой и хозяйственной деятельности, правильности ее отражения в документах бухгалтерского учета и отчетности, а также законности действий командира соединения (воинской части) и помощника командира соединения (воинской части) по финансово-экономической работе и иных лиц, на которых возложена ответственность за ее осуществление.
Ревизия родов войск и служб во всех случаях производится только в полном объеме, как правило, комплексно, т.е. одновременно по всем родам войск и службам соединения (воинской части) и под единым руководством.
Для проведения ревизии определяется срок, который не должен превышать 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения должностного лица, назначившего ревизию, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (инспектора-ревизора).
Для проведения комплексной ревизии создается ревизионная группа. Руководитель ревизионной группы назначается должностным лицом, по плану которого проводится ревизия.
Командир соединения (воинской части) и другие должностные лица соединения (воинской части), хозяйственная деятельность которых ревизуется, должны:
- создавать условия для целенаправленной работы инспектора-ревизора, оказывать ему содействие в проведении ревизии, представлять подлинные служебные документы, а также по его требованию предъявлять необходимые справки и объяснения (в устной или письменной форме) по вопросам, относящимся к ревизии;
- обеспечить доступ инспекторов-ревизоров в хранилища и складские помещения;
- обеспечивать участие в ревизии членов инвентаризационной комиссии с освобождением их на этот период от исполнения служебных обязанностей;
- требовать от подчиненных должностных лиц составления конкретного плана устранения выявленных недостатков, осуществлять постоянный контроль за его выполнением и докладывать вышестоящему командиру в установленные сроки о принятых мерах.
При проведении ревизии проверяются:
1) правильность и своевременность выполнения законодательства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц по вопросам ведения хозяйственной деятельности;
2) планирование, организация и состояние подготовки военнослужащих, подразделений (служб), а также состояние их боевой и мобилизационной готовности;
3) полнота и качество планирования ведения хозяйственной деятельности соединения (воинской части), выполнения мероприятий, предусмотренных планирующими документами в целом за соединение (воинскую часть) или за отдельную службу;
4) обеспеченность соединения (воинской части) материальными средствами, положенными по табелям и нормам;
5) правильность приема материальных средств, законность и целесообразность их приобретения;
6) фактическое наличие и качественное состояние материальных средств;
7) полнота и качество доведения до военнослужащих положенных норм обеспечения;
8) правильность эксплуатации, хранения и ремонта технических средств и специального оборудования;
9) соблюдение законности, целесообразности и эффективности расходования материальных и денежных средств, финансово-хозяйственной и штатной дисциплины, правильность ведения учета и отчетности, контроля ведения хозяйственной деятельности соединения (воинской части) со стороны командиров и должностных лиц, отвечающих за войсковое (корабельное) хозяйство, и инвентаризационной комиссии;
10) организация ветеринарно-санитарного обеспечения соединения (воинской части);
11) состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;
12) эффективность проведения мероприятий по экономии, рациональному расходованию материальных и денежных средств;
13) знание и выполнение должностными лицами соединения (воинской части) должностных обязанностей по ведению хозяйственной деятельности и по контролю за сохранностью материальных средств;
14) состояние средств измерений;
15) выполнение предложений и устранение недостатков по предыдущим инвентаризациям и ревизиям;
16) наличие приходных и расходных документов, правильность их оформления и законность проведенных операций;
17) записи в книгах и карточках учета и сличение их с приказами и подлинными документами, на основании которых произведены записи;
18) своевременность и полнота оприходования материальных средств, правильность составления актов приема и оформления соответствующими документами обнаруженных недостач и порчи, своевременность записи выявленных недостач в книгу учета недостач, получение документов по списанию;
19) расчеты с поставщиками;
20) правильность и своевременность записей приходных и расходных документов по книгам и карточкам учета, а также перечисления имущества в низшие категории и исключения с учета соединения (воинской части);
21) правильность ведения учета материальных средств в подразделениях, мастерских, столовых и на складах;
22) правильность и качество составления отчетности и соблюдение сроков ее представления;
23) законность зачисления на обеспечение и снятия с него военнослужащих;
24) правильность хранения приходных и расходных документов, книг и карточек учета, бланков строгого учета.
Результаты ревизии оформляются актом по обревизованной службе, а при проведении комплексной ревизии - актом по всем обревизованным службам. Акт подписывается руководителем ревизионной группы, инспектором-ревизором, председателем и членами инвентаризационной комиссии, командиром соединения (воинской части), соответствующим заместителем командира соединения (воинской части), помощником командира соединения (воинской части) по финансово-экономической работе, начальниками соответствующих служб.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица соединения (воинской части), хозяйственная деятельность которых ревизуется, делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (инспектору-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
По результатам ревизии лицо, осуществляющее ревизию, проводит разбор с детальным анализом выявленных недостатков и причин их возникновения. Контроль за выполнением предложений по акту ревизии осуществляет командир соединения (воинской части), а также должностное лицо, назначившее ревизию.
Командиры, на которых возлагается ведение хозяйственной деятельности соединения (воинской части), должны выполнить предложения, изложенные в акте, устранить выявленные недостатки и в установленные сроки представить письменный доклад об этом должностному лицу, назначившему ревизию.
О случаях выявления недостач материальных средств, превышающих нормы естественной убыли или излишков, порчи материальных средств, инспектор-ревизор (председатель инвентаризационной комиссии) немедленно докладывает командиру соединения (воинской части), который должен назначить административное расследование в целях выявления причин нарушений и виновных в этом для принятия решения о возмещении причиненного ущерба.
Результаты инвентаризации и ревизии соединения (воинской части) используются командиром соединения (воинской части) и старшими командирами, а также довольствующими органами для изучения и анализа состояния войскового (корабельного) хозяйства соединения (воинской части) в целом и отдельных служб, обобщения и распространения положительного опыта работы служб и должностных лиц, выявления и устранения недостатков в их хозяйственной деятельности и дальнейшего улучшения состояния войскового (корабельного) хозяйства соединения (воинской части).
Результаты анализа ведения хозяйственной деятельности за каждое полугодие объявляются в приказе командира соединения (воинской части) с указанием конкретных мер по устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы служб и должностных лиц.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай