§ 2. Федеративная Республика Германия
Военное законодательство. Нормативной базой регулирования воинских правоотношений в ФРГ является Конституция 1949 г., в которой нашли свое закрепление права и обязанности военнослужащих бундесвера. В Основном законе закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин. Статья 12 Конституции ФРГ определяет, что "мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут призываться на службу в вооруженные силы, Федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны". На лиц, отказавшихся нести военную службу с оружием в руках по мотивам вероисповедания, возлагается обязанность нести службу, ее заменяющую, в том числе не связанную с вооруженными силами и Федеральной пограничной охраной. Исключение составляет период состояния обороны государства, когда указанные лица могут привлекаться к службе в сфере снабжения вооруженных сил. В период состояния обороны на службу в качестве гражданского персонала могут призываться женщины в возрасте от 18 до 55 лет для работы в гражданских санитарных службах и стационарных военных госпиталях.
Особое место в вопросах военного строительства отводится парламенту (бундестагу). Бундестаг по представлению правительства (в лице министра обороны) утверждает численность военнослужащих и гражданских служащих бундесвера и организационно-штатную структуру вооруженных сил, решения о применении воинских контингентов за пределами национальной территории в мирное время, а в случае обострения международной обстановки и возникновения угрозы национальному суверенитету объявляет военное положение в стране (ст. 87а Конституции ФРГ). Бундестаг реализует свои функции в области военного строительства через парламентский комитет по вопросам обороны, в задачи которого входит разработка основных направлений военной политики ФРГ, подготовка законопроектов и поправок к законам по вопросам военного строительства, а также осуществление парламентского контроля за деятельностью бундесвера, который реализуется через аппарат уполномоченного бундестага по вопросам обороны (ст. 43в Конституции ФРГ).
Вооруженные силы ФРГ подчинены федеральному правительству во главе с федеральным канцлером, который в военное время является верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 115 Конституции ФРГ).
Непосредственное управление вооруженными силами ФРГ в мирное время возложено на министра обороны, который назначается президентом по предложению федерального канцлера из числа гражданских лиц (ст. 65 Конституции ФРГ). В мирное время он является верховным главнокомандующим вооруженными силами и как член правительства несет ответственность перед федеральным канцлером за состояние бундесвера и его готовность к выполнению поставленных задач. Министр обороны осуществляет руководство вооруженными силами и военной администрацией через министерство обороны в рамках директив федерального канцлера (ст. 65 Конституции ФРГ).
Военная организация государства. Военную организацию Германии составляют вооруженные силы, состоящие из сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, и территориальные войска. Основными задачами территориальных войск являются: обеспечение оперативного развертывания ОВС НАТО на территории ФРГ и оказание им непосредственной поддержки в ходе боевых действий, а также инженерное, материально-техническое, медицинское обеспечение, восполнение потерь в личном составе сухопутных войск, борьба с тактическими воздушными, морскими десантами и разведывательно-диверсионными группами противника, охрана важных военных и промышленных объектов, организация взаимодействия между вооруженными силами и гражданским сектором.
В Германии федеральный министр обороны обладает правом командовать вооруженными силами; с момента объявления состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру. Осуществляя контроль за вооруженными силами и их применением как внутри страны, так и за ее пределами, немецкий бундестаг имеет полномочие отклонить предусмотренное федеральным правительством задействование бундесвера или потребовать приостановления уже начавшейся без согласия парламентариев операции с применением военной силы. Федеральное правительство не может дать распоряжение по применению вооруженных сил без предварительного согласования этого вопроса с бундестагом. Бундестаг, однако, не имеет права проявлять инициативу, т.е. обязать правительство страны к применению вооруженных сил по своему решению. В то же время право парламента на запрет применения бундесвера не имеет юридической силы в случае выполнения ФРГ своих союзнических обязательств (ст. 24 Конституции ФРГ). Также согласия парламента не требуется для применения частей и подразделений бундесвера за рубежом в целях оказания ими гуманитарной помощи.
Кроме того, Конституция ФРГ предусматривает следующие случаи применения национальных вооруженных сил внутри страны по решению правительства без согласования с бундестагом:
1) привлечение воинских подразделений для усиления охраны и обороны особо важных государственных объектов, находящихся под охраной полиции, в случае возникновения угрозы их захвата (террористами и т.д.);
2) привлечение вооруженных сил для оказания помощи гражданскому сектору в случае стихийных бедствий или при особо тяжелых авариях и катастрофах;
3) использование вооруженных сил для поддержки полиции в случае возникновения внутренней угрозы демократической системе ФРГ в стране в целом или в одной из федеральных земель для подавления формирований вооруженных повстанцев (террористов) и восстановления конституционного порядка.
Комплектование военной организации. На основании Закона от 13 июня 1986 г. призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола немецкой национальности, имеющие гражданство ФРГ, в возрасте от 18 до 28 лет (в исключительных случаях - до 32 лет), постоянно проживающие на ее территории.
В ФРГ 45% общей численности вооруженных сил составляют военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а 55% - добровольцы, проходящие службу по контракту, и кадровые военнослужащие (по видам вооруженных сил это соотношение несколько иное: в сухопутных силах - 52 и 48%, в ВВС - 32 и 68%, в ВМС - 25 и 75%). Контракт заключается рядовыми и унтер-офицерами на срок от 2 до 12 лет. На военную службу по контракту могут поступить граждане в возрасте до 40 лет, как не состоящие на военной службе, так и проходящие ее по призыву. Кадровыми военнослужащими являются офицеры, военная служба которых не ограничена какими-либо сроками, т.е. она избирается в качестве постоянной профессии. На кадровую военную службу может также поступать рядовой и унтер-офицерский состав.
Прохождение военной службы. Для получения очередного воинского звания офицерскому составу вооруженных сил ФРГ (бундесвера) необходимо иметь следующую выслугу лет: старший лейтенант - 2,5 года с момента получения первого офицерского звания; капитан - 5,5 лет; майор - 10 лет; подполковник - 13 лет; полковник - 17 лет. Для рядового и унтер-офицерского состава установлены следующие сроки: ефрейтор - 6 месяцев с момента поступления на военную службу; унтер-офицер - 15 месяцев; фельдфебель - 4 года; обер-фельдфебель - 6 лет; хаупт-фельдфебель - 9 лет; штабс-фельдфебель - 17 лет (с момента присвоения звания фельдфебеля); обер-штабс-фельдфебель - 19 лет (с момента присвоения звания фельдфебеля).
Профессионалы увольняются из армии лишь при достижении ими определенного возраста, например, полковник - 50 лет (в штабах - 58 лет), майор - 45 лет (в штабах - 54).
Статус военнослужащих. Конституция ФРГ подробно регламентирует вопросы ограничения прав и свобод немецких граждан. В период состояния обороны в целях удовлетворения потребности в рабочей силе, которая не может быть обеспечена на добровольной основе, может быть ограничена свобода немецких граждан отказаться от выполнения профессиональных обязанностей или покинуть место работы (ст. 12а). Статья 17а Конституции ФРГ перечисляет конкретные права, которые могут быть ограничены законами о военной и заменяющей ее службе: основное право выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений; основное право свободы собраний, а также право петиций в той мере, в какой оно предоставляет возможность обращаться с коллективными просьбами либо жалобами; основные права свободы передвижения и неприкосновенности жилища. Конституция ФРГ (ст. 4) закрепляет принцип абсолютной свободы вероисповедания, совести и свободы религиозных убеждений и мировоззрения. Допуская возможность обязательной военной службы как юридической обязанности немецких граждан, Конституция ФРГ гарантирует возможность освобождения от нее по мотивам своей совести на основании специального закона. Пассивное избирательное право военных и солдат, служащих по найму, может быть ограничено законом (ст. 137). Ограничения прав и свобод немецких военнослужащих определены Законом о правовом положении военнослужащих ФРГ от 19 марта 1956 г., действующим в редакции 1975 г.
Основной закон ФРГ обеспечивает права военнослужащих на членство в партии, приверженной демократии. Военнослужащим также не запрещено участвовать в парламентских выборах. Однако при этом они должны временно уволиться с военной службы.
В вооруженных силах ФРГ с 14 июля 1956 г. на правах общественной организации функционирует Союз немецких вооруженных сил ("Бундесвер-Фербанд"). На добровольной основе в него могут вступать кадровые военнослужащие, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, военнослужащие срочной службы, а также резервисты бундесвера. Союз занимается воспитанием военнослужащих, а также вопросами защиты прав военнослужащих. В частности, он выступает за упорядочение служебного времени военнослужащих, добивается повышения денежного содержания военнослужащих и обеспечения гарантий на получение работы после увольнения с военной службы.
По инициативе союза военнослужащих вооруженных сил ФРГ в 1970 г. была создана Европейская организация представителей военных профсоюзов вооруженных сил западноевропейских государств (Евромил), в которую входят представители 12 союзов вооруженных сил стран НАТО.
Закон о правовом положении военнослужащих прямо указывает на обязательность военнослужащего обратиться за разрешением, если он хочет иметь дополнительно оплачиваемую работу; заниматься ремеслом или свободной профессией; исполнять роль члена правления, комитета или другого органа правления товарищества (общества) или опекуна (посредника). Разрешение дается в том случае, если это не мешает службе.
Законодательство ФРГ устанавливает запрет на распространение печатных материалов, агитацию, произнесение политических речей и иные действия в качестве представителя той или иной политической группы (§ 15 Закона о правовом положении военнослужащих). Указанные действия, не связанные с политической деятельностью, не ограничены.
В соответствии со ст. 45b Конституции ФРГ для охраны основных прав и осуществления парламентского контроля в области обороны бундестагом избирается уполномоченный по обороне. Согласно Закону "Об уполномоченном по обороне германского бундестага" от 16 июня 1982 г. он начинает действовать по собственному усмотрению, если ему становятся известны обстоятельства, позволяющие предполагать, что нарушаются основные права военнослужащих или принципы внутреннего руководства. Солдатам и офицерам бундесвера разрешается напрямую, минуя своих непосредственных начальников, обращаться к уполномоченному бундестага по обороне с жалобами на ущемление своих прав, например, на свободное высказывание мнений, партийную и политическую деятельность вне службы, человеческое достоинство и др. К уполномоченному бундестага по обороне могут также обращаться с заявлениями родственники, доверенные лица, друзья военнослужащих. Уполномоченный бундестага по обороне вправе в любое время и без предварительного предупреждения посещать войска, штабы, другие объекты и административные учреждения германской армии, требовать предоставления интересующей его информации. Министр обороны обязан сообщать ему обо всех серьезных происшествиях в войсках.
Особое место в системе немецкого военного права занимают нормы, регулирующие правосудие в бундесвере. Основной закон ФРГ устанавливает, что "военные уголовные суды могут осуществлять уголовную юрисдикцию только в случае войны, а также в отношении лиц, задействованных в вооруженных силах, которые находятся на территории другого государства или на борту военного судна за пределами федерации" (п. 2 ст. 96). В указанной статье речь идет не о военных судах вообще, а только об уголовных военных судах, функционирование которых тем не менее предусмотрено в военное время, а также в мирное время в войсках, находящихся на территории другого государства. Иные (дисциплинарные) военно-судебные органы в ФРГ существуют, они являются ядром системы военно-юридических учреждений, а их основное предназначение - обеспечить законные права военнослужащих.
В настоящее время немецкая система дисциплинарных военно-судебных органов состоит из военных судов округов и Федерального административного суда, в составе которого образованы две военные палаты. В компетенцию военных судов входит рассмотрение жалоб военнослужащих относительно законности отданных им распоряжений, перемещений по службе, командировок и т.д. Военные суды решают вопросы применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. По ходатайству военного командования военный судья принимает решение о дисциплинарном аресте. Военный суд может применить и другие дисциплинарные взыскания, такие как уменьшение заработной платы, запрет на продвижение по службе, лишение права на пенсию и др.
Материальное обеспечение военнослужащих <223>. Денежное содержание военнослужащих бундесвера, являющихся государственными служащими, регулируется общим Законом "Об оплате государственных служащих". Оно складывается из основного оклада, зонально-территориальных надбавок, а также различных дополнительных выплат и пособий. Размер основного ежемесячного оклада определяется в зависимости от разряда тарифной ставки. Увеличение размера основного оклада производится, как правило, через каждые два года. Для каждого воинского звания определяется максимально возможная сумма денежного содержания, что соответствует предельному сроку выслуги в данном звании.
--------------------------------
<223> При подготовке раздела использован материал: Струговец Д.В. Достойная оценка ратного труда // Независимое военное обозрение. 2008. 8 февраля.
Зонально-территориальные надбавки зависят от разряда тарифной ставки. При этом учитываются также условия проживания и семейное положение военнослужащих. Так, военнослужащим, имеющим более одного ребенка, выплачивается соответствующая надбавка.
В зависимости от специфики прохождения службы и характера выполняемых служебных обязанностей для военнослужащих предусмотрены три дополнительные выплаты и надбавки: должностные надбавки за безупречное выполнение своих обязанностей, за выслугу лет и надбавки личному составу того или иного вида войск. Кроме того, дополнительно выплачиваются: денежное пособие на детей, величина которого определяется Законом "О денежных пособиях на детей"; пособие за успехи по службе и надбавки за пребывание в воинском звании свыше установленного срока. Кадровым военнослужащим и военнослужащим, проходящим службу по контракту, выплачивается ежегодное единовременное пособие в размере ежемесячного оклада. При убытии в очередной отпуск военнослужащим выдается пособие (аналог российской выплаты на санаторно-курортное лечение). Также выплачивается компенсация за использование личного и общественного транспорта в служебных целях.
При увольнении в запас военнослужащим бундесвера, в том числе и военнослужащим, проходящим службу по контракту, при истечении сроков службы выплачивается выходное пособие. Выплачивается оно и в случае досрочного увольнения из вооруженных сил, если увольнение производится не по вине самого военнослужащего и не связано с грубыми нарушениями по службе.
Кадровым военнослужащим, увольняемым в запас, назначается пенсия, если к моменту увольнения из вооруженных сил они прослужили не менее 10 лет или утратили трудоспособность при исполнении служебных обязанностей. Увольнение в запас по собственному желанию не дает права на получение пенсии.
Размер пенсии исчисляется из основного оклада, должностной и квартирной надбавок, соответствующих последнему воинскому званию, если военнослужащий находился в этом звании не менее года. Минимальный размер пенсии после 10 лет службы установлен в 35% от основного оклада, должностной и квартирной надбавок. За каждый последующий год до 25 лет службы начисляется дополнительно 2%, а за каждый год после 25 лет - 1%. Максимальный размер пенсии установлен в 75% от суммы денежного содержания за последний месяц службы. Для ее получения необходимо прослужить 35 лет.
Военнослужащие бундесвера обеспечиваются военной формой одежды бесплатно и имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях вооруженных сил ФРГ.
Военнослужащие срочной службы размещаются в казармах по 2 - 6 человек в комнате (в среднем по 4,5 квадратных метра на человека). Контрактники первые 15 месяцев проживают в общежитиях, если не имеют собственной жилой площади. В дальнейшем семейные военнослужащие получают частные или служебные квартиры. Кадровый офицерский состав размещается в служебных или частных квартирах.
- Военно-административное право (военная администрация)
- В.М. Корякин, а.В. Кудашкин, к.В. Фатеев
- Глава 1. Понятие и система военно-административного права (военной администрации)
- § 1. Предмет и метод военно-административного права
- § 2. Военно-административные правовые нормы и отношения.
- § 3. Источники военно-административного права
- § 4. Развитие военно-административного права
- § 5. Место военно-административного права
- § 6. Система курса военно-административного права
- Глава 2. Организационные и правовые основы защиты российской федерации
- § 1. Функция государства по защите Отечества
- § 2. Понятие обороны и ее организация
- § 3. Полномочия органов государственной власти
- § 4. Понятие и правовое положение
- § 5. Применение военной организации государства
- § 6. Деятельность военной организации государства
- Глава 3. Организационные и правовые основы государственного руководства и управления вооруженными силами российской федерации
- § 1. Субъекты обеспечения военной безопасности
- § 2. Понятие и принципы военного управления
- § 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил
- Глава 4. Организационные и правовые основы мобилизации и гражданской обороны
- § 1. Понятие и содержание мобилизации
- § 2. Понятие, задачи, структура и полномочия органов
- Глава 5. Акты и иные служебные документы органов военного управления
- § 1. Понятие и особенности актов
- § 2. Основные виды актов органов военного управления
- § 3. Иные служебные документы органов военного управления
- Глава 6. Комплектование вооруженных сил российской федерации личным составом
- § 1. Воинская обязанность и формы ее реализации
- § 2. Добровольное поступление на военную службу
- Глава 7. Военная служба в российской федерации
- § 1. Понятие военной службы и ее виды
- § 2. Военная служба как вид государственной службы
- § 3. Принципы военной службы
- § 4. Военно-служебные отношения
- Глава 8. Правовые основы исполнения военной службы
- § 1. Возникновение военной службы
- § 2. Прохождение военной службы
- § 3. Прекращение военной службы
- Глава 9. Военнослужащий как субъект права
- § 1. Военнослужащие и их статус
- § 2. Права и обязанности военнослужащих
- § 3. Запреты и ограничения, связанные с военной службой
- Глава 10. Правовые основы организации снабжения
- Вооруженных сил российской федерации
- Материальными средствами и ведения войскового
- (Корабельного) хозяйства
- § 1. Организация снабжения Вооруженных Сил
- § 2. Основы ведения войскового (корабельного) хозяйства
- § 3. Учет и списание материальных средств в воинской части
- § 4. Контроль за хозяйственной деятельностью
- Глава 11. Правовые основы организации материального обеспечения военнослужащих
- § 1. Организационные и правовые основы продовольственного
- § 2. Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом
- § 3. Денежное довольствие военнослужащих
- § 4. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями
- Глава 12. Правовые основы организации медицинского обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащих
- § 1. Медицинское обеспечение военнослужащих
- § 2. Санаторно-курортное обеспечение военнослужащих
- § 3. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих
- Глава 13. Организация социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей
- § 1. Понятие и основные формы социально-правовой защиты
- § 2. Льготы в системе социально-правовой защиты
- § 3. Содержание некоторых льгот, предоставляемых
- § 4. Компенсации военнослужащим и их семьям
- Глава 14. Правовые основы организации социального обеспечения военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 1. Понятие социального обеспечения граждан,
- § 2. Пенсионное обеспечение лиц,
- § 3. Пособия в системе социального обеспечения
- § 4. Обязательное государственное страхование жизни
- Глава 15. Законность и правопорядок в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие законности и правопорядка
- § 2. Организационно-правовые способы обеспечения
- Глава 16. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления
- § 1. Сущность, значение и особенности воинской дисциплины
- § 2. Правовые средства укрепления воинской дисциплины
- § 3. Дисциплинарная власть командиров и начальников
- Глава 17. Ответственность военнослужащих по военно-административному праву
- § 1. Административная ответственность
- § 3. Материальная ответственность военнослужащих
- Глава 18. Административное (служебное) расследование и порядок его производства в вооруженных силах российской федерации
- § 1. Понятие административного (служебного) расследования
- § 2. Основания и поводы назначения
- § 3. Порядок проведения административного
- Глава 19. Законодательство об устройстве вооруженных сил и военной службе иностранных государств
- § 1. Соединенные Штаты Америки
- § 2. Федеративная Республика Германия
- § 3. Великобритания
- § 4. Франция
- § 5. Китай