logo search
ответы ПОИД

Распространение массовой информации.

Выпуск средства массовой информации – выход в свет печатного средства массовой информации, средства массовой информации, распространяемого через глобальную компьютерную сеть Интернет, или выход в эфир телевизионного, радиовещательного средства массовой информации. Этот процесс неразрывно связан с распространением различными способами продукции средств массовой информации неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст.1 З-на РБ “О средствах массовой информации” распространение продукции средства массовой информации представляет собой продажу, подписку, доставку печатного средства массовой информации, аудио- либо видеозаписей программ, трансляцию и ретрансляцию радио-, телепрограмм, демонстрацию кинохроникальных программ, иную форму доведения массовой информации до всеобщего сведения.

Распространение продукции средства массовой информации осуществляется редакцией средства массовой информации, либо на основании договора, заключенного им в установленном порядке с распространителем продукции средства массовой информации.

При распространении продукции средства массовой информации должны быть ссылки на другие средства массовой информации, ранее распространившие эти сообщения и (или) материалы, либо на инф. агентства.

Порядок распространения продукции средств массовой информации, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет, определяется Советом Министров РБ.

Продукция иностранного средства массовой информации без изменения формы и содержания может быть распространена в РБ после получения им соответствующего разрешения в Министерстве информации РБ.

В соответствии со ст.18 З-на РБ “О средствах массовой информации” редакция средства массовой информации обязана распространить бесплатно и в определенный срок:

1) вступившее в законную силу решение суда, в кот. содержится требование о сообщении для всеобщего сведения такого решения через данное средство массовой информации;

2) поступившие из гос. органов инф. сообщения и (или) материалы, касающиеся деятельности редакции данного средства массовой информации.

Редакция средства массовой информации обязана сохранять оригиналы распространенных им инф. сообщений и (или) материалов в течение одного года после их распространения.

Обязательные бесплатные экземпляры печатных средств массовой информации сразу после издания рассылаются учредителю, Мин-ву связи и информатизации РБ, в Национальную книжную палату Беларуси, Национальную библиотеку Беларуси, Президентскую библиотеку РБ, Центральную научную библиотеку имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси, другие организации согласно перечню, определяемому Советом Министров РБ.

Телевизионное вещание и радиовещание осуществляются посредством использования собственных или арендуемых средств электросвязи. В каждом выпуске радио-, телепрограммы должно указываться название программы (при непрерывном вещании – не реже четырех раз в сутки).

Инф. телевизионные и радиовещательные средства массовой информации обеспечивают распространение в радио-, телепередачах заявлений и обращений През-та РБ, иных лиц, занимающих высшие инф. должности РБ, а также информации о других общественно значимых фактах, о деятельности гос. органов и иных гос. организаций. При этом Президент РБ имеет право без предварительного согласования с гос.и средствами массовой информации обращаться к народу РБ по важным вопросам общественно-политической жизни.

В целях повышения роли гос. средств массовой информации в общественно-политической и социально-экономической жизни общества Указом През-та РБ от 5.12.1997 г. №630 “О реагировании должностных лиц на критические выступления в гос. средствах массовой информации” перед руководителями гос. средств массовой информации были поставлены следующие задачи:

1) считать обеспечение объективности и действенности критических выступлений одной из основных задач своей деятельности;

2) обеспечивать своевременное отражение на страницах газет и журналов, в радио- и телепрограммах результатов реагирования на критические материалы;

3) предавать гласности факты бюрократизма и волокиты в разрешении справедливых жалоб граждан.

Кроме того, в целях обеспечения своевременного и объективного информирования общественности о событиях социально-экономической и общественно-политической жизни страны 6 февраля 2009 года был подписан Указ През-та РБ №65 “О совершенствовании работы гос. органов, иных гос. организаций со средствами массовой информации”. В п. 1.1. данного Указа к основным задачам лица, ответственного в организации за работу со средствами массовой информации, отн.ся:

1) обеспечение взаимодействия государственного органа со средствами массовой информации;

2) предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа, за исключением относящихся к гос. секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;

3) координация деятельности лиц, ответственных за работу со средствами массовой информации, организаций, подчиненных (подотчетных) гос. органу;

4) подготовка и проведение инф. мероприятий по формированию положительного имиджа государственного органа;

5) участие в инф. кампаниях в рамках проводимой в стране гос. инф. политики;

6) организация освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию государственного органа;

7) подготовка рекомендаций для государственного органа по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации;

8) оперативное реагирование на события в мировом и (или) национальном инф. пространствах, относящиеся к деятельности государственного органа.

Предоставление средствам массовой информации официальных сведений о деятельности государственного органа осуществляется руководителем государственного органа, его заместителями, а также по согласованию с руководителем государственного органа ответственным лицом.

Распространение в средствах массовой информации инф. сообщений и (или) материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение этих инф. сообщений и материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов. Исключением являются случаи распространения таких инф. сообщений или материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством (ст.40 З-на РБ “О средствах массовой информации”).

Физические лица вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения распространенных сведений, если они не соответствуют действительности и порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. Такое же право предусмотрено для юридических лиц. При этом, если редакция не имеет доказательств того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана распространить опровержение (поправку либо уточнение).

Опровержение распространенных в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, не лишает физических и юридических лиц права на обращение в судебном порядке за защитой их чести, достоинства или деловой репутации.

В опровержении (ответе) должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены средством массовой информации.

Печатное средство массовой информации обязано распространить опровержение (ответ) в специальной рубрике либо на том же месте полосы и тем же шрифтом, что и опровергаемые инф. сообщение или материал. В телевизионных или радиовещательных средствах массовой информации опровержение (ответ) должно быть передано в то же время суток и в той же передаче или в передаче схожей тематики, что и опровергаемые инф. сообщение или материал.

Редакция средства массовой информации вправе отказать в распространении ответа, если данное требование:

1) содержит информацию, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии законом;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.