logo search
TGP

32. Правовая культура и ее уровни.

Правовая культура - это определенный характер и уровень творческой дея ¬ тельности личности, в процессе которой она приобретает и развивает свои пра ¬ вовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат деятельности в сфере права. Итак, правовая культура является ступе ¬ нем и характером правового развития личности.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

1) системы пра ¬ правовых норм как особых правил поведения, которые внешне выраженные в виг ¬ ляди определенных нормативно ¬ правовых актов (их уровень предопределяет уровень правовой культуры);

2) совокупности правоотношений, т.е. общественных отношений, урегулированных с помощью правовых норм;

3) всей совокупности ¬ ности субъектов права;

4) высокого уровня правосознания;

5) режима законности и правопорядка.

Правовая культура делится на виды по следующим критериям:

1. По субъектному составу: правовая культура общества - охватывает все правовые явления в динамике их развития, характеризуется и определяется состоянием общей культуры населения, качества национального законодательства, существованием гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, уровнем правосознания, состоянием правопорядка, законности и юридической практики, правовая культура отдельных коллективов или социальных групп является своеобразным сочетанием правовой культуры общества и правовой культуры отдельных лиц, которые образуют эти коллективы, правовая культура личности является производной от правовой культуры общества, зависит от опыта человека, уровня его образования, наличия правовых навыков и правомерного поведения. Согласно правовая культура личности состоит из правового сознания, правовых знаний, правовых убеждений, правового поведения, деятельности по реализации норм права, правовых чувств и предусматривает ее социально ¬ правовую активность, нетерпимость к противоправной деятельности.

2. По уровням и глубиной познания правовых явлений: бытовая (характеризуется невысоким уровнем обобщения правовых знаний, которые используются лицами в повседневной жизни, по мере реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей), профессиональное (присуща лицам, которые специально занимаются правовой деятельностью, имеют глубокое знание законодательства, правильное понимание принципов и механизма правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения); теоретическая (как совокупность научных знаний о сущности права, механизм правового регулирования) возникает у ученых ¬ правоведов. Эти разновидности правовой культуры формируются в процессе правового воспитания населения путем приобретения позитивных представлений, взглядов, ценностей, чувств и эмоций.

3. По характеру существования правовой культуры: открытая, есть такая, которая взаимодействует с другими правовыми культурами, воспринимая ее достижения; закрыта - и, что избегает взаимодействия с другими правовыми культурами, ограничиваясь собственными достижениями как единственно верными.

4. По характеру проявления: внешняя правовая культура, содержанием которой является юридическая деятельность и ее последствия; внутренняя - личные убеждения, чувства и представления о правовые категории.

Основные направления овладения субъектами общественных отношений правовыми ценностями, которые появились в результате развития общества, в области права являются функциями правовой культуры. Различают следующие функции:

1. Познавательная - направлена ​​на овладение лицом правовыми знаниями, формирование собственных убеждений с целью правильного их применения в практической деятельности и приобретения навыков правового мышления.

2. Регулятивная - обеспечивает соответствие поведения человека правовым предписаниям на основании полученных правовых знаний и соответствующих правовых убеждений личности или коллектива.

3. Ценностно ¬ нормативная - направлена ​​на определение состояния законности и правопорядка в государстве с точки зрения реализации субъектами правовых отношений действующего законодательства.

4. Коммуникативная - позволяет лицу на основании приобретенных знаний сориентироваться в правовом пространстве с целью обеспечения бесконфликтного сосуществования с другими субъектами.

5. Прогностическая - позволяет прогнозировать развитие действующего законодательства, правовых институтов в государстве.

6. Воспитательная - обеспечивает сознательное и уважительное отношение лица к требованиям действующего законодательства. Правовая культура как одно из достояний человечества должна постоянно совершенствоваться с целью обеспечения гармоничного и прогрессивного развития общества и отдельных лиц. И наоборот - прогрессивное развитие общества влияет на уровень его правовой культуры. Составляющими данного прогресса является создание и охрана правовых ценностей, обогащающих личность, как и других ценностей в обществе; правовых норм, обеспечивающих бесконфликтное существование общества, предотвращение противоправной деятельности субъектов общественных отношений и т.д..