logo search
5курс / Расследование эк преступлений / Валютное право

Глава 3. Понятие

и основные институты валютного права. Соотношение с другими отраслями права

Как представляется, валютное законодательство России уже к 1998 г. достаточно обособилось от других отраслей законода­тельства: как будет показано ниже, оно обладает собственным объектом, методами, принципами, институтами и специфиче­скими признаками норм. В нем образовались свои субъекты, свои нормы ответственности за правонарушения, свои институ­ты. Все это позволяет авторам обоснованно выдвинуть тезис о становлении и развитии новой, самостоятельной отрасли рос­сийского права — валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделя­ются1. Очевидно, что валютное право России обладает своими объектами, субъектами, определенными методами и способами регулирования, имеет свою сферу регулирования. В связи с этим здесь и далее речь будет вестись о валютном праве как системе норм, регулирующих общественные отношения по совер­шению валютных операций, а также в сфере валютного регулиро­вания, валютного контроля и ответственности за валютные право­нарушения.

1 См., например: Эбке В. Ф. Международное валютное право. М., 1997.

30

Какими же признаками и характеристиками обладает валют­ное право?

Объект валютного права образуют:

валютные операции (о понятии валютных операций см. да­лее);

юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностя­ми (например, нормы о порядке оформления и учета валютно­обменных операций);

процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения мер ответственности за валютные правонарушения).

Субъекты валютного права (более подробно о субъектах см. далее):

физические лица, юридические лица;

резиденты, нерезиденты;

органы валютного регулирования, органы валютного кон­троля, агенты валютного контроля;

уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков.

Метод регулирования — императивный (власти о-централизо­ванный, не допускающий отклонений и усмотрения участников отношений), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере.

Основные способы правового регулирования:

обязывание (предписание совершить определенные дейст­вия, например представить копию грузовой таможенной декла­рации, оформить паспорт сделки);

запрет (возложение обязанности воздерживаться от опреде­ленных действий, например не совершать некоторые операции без открытия специального счета).

Такой способ, как управомочивание (предоставление прав на различные варианты поведения), развивается в российском валютном праве пока слабо, что в период становления валют­ного права в России было обусловлено необходимостью жест­кого антикризисного регулирования и контроля за совершени­ем валютных операций (что, вероятно, в свою очередь, было вызвано слабостью российской национальной валюты и веде­нием борьбы с вывозом капитала из России).

Тем не менее Закон о валютном регулировании 1992 г. впервые ввел в валютное право общедозволительный принцип

31

правового регулирования, сформулировав его в п. 2 ст. 5: если порядок осуществления валютных операций, порядок исполь­зования счетов (включая установление требования об исполь­зовании специального счета) не установлены органами валют­ного регулирования и Законом, валютные операции осуществ­ляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Данная новелла позволяет говорить о наме­тившемся изменении подхода к способам правового регулиро­вания и сближении в этом смысле с цивилистическими тради­циями.

Важной характеристикой является и способ изложения норм: в законе преимущественно бланкетный. Соответственно, ос­новная нагрузка при регулировании возлагается на специаль­ные подзаконные нормативные акты, подробно регламенти­рующие и конкретизирующие общие правила, содержащиеся в законе. (Данный способ имеет очевидные преимущества и не­достатки: преимуществом является возможность быстрого и эффективного изменения правил проведения валютных опера­ций (поскольку для этого не требуется законодательный про­цесс, достаточно нескольких административных актов отдель­ных ведомств), недостатками являются невозможность эффек­тивного влияния общества на процесс принятия подобных решений и учета интересов личности и общества при их приня­тии, а также опасность лоббирования при принятии таких ре­шений интересов отдельных экономических, финансовых, кор­поративных или ведомственных групп.) Однако в целях защиты прав граждан и обеспечения свободы предпринимательской деятельности такой способ постепенно замещается прямым ре­гулированием нормами закона основных правил проведения валютных операций, что особенно прослеживается в новом Фе­деральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями от 29 ию­ня 2004 г. (далее — Закон) (см. в приложении 1).

Многие перечисленные признаки сближают валютное право с административным, имеющим аналогичные методы и спосо­бы регулирования. Это объясняется тем, что валютное право, образно говоря, «выросло» из административного, как в свое время экологическое, таможенное или налоговое право. Глав­ными же отличиями валютного права от административного выступают, во-первых, объект права, во-вторых, особые субъ-

32

Раздел II. Общая часть валютного права

екты, в-третьих, значительно большая роль в валютном праве гражданско-правовых понятий и институтов, тесная связь с ними и, наконец, в-четвертых, широкое использование в ва­лютном праве экономических и финансовых понятий и катего­рий.

Весьма близкое сходство с валютным имеет таможенное право; помимо общих методов и способов регулирования, оно обладает и аналогичными субъектами права и, кроме того, ре­гулирует часть объектов валютного права. Здесь линия разгра­ничения проходит по основной сфере регулирования: тамо­женное право регулирует порядок ввоза-вывоза имущества (в том числе валютных ценностей), валютное право — главным образом порядок обращения валютных ценностей и проведе­ния валютных операций внутри страны. Следует также разде­лять внешнеэкономическое и валютное законодательство. Пер­вое, являясь комплексным образованием, регулирует договор­ные (обязательственные) отношения между хозяйствующими субъектами в сфере внешней экономической деятельности и сопутствующие им отношения, имея целью наладить и реали­зовать хозяйственные связи с партнерами из-за рубежа. Валют­ное право определяет главным образом порядок действий, во-первых, только с валютами и валютными ценностями (порядок совершения валютных операций), во-вторых, в основном внут­ри страны и, в-третьих, в сфере регулирования внешнеэконо­мических операций с нерезидентами, уже опираясь на внешне­экономическое законодательство. Наиболее сложным пред­ставляется разделение валютного и финансового права. При всем сходстве все же можно выделить основное отличие: объ­ект регулирования. К сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, к сфере финансового права -- все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, платежными документами, де­нежными средствами.

В значительной мере валютное право использует понятия и категории гражданского права («сделки», «комиссионное воз­награждение», «контрагенты», «работы, услуги» и т. д.), а также включает нормы, непосредственно связывающие валютное пра­во с институтами гражданского права («недействительность сделок», «договоры страхования», «кредитные соглашения», «исполнение обязательств» и т. д.). Статьи 140 и 141 ГК РФ пе-