logo
5курс / Расследование эк преступлений / Валютное право

Раздел I. Введение в валютное право России

Политика обменного курса определяется динамикой измене­ния валового национального или валового внутреннего продук­та, занятости населения, состояния платежного баланса, темпов инфляции, отклонением от паритета процентных ставок1.

Для определения целевых ориентиров денежной системы, регулирования прироста денежной массы (таргетирования) проводится сопоставление обменного курса со значением кур­са, рассчитанного по паритету покупательной способности2 (ППС):

по Закону единой цены (когда все товары должны прода­ваться в различных странах по одной и той же цене, выражен­ной в единой валюте), когда сравниваются цены индивидуаль­ных однородных товаров в разных странах с использованием величин обменных курсов;

с помощью абсолютного паритета, сравнением уровней цен в различных странах через величину его обменного курса;

с помощью относительного паритета, через изменения отно­сительных цен3 с учетом обменных курсов.

Индикатором для определения целевых ориентиров обмен­ного курса является торговый баланс страны (как часть платеж­ного баланса — итоговой записи доходов и расходов резидентов в сделках с нерезидентами за определенный временной пери­од), сальдо которого может указывать на завышенность или за-ниженность реального курса национальной валюты: растущее положительное сальдо показывает заниженность курса, а отри­цательное — завышенность.

Еще одним индикатором, позволяющим оценить в кратко­срочном периоде устойчивость обменного курса, является «мо­нетарный курс»4, который определяется как отношение суммы

1 Паритет процентных ставок — равенство реальных процентныхставок, определяемых как разность между банковской процентнойставкой и уровнем инфляции в различных странах.

2 Паритет покупательной способности — равенство уровня (индек­са цен корзины потребительских товаров) цен в различных странах,выраженных в единой валюте (при наличии конкурентного рынка иотсутствии ограничений движения товаров, труда и капитала).

3 Относительная цена — цена товара, определяемая в виде отноше­ния к цене базисного товара.

4 См.: Можайское О. В. Курсовая политика Банка России: крите­рии реализма //Деньги и кредит. 2001. № 1.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4