86 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
Одним из признаков производства по делам об административных правонарушениях является оперативность рассмотрения дела, которая должна обеспечиваться процессуальной формой, в том числе одним из ее элементов — сроками, законодательно закрепленными.
Юридический срок — законодательно определенный промежуток времени, исчисляемый согласно установленной процедуре. Сроки (составная часть) присущи любой процессуальной форме (уголовной, гражданской и административной). В настоящий период сроки в производстве по делам об административных правонарушениях регламентируют три крупных нормативных акта: КоАП РФ, ТмК РФ и НК РФ, а также ряд федеральных законов.
Среди большого разнообразия имеющихся юридических сроков можно говорить о сроках в производстве по делам об административных правонарушениях и рассматривать их как определенные промежутки времени, установленные административным законодательством и исчисляемые в соответствии с принятыми правилами в целях обеспечения оперативности и эффективности производства.
Принимая множественность сроков, представляется обоснованной их классификация по юридическому значению на процессуальные, давностные и принудительного воздействия. Согласно данному критерию последствия нарушения названных сроков различны: нарушение процессуальных сроков производство по делу не прекращает, хотя для виновного возможны неблагоприятные последствия; истечение давностных сроков, наоборот, влечет прекращение производства по делу; сроки принудительного воздействия ограничивают время осуществления соответствующих мер административного принуждения.
Процессуальные сроки — период (промежуток) времени, предусмотренный законодательством или назначенный юрисдикционным органом (должностным лицом), в течение которого должно или может быть совершено отдельное процессуальное действие.
Процессуальные сроки, установленные законом, можно разделить на три подвида:
1) для юрисдикционных органов:
-
сроки составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ);
-
рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ), сроки рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с арбитражно-процессуальными сроками, а в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,
в соответствии с гражданско-процессуальными сроками (ст. 105 НК);
— доведение постановления о наложении административного наказания до сведения общественности (ст. 29.13 КоАП РФ); направление постановления для исполнения (ст. 31.3 КоАП РФ); вручения копии документа (ст. 29.11 КоАП РФ);
-
для иных участников административно-юрисдикционного производства: сроки обжалования постановления (ст. 30.3 КоАП РФ); сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (ст. 48 ТмК РФ); добровольной уплаты штрафных санкций (ст. 32.2 КоАП РФ); уплаты штрафа лицом, совершившим нарушение таможенных правил; водители транспортных средств и лица, нарушившие правила охоты, считаются лишенными специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права; в случае уклонения водителя, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи водительского удостоверения срок лишения его права управления транспортными средствами исчисляется с момента изъятия у него этого удостоверения (ст. 32.7 КоАП РФ) и др.;
-
для лиц, не участвующих в производстве. К примеру, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Названные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить органу (должностному лицу), внесшему предложение, о принятых мерах.
Думается, что помимо процессуальных сроков, установленных законом, административно-процессуальными нормами могли быть установлены процессуальные сроки, назначаемые административно-юрисдикцион-ными органами (должностными лицами, судьями).
Данные сроки необходимы для совершения процессуальных действий участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также для предоставления необходимых доказательств, исправления недостатков в поданной жалобе.
Нарушение процессуальных сроков не прекращает производства по делу, но для нарушителя влечет неблагоприятные (отрицательные) последствия. Так, если гражданин по истечении тридцатидневного срока не уплачивает штраф, соответствующая сумма взыскивается в принудительном порядке (ст. 32.2 КоАП РФ). Должностное лицо, допустившее бездействие в производстве по делам об административных правонарушениях, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности, и на него могут налагаться дисциплинарные санкции вплоть до увольнения с должности.
Давностные сроки — период (промежуток) времени, предусмотренный административным законодательством, для: а) привлечения к административной ответственности, б) погашения наложенного наказания и в) исполнения постановления. Сроки давности, известные законодательству об административной ответственности (КоАП, ТмК, НК), являются материальными, но учитываются в процессе (в частности, в рассматриваемом административно-юрисдикционном производстве). Так, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии «...6) истечения к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ». Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ по ряду составов (о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, об охране окружающей среды, атомной энергии, налогах и сборах, защите прав потребителей, рекламе) — по истечении одного года со дня совершения административного деликта.
В связи с чем, в отличие от процессуальных сроков, истечение сроков давности непосредственным образом связано с производством по делу. Давность и в административно-юрисдикционном производстве влечет прекращение последнего, а принятые акты утрачивают юридическое значение и становятся недействительными. Действующее законодательство об административной ответственности содержит различные давностные сроки.
Давностные сроки привлечения к административной ответственности являются разными для различных субъектов, привлекаемых к данному виду ответственности. В ст. 4.5 КоАП РФ закреплено, что административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, по ряду составов — срок один год, а при длящемся правонарушении — те же сроки, но со дня его обнаружения. Длящимся признается такое правонарушение, которое непрерывно осуществляется в течение более или менее продолжительного времени. К примеру, проживание граждан, обязанных иметь паспорта, без паспорта является, согласно ст. 19.15 КоАП РФ, административно наказуемым деянием, дата отсчета двухмесячного срока наступает не с момента начала нарушения, а с момента установления самого факта этого нарушения, его обнаружения. Прокурор, следователь, орган дознания и судья, вынесшие постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязаны, согласно ст. 113 УПК РСФСР, направить материалы об административном правонарушении органу (должностному лицу) в соответствии с подведомственностью, установленной разд. III КоАП РФ. Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев (или одного года по ряду составов ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о его прекращении.
Законодатель в новом КоАП РФ пересмотрел одномесячный срок для возбуждения административного преследования,
Второй вид срока давности, предусмотренный законодательством об административной ответственности, — срок погашения наложения наказания. В отношении данного срока законодатель в КоАП РФ (ст. 4.6) устанавливает годичный срок погашения всех административных наказаний со дня фактического окончания их исполнения. Налоговый кодекс РФ (ч. 3 ст. 112) закрепляет, что «лицо, на которое наложена налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа».
Таким образом, как видим, хоть срок и один (в силу его размера), но точкой отсчета 12 месяцев для погашения наказания является момент не вынесения решения, не день фактического окончания исполнения, а вступление в силу решения суда либо налогового органа (это, как правило, происходит через один месяц после вынесения решений названных органов).
Третий вид срока давности — исполнение постановления — разный в рассматриваемых актах. Так, ранее действовавший КоАП РСФСР в ст. 282 давность исполнения постановления о наложении административного взыскания увязывал не с ограничением срока приведения постановления о наложении административного взыскания в исполнение, а только с ограничением срока обращения постановления к исполнению, который был равен трем месяцам со дня вынесения постановления. Если названный давностный срок истекал, то исполнительное производство не могло быть начато, а начатое подлежало прекращению. Аналогичный срок закреплен в ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
КоАП РФ 2001 г. в ст. 31.9 закрепил, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Статья 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает двухмесячный срок со дня поступления к судебному приставу — исполнителю исполнительного документа для совершения исполнительных действий и требований, содержащихся в исполнительном документе. НК РФ в ст. 115 закрепляет давность взыскания штрафов.
Таким образом, мы видим, что в законодательстве об административной ответственности существуют разные сроки давности, которые в пределах одного вида различны по своему размеру, что не может положительным образом сказаться в правоприменительной деятельности юрисдикционных органов (должностных лиц). В связи с чем законодателю необходимо подумать над унификацией сроков давности в зависимости от видов.
Третья группа сроков в юрисдикционном производстве по юридическому значению — сроки принудительного воздействия, устанавливающие период времени для применения мер административного принуждения. В государственном арсенале имеется достаточное количество мер административного принуждения, что позволило нам классифицировать их на такие производства как: а) контрольно-превентивное (предупредительное); б) административно-пресекательное; в) процедурно-обеспечительное; г) восстановительное и, наконец, д) производство по применению административных санкций (т. е. производство по делам об административных правонарушениях).
Весьма серьезными являются меры административного принуждения, воздействующие на личную свободу граждан (сроки по ряду из них законодательно закреплены, по другим законодателю необходимо установить абсолютно определенный или относительно определенный срок принудительного воздействия). Важным является положение, вытекающее из Основного закона, где провозглашены основные права и свободы граждан, гарантии неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ), о том, что никто не может быть подвергнут задержанию (притом и административному, и уголовному), кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Наши права и свободы (т. е. права человека и гражданина) должны гарантироваться
(обеспечиваться) государством в лице его государственных органов и должностных лиц.
- Вопрос № 1. Управление: понятие, признаки и виды.
- Техническое
- Государственное управление
- Муниципальное
- III. Государственное управление
- Ежеквартально представляет Фед.Собранию отчет о ходе исполнения фед. Бюджета
- 13) Административно-правовые отношения, их особенности и способы защиты
- 15) Субъекты административного права: понятие и виды
- 16) Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 17) Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 18) Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
- Формирует и возглавляет Совет Безопасности рф
- Назначает и освобождае от должности полпредов Президента в регионах
- По предствлению Председателя правительства утверждает систему и структуру фед. Органов исп.Власти, вносит в них изменения и дополнения.
- Территориальные федеральные органы
- Глава III. Органы исполнительной власти субъекта
- Глава IV. Взаимоотношения законодательного
- Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий
- Меры административной ответственности.
- Понятие и структура административной ответственности как вида административного принуждения.
- Правовые основания и условия административной ответственности.
- Субъекты административной ответственности.
- Административное наказание: понятие, виды, правила назначения. (гл. 3-4 КоАп)
- Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.
- Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
- 86 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- Глава 27 КоАп рф весьма детально регламентирует процессуальные правила по применению девяти мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это:
- 89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения (по статье Пановой и.В., материал предоставлен самим Кулешовым)
- Экономическая сфера: понятие и организационно-правовые основы. Отрасли экономики. Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
- 99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
- Государственный контроль и надзор
- Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
- 101. Административно-правовые основы государственного регулирования в хозяйственно обслуживающем комплексе
- 2.5. Управление коммуникациями.
- 2.6. Управление информационными технологиями и связью
- 2.3. Управление региональным развитием.
- 102.Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
- 103. Антимонопольная политика государства
- 104. Социально-культурная сфера: понятие, правовые основы и особенности регулирования.
- 105. Образование в Российской Федерации: система и правовое положение органов управления; образовательные учреждения (правовой статус, виды).
- Система и правовое положение органов управления здравоохранением и социальным развитием.
- Культурная деятельность: понятие и виды. Правовой статус культурных организаций. Министерство культуры.
- Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
- Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
- 110)Безопасность: понятие, виды и правовые основы.
- 111)Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
- 112)Понятие обороны и правовые основы системы государственного управления обороной.
- 113)Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы.
- Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.