III. Государственное управление
1. В широком смысле – деятельность гос-ва в целом (всех ветвей власти, всех органов)
2. В узком – исполнительно-распорядительная (административная) деятельность (можно сказать «деятельность публичной администрации», но это понятие несколько шире, чем гос. управление*)
-
гос. деятельность, которая не является ни законотворчеством, ни правосудием
Виды гос. управления:
1. внешнее: - осуществляется органами исполнительной власти (и некоторыми другими) +
подчиненными им учреждениями
- направлено на невластных субъектов права (физ/юр. лиц)
(гос. деятельность и регулирование в области экономики, социально-культурной области, охрана и защита личности, общества и государства).
2. внутреннее: отношения между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации управленческих функций (прежде всего организация деятельности системы органов исполнительной власти).
3. внутриорганизационное (внутриаппаратное): деятельность по внутренней организации работы любых органов; (является обязательным атрибутом осуществления любого вида гос. деятельности: управленческой, законодательной, судебной, прокурорской и др).
(Например, председатель областного суда, организуя работу судей, занимается административной деятельностью)
Содержание (элементы) внутриаппаратного гос. упр.:
-
внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству им;
-
планирование
-
учет, контроль
-
подбор, расстановка, аттестация кадров, утверждение штатных расписаний;
-
установление внутреннего трудового распорядка и поддержание организованности и дисциплины, применение мер дисциплинарного воздействия
-
установление порядка и правил внутреннего документооборота;
-
информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников органа
---------------------------------------------------
* Публичная администрация:
-
Органы исполнительной власти (гос. органы + органы м.с.)
-
Администрация Президента, ЦБ + его главные управления
-
Руководители всех гос. и мун. органов (во время осуществления внутриорганизационной деятельности)
-
Аппараты всех органов
-
Администрации гос. и мун. учреждений и предприятий
----------------------------------------------------
Вопрос № 2. Исполнительная власть: понятие и принципы функционирования
Исполнительная власть —
-
В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной).
-
Представляет собой совокупность полномочий по управлению делами гос-ва и общества (на основании и во исполнение закона)
-
Система органов, осуществляющих эти полномочия.
Современные конституции формально наделяют И. в. главу государства (в парламентарных монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных монархиях и республиках вся И. в. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление И. в. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента).
На региональном и местном уровне И. в. осуществляется различными органами регионального управления и местного самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).
В РФ 3 уровня публичной исполнительной власти:
Федеральный (гос.вл.), субъектов РФ (гос.вл.), муниципальный
Управление (исполнительно-распорядительная деятельность) – форма осуществления исполнительной власти
Функции исполнительной власти:
-
нормотворческая
-
правоприменительная
-
административно-юрисдикционная
Принципы функционирования (общие):
-
демократизм
-
законность
-
объективность (~ адекватность)
-
федерализм
-
единство (осуществляется на всей терр. РФ)
Принципы функционирования (специальные):
-
подзаконность
-
непрерывность, цикличность
-
предметно-функциональная самостоятельность
-
эффективность
Принципы деятельности ОИВ (из лекции Пановой):
-
определение и установление ф-ций и полномочий
-
централизация и децентрализация
-
отраслевое и межотраслевое управление
-
коллегиальность и единоличность
-
территориального управления
-
линейность и функциональность
Вопрос № 3. Административное право – отрасль российского права и учебный курс
I. АП – отрасль права
АП – публично право; одна из базовых, крупнейших и наиболее развитых отраслей росс. права.
Админ. законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
(Отрасль права – система правовых норм, которые регулируют определенную совокупность общественных отношений (предмет отрасли) при помощи определенного метода)
Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией (в т.ч. контрольной: ее и над ней) + административное судопроизводство
в частности АП:
-
устанавливает границы деятельности публичной администрации
-
закрепляет статус (и систему) органов публичной администрации и их служащих
-
определяет формы контроля над ней
Или:
Предмет АП - 4 области общественных отношений:
-
внешнеуправленческие отношения (+ внутриуправленческие); (см. виды гос.управления)
-
внутриорганизационные (внутриаппаратные) отношения;
-
общегосударственные контрольно-организационные отношения;
-
административно-юстиционные отношения (админ. судопроизводство)*
-------------------------------
* подробно каждый из этих четырех видов общественных отношений рассматривается в вопросах 5-8
-------------------------------
Методы АП:
- дозволение
-
обязывание императивный метод (доминирует)
-
запрет
II. АП - учебный курс
Предметом изучения учебного курса АП являются:
-
общественные отношения, входящие в предмет АП-отрасли
-
нормы права, их регулирующие
АП - учебный курс делится на общую и особенную части.
Общая часть:
-
Введение в административное право
-
Субъекты административного права
-
Формы и методы реализации компетенции субъектами административного права исполнительной власти
-
Процессуальная часть
Вопрос № 4. Предмет сферы административно-правового регулирования
См. вопрос № 3.
Вопрос №5. Государственная исполнительная власть (организационно-исполнительские отношения)
Организационно-исполнительские отношения в сфере реализации исполнительной власти – «основной массив» предмета АП
Они возникают в процессе осуществления органом исполнительной власти своих управленческих функций в отношении подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.
Эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены вовне, поэтому их называют внешнеуправленческими
Внешнеуправленческие организационно-исполнительские отношения
складываются:
-
между различными звеньями государственного аппарата в процессе и проводу реализации функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами
-
между органами исполнительной власти и физ/юр. лицами.*
-------------------------------------------
* Внешнеуправленческие отношения состоят из 2х «подвидов» - это по учебнику Конина.
Бахрах эти подвиды рассматривает по отдельности: отношения между ОИВ и физ/юр. лицами – это внешнее управление; отношения между различными звеньями гос.аппарата – внутреннее (см. вопрос №1, виды гос.упр.)
-----------------------------------------------
Вопрос №6. Контрольная общегосударственная деятельность
Контроль (для общего сведения)
Контроль (в самом общем виде)
-
это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров,
(т.е. субъект управления проверяет, как управляемый объект выполняет его предписания)
Контроль:
-
одна из основных функций управления (наряду с планированием, регулированием, координацией и т.д.)
-
может рассматриваться:
как заключительная стадия управленческого процесса (принятие решения, его исполнение,
проверка исполнения + оценка результатов)
или как постоянное наблюдение за состоянием управляемой системы.
-
способ получения объективных данных о состоянии системы (~обратная связь)
-
в процессе контроля проверяются законность и целесообразность (надзор – только законность)
-
цель – выявление и устранение нарушений
Этапы контроля:
-
наблюдение (проверка)
-
анализ (оценка)
-
принятие мер
Виды контроля за гос. администрацией:
-
внешний (общегосударственный)
-
внутренний:
-
общий (со стороны правительства)
-
надведомственный (со стороны органов межотраслевой компетенции (ФАС, ФС по финансовым рынкам и др.) в отношении органов и организаций, ведомственно им неподчиненных)
-
ведомственный (внутри одной отрасли в отношении подчиненных органов, организаций)
-
внутриведомственный (в рамках одного органа)
Виды контроля по времени:
-
предварительный (например, при лицензировании)
-
текущий
-
последующий
Общегосударственный контроль: осуществляется в масштабах всего государства и от имени верховных государственных органов.
Общегосударственная контрольная деятельность осуществляется:
-
Президентом
-
Счетной палатой РФ,
-
Уполномоченным по правам человека в РФ
и некоторыми другими органами (Общественной палатой)
I. Президентский контроль
Осуществляется как непосредственно Президентом, так и через Администрацию Президента
1) связан с такими полномочиями Президента как:
-
принятие решения об отставке Правительства
-
отмена актов Правительства (в случае их противоречия Конституции, ФКЗ, ФЗ и указам Президента)
-
назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров
-
руководство деятельностью ФОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чс и ликвидации последствий стихийных бедствий; назначение и освобождение от должности руководителей этих органов и их заместителей
-
приостановление актов ОИВ субъектов РФ (в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина)
-
и др.
2) Контрольное управление Президента (структурное подразделение Администрации Пр.)
Основные задачи:
-
Контроль и проверка исполнения гос.администрацией:
-
федеральных законов;
-
актов, решений, поручений Президента
-
Контроль за реализацией:
-
общенациональных проектов
-
ежегодных посланий Президента ФС, бюджетных посланий Президента
-
Информирование Президента и Руководителя Администрации Президента о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
Имеет право:
-
запрашивать и получать необходимые материалы от гос. органов, органов м.с., организаций, должностных лиц
-
Работники Управления при проведении контрольных мероприятий имеют право прохода во все здания, занимаемые фоив, оив субъектов РФ, органами м.с., организациями.
-
вносить предложения Президенту, в Правительство, руководителям фоив, оив субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности гос. служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента, а также о временном отстранении гос. служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
-
направлять в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы ФСБ и иные гос. органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
и др.
3) Полномочные представители Президента в федеральных округах (обеспечивают реализацию конституционных полномочий Президента; являются федеральными гос. служащими, входят в состав Администрации Президента).
Основные задачи:
-
организация в федеральном округе работы по реализации органами гос. власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;
-
организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов гос. власти;
-
обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента;
-
представление Президенту регулярных докладов, внесение предложений.
Имеют право:
-
запрашивать и получать необходимые материалы от гос. органов, органов м.с., организаций, должностных лиц;
-
беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
-
организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета;
-
вносить в соответствующие фоив предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
и др.
II. Счетная палата РФ (орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему).
Задачи:
-
контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
-
анализ выявленных отклонений и подготовка предложений по их устранению;
-
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нпа фед. органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
-
и др.
- Вопрос № 1. Управление: понятие, признаки и виды.
- Техническое
- Государственное управление
- Муниципальное
- III. Государственное управление
- Ежеквартально представляет Фед.Собранию отчет о ходе исполнения фед. Бюджета
- 13) Административно-правовые отношения, их особенности и способы защиты
- 15) Субъекты административного права: понятие и виды
- 16) Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 17) Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 18) Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
- Формирует и возглавляет Совет Безопасности рф
- Назначает и освобождае от должности полпредов Президента в регионах
- По предствлению Председателя правительства утверждает систему и структуру фед. Органов исп.Власти, вносит в них изменения и дополнения.
- Территориальные федеральные органы
- Глава III. Органы исполнительной власти субъекта
- Глава IV. Взаимоотношения законодательного
- Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий
- Меры административной ответственности.
- Понятие и структура административной ответственности как вида административного принуждения.
- Правовые основания и условия административной ответственности.
- Субъекты административной ответственности.
- Административное наказание: понятие, виды, правила назначения. (гл. 3-4 КоАп)
- Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.
- Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
- 86 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- Глава 27 КоАп рф весьма детально регламентирует процессуальные правила по применению девяти мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это:
- 89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения (по статье Пановой и.В., материал предоставлен самим Кулешовым)
- Экономическая сфера: понятие и организационно-правовые основы. Отрасли экономики. Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
- 99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
- Государственный контроль и надзор
- Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
- 101. Административно-правовые основы государственного регулирования в хозяйственно обслуживающем комплексе
- 2.5. Управление коммуникациями.
- 2.6. Управление информационными технологиями и связью
- 2.3. Управление региональным развитием.
- 102.Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
- 103. Антимонопольная политика государства
- 104. Социально-культурная сфера: понятие, правовые основы и особенности регулирования.
- 105. Образование в Российской Федерации: система и правовое положение органов управления; образовательные учреждения (правовой статус, виды).
- Система и правовое положение органов управления здравоохранением и социальным развитием.
- Культурная деятельность: понятие и виды. Правовой статус культурных организаций. Министерство культуры.
- Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
- Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
- 110)Безопасность: понятие, виды и правовые основы.
- 111)Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
- 112)Понятие обороны и правовые основы системы государственного управления обороной.
- 113)Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы.
- Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.