logo
pravilqnye_bilety_admin

Глава 27 КоАп рф весьма детально регламентирует процессуальные правила по применению девяти мер обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях. Это:

административное доставление;

административное задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транс­портного средства, находящихся при физическом ли­це; осмотр принадлежащих юридическому лицу поме­щений, территорий, находящихся там вещей и доку­ментов;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средст­вом соответствующего вида;

медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

привод;

административное приостановление деятельности.

87. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

  1. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  2. федеральными органами исполнительной власти, их уч­реждениями, структурными подразделениями и территориаль­ными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложен­ных на них федеральными законами либо нормативными пра­вовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:

органы внутренних дел (милиция);

органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы и войска пограничной службы; федеральная инспекция труда и подведомственные ей госу­дарственные инспекции труда;

органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

органы, осуществляющие государственный контроль за ис­пользованием и охраной водных объектов;

органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

органы рыбоохраны;

органы государственного энергетического надзора; органы государственного горного и промышленного надзо­ра;

органы, осуществляющие государственный пожарный над­зор;

органы, осуществляющие государственный надзор за техни­ческим состоянием самоходных машин и других видов техники;

органы российской транспортной инспекции;

органы автомобильного транспорта;

органы морского транспорта;

органы внутреннего водного транспорта;

органы железнодорожного транспорта;

органы, осуществляющие государственный контроль в обла­сти обращения и защиты информации;

органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;

федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;

органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

органы, осуществляющие государственный контроль за про­изводством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции;

органы стандартизации, метрологии и сертификации;

органы государственной жилищной инспекции;

органы государственного архитектурно-строительного надзо­ра;

органы регулирования естественных монополий; органы валютного контроля;

органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.

Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолет­них и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной сласти и иных государствен­ных органов — субъектов административной юрисдикции.

От имени этих органов, их учреждений, структурных подраз­делений и территориальных органов дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ. К. ним отно­сятся:

а) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

б) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

в) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

  1. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  2. уполномоченными органами и учреждениями органов ис­полнительной власти субъектов РФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенные соответству­ющей компетенцией должностные лица органов исполнитель­ной власти субъектов РФ);

  3. административными комиссиями, иными коллегиальны­ми органами, создаваемыми в соответствии с законами субъек­тов РФ.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных под­разделений или территориальных органов, должности должност­ного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соот­ветствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. В случае преобразования, иной реорганизации либо пе­реподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъек­та РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подве­домственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделе­ния или территориальные органы, которым переданы указан­ные функции.

Например, уже после вступления в силу КоАП РФ Указом Президента РФ с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции с передачей органам внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению нало­говых правонарушений'. В этой связи ст. 23.6 КоАП РФ («Фе­деральные органы налоговой полиции») с 1 июля 2003 г. утрати­ла силу, а дела об административных правонарушениях, ранее рассматриваемые федеральными органами налоговой полиции, были переданы в юрисдикцию органов внутренних дел. Однако если бы даже до 1 июля 2003 г. в КоАП РФ не были внесены соответствующие изменения, административные правонаруше­ния в налоговой сфере все равно рассматривали бы сотрудники органов внутренних дел.

В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структур­ных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учрежде­ния, их структурных подразделений или территориальных орга­нов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рас­смотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствую­щих изменений.

Например, согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об админис­тративных правонарушениях, подведомственных органам внут­ренних дел (милиции), вправе рассматривать старшие участко­вые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «О милиции» были внесены изменения, в соответ­ствии с которыми эти должности стали именоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковые уполномо­ченные милиции». Естественно, до внесения в КоАП РФ необ­ходимых изменений полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, осуществляют старшие участковые уполномоченные милиции и участковые уполномоченные милиции.

В КоАП РФ существенно расширилась компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов административных наказаний, установленных новым Кодексом, пять находятся в исключительной юрисдикции судей, а административное вы­дворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства также в подавляющем большинстве случаев может быть назначено лишь судьей, зна­чительно возросло и количество самих составов правонаруше­ний, подведомственных судьям.

Все это во многом обусловило и появление новых субъектов судебной административной юрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушениях рассмат­ривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава, входившего в компетенцию судей общих и во­енных судов), то КоАП РФ установлено, что дела об админис­тративных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (в соответствии с их компетенцией, опреде­ленной ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом следует отметить, что в компетенцию судей арбит­ражных судов входит рассмотрение определенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами или индиви­дуальными предпринимателями административных правонару­шений: в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных с неисполнением банком пору­чения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).

Другие дела об административных правонарушениях, входя­щие в компетенцию судей, если производство по ним осуществ­ляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих админист­ративное выдворение за пределы Российской Федерации, рас­сматриваются судьями районных судов. Дела об административ­ных правонарушениях, которые совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, подведомствен­ны судьям гарнизонных военных судов. По всем остальным де­лам об административных правонарушениях, входящим в ком­петенцию судей, решения принимают мировые судьи.

Из числа федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных пра­вонарушениях, кратко остановимся лишь на органах внутрен­них дел (милиции). Дело в том, что из всех субъектов системы исполнительной власти, наделенных КоАП РФ административ­ной юрисдикцией, милиция является самой многофункцио­нальной службой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий. Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом опенок специалистов по тем правонарушениям, в отношении которых достоверной ста­тистики нет, милицией ежегодно привлекается к администра­тивной ответственности от 70 до 80 млн человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекаемых в стране к административной ответственности.

При этом многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает отнесение к подведомственности милиции очень широкого круга административных правонару­шений (ст. 23.3 КоАП РФ). Если другие отраслевые субъекты административной юрисдикции правомочны осуществлять про­изводство по относительно немногочисленным группам однород­ных административных правонарушений, то милиция рассмат­ривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 ста­тьями КоАП РФ, что составляет 17% статей его Особенной части.

Правом рассматривать дела об административных правонару­шениях пользуются лишь те должностные лица органов внутрен­них дел (милиции), которые перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (мили­ции), в зависимости от состава правонарушения, вправе: началь­ники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внут­ренних дел, начальники и заместители начальников территори­альных отделов (отделений) милиции; начальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внут­ренних дел на транспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; на­чальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заме­стители; государственные инспекторы безопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора; не­которые другие сотрудники милиции.

88. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. в производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп. 1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты).

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: а) лицо, привлекаемое к ответственности; б) потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред; в) законные представители – граждане, которые в силу закона выступают во всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Это родители, усыновители, опекуны, попечители; г) адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности. В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: а) свидетели – лица, которым могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу; б) эксперты – лица, обладающие специальными знаниями и привлекаемые органами (должностными лицами), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в случаях, когда возникает необходимость в их знаниях; в) переводчики – лица, участвующие в судебном процессе и владеющие языками, необходимыми для перевода имеющихся в деле материалов, представленных в суде документов, а также данных в судебном заседании заявлений, показаний, объяснений; г) понятые – независимые, не заинтересованные в данном деле лица, приглашаемые в качестве свидетеля, наблюдателя при производстве осмотра, обыска, выемки корреспонденции, очной ставки и других следственных действиях. Участники производства по делам об административных правонарушениях обладают различными правами и обязанностями. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49 (Мелкое хищение чужого имущества), 158 (Мелкое хулиганство) и др. КоАП присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки, это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу (КоАП ст. 247). Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля (КоАП ст. 248). Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката удостоверяются орденом, выдаваемым юридической консультацией (КоАП ст. 250). Законные представители вправе представлять интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (КоАП ст. 249). Свидетель обязан по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы (КоАП ст. 251). Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе: а) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; б) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; в) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; г) присутствовать при рассмотрении дела (КоАП ст. 252). Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод (КоАП ст.253). Кроме того, потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении (КоАП ст. 254).