logo
pravilqnye_bilety_admin

Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере агропромышленного производства

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс — АПК) призвано обеспечивать потребительский рынок страны про­довольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль она включает производство сельскохозяйственной (с/х) продукции, ее заготовку и переработку.

Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (основ­ной базы с/х производства) и законодательство о земле к со­вместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). К непосред­ственному ведению РФ отнесено формирование основ федераль­ной политики и федеральных программ экономического раз­вития страны (ст. 71). Особое значение имеет принятый 24 мая 1999 г. федеральный закон «Об инженерно-техничес­кой системе агропромышленного комплекса»1. Вопросы тех­нической вооруженности труда в сельском хозяйстве — это прин­ципиальный вопрос повышения уровня сбора урожая и его ка­чества.

Основным подзаконным актом, определившим основные направления аграрной реформы, следует считать указ Прези­дента РФ от 27. 10. 1993 г. «О регулировании земельных отно­шений и развитии аграрной реформы в России»2, а также указ Президента РФ от 16.04. 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в АПК».3 Осо­бое значение для развития АПК имеет принятый федеральный закон от 11.06. 2002 г. № 66-ФЗ «О ратификации конвенции о привилегиях АПК и иммунитетах Евразийского экономичес­кого сообщества». Большое значение имеет принятый от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельско­хозяйственных товаропроизводителей».

В систему основных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в агро­промышленном комплексе входят:

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России); Министерство природных ресурсов РФ; Государственный комитет РФ по рыболовству и Федеральная служба земельного кадастра России.

Правительство РФ решает общие вопросы организации управления с/х предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государ­ственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федераль­ный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицен­зий на осуществление закупок, хранения, переработки и тор­говли зерном, распоряжение федеральным фондом зерна и т.д. Этими вопросами в Правительстве РФ ведает Департамент аг­ропромышленного комплекса.

Вместе с тем существует и специальная система органов отраслевого государственного управления сельским хозяйством. По объему агропромышленный комплекс является преоб­ладающей составной частью экономики России. Из его сырья более чем на 60% формируется потребительский рынок. Аг­рарное производство затрагивает интересы каждого человека, его развитие в решающей степени определяет не только народнохозяйственный потенциал в стране, но и уровень бла­госостояния каждого человека.

Агропромышленный комплекс связан со всеми отраслями народного хозяйства, которые участвуют в производстве, заго­товке и закупке, транспортировке, хранении, переработке и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности. К ним относятся государственный, коллективный, кооператив­ный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы, имеющие различные организационно-правовые формы управ­ления агропромышленными комплексами РФ и субъектов РФ. Центральным федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющими управление агропромышленным ком­плексом, является Министерство сельского хозяйства РФ (Мин-сельхоз России).

Правовое положение Министерства сельского хозяйства определено в Положении о нем, принятом от 30 мая 1997 г.1. Министерство осуществляет государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности страны. Оно осуществляет деятельность во взаимодействии с другими фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, где имеются его соответ­ствующие органы.

Основными задачами Минсельхоза России являются:

• разработка и реализация политики государственного ре­гулирования сельского хозяйства, сферы переработки, производства ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры;

• формирование рыночных отношений и развитие предпри­нимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции, развития организованных продовольственных и технических оптовых рынков;

• проведение аграрных и земельных преобразований; под­готовка предложений по созданию организационно-эко­номических, финансовых и правовых условий функ­ционирования в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности государственно­го, коллективного, кооперативного, акционерного, фер­мерского и мелкотоварного секторов;

• содействие интеграции науки, образования и производ­ства, организация подготовки кадров, технической и тех­нологической оснащенности сельскохозяйственного про­изводства, пищевых и перерабатывающих предприятий;

• разработка и реализация мероприятий по охране окру­жающей среды и природных ресурсов в отраслях сельс­кого хозяйства, пищевой и перерабатывающей промыш­ленности.

Проведение экономических реформ в первые годы резко изменили организационную структуру сельского хозяйства. Однако в настоящее время уцелел незначительный процент этих фермерских хозяйств. Сельскохозяйственные производители стали больше создавать потребительские кооперации и това­рищества. Организационно-правовой статус сельскохозяйствен­ных коопераций определяется законом от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации »1.

Государственных учреждений, осуществляющих в той или иной сфере государственное управление, достаточно много и некоторые из них обозначены в Федеральном законе от 23. 08.1996 г. № 128-ФЗ «О перечне федеральных целевых про­грамм и ведомственной структуре расходов федерального бюд­жета на 1996 год».

Особую роль играет Департамент ветеринарии Минсельхо-за России, образованный Правительством РФ 19 ноября 1993 г.1 Он организует деятельность ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществления контро­ля за выпуском полноценных и безопасных продуктов живот­новодства и обеспечением защиты населения от болезней, об­щих для человека и животных.

Департамент ветеринарии возглавляет начальник, назнача­емый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринар­ным инспектором России.

В составе Минсельхоза России имеется Департамент жи­вотноводства и племенного дела, на который возложены фун­кции специального уполномоченного государственного органа по управлению племенным животноводством. В субъектах РФ созданы аналогичные органы по управлению племенным жи­вотноводством на своих территориях. Они осуществляют ли­цензирование этой деятельности.

В соответствии с указом Президента РФ от 17. 05.2000 г. в структуре ФОИВ функционирует Государственный комитет РФ по рыболовству.

Правительством РФ от 22 февраля 1999 г. № 226 принят ряд постановлений об охране рыбных запасов и водных ресур­сов и их развитии: «О создании единой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыболовецких судов с использованием косми­ческих средств связи и информационных технологий»; «О со­здании отраслевой системы мониторинга водных биологичес­ких ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью про­мысловых судов»; «О мерах по усилению государственного уп­равления водными биологическими ресурсами». Принятые орга­низационно-правовые меры будут способствовать расширению добычи и производства рыбного продукта как наиболее важно­го питательного продукта для населения России.

Большое значение имеет принятый федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

В определенной степени к агропромышленному комплексу в плане реализации его функций относятся Министерство при­родных ресурсов РФ.

Положение о нем утверждено постановлением Правитель­ства РФ от 17 мая 1997 г. № 5882.

Минприрода России свои функции и полномочия осуществ­ляет на основе положения о нем, утвержденного Правитель­ством РФ 25.09.2000 г.

Его специализированные природоохранные территориаль­ные инспекции и другие органы создаются по согласованию с органами местного самоуправления.

В его компетенции: разработка реализация федеральных и межгосударственных программ по охране и рациональному использованию природных ресурсов; организация и осуществ­ление лицензирования в области комплексного природополь­зования, размещение и захоронение промышленных и иных отходов и другое.

Правительством РФ определен круг должностных лиц Мин­природы РФ, осуществляющих государственный экологичес­кий контроль.

В их числе: Главный государственный инспектор РФ по охране природы (зам. министра); руководители территориаль­ных органов Минприроды в субъектах федерации, руководи­тели городских, межрайонных, районных природоохранных структур1.

Большое значение в реализации надзорных функций в аг­ропромышленном комплексе имеет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора. Он осуществляет свои функции в интересах санитарно-эпидемиологического благо­получия населения, контролирует состояние воздействия не­благоприятных факторов на человека, разрабатывает предло­жения по предотвращению и ликвидации действия вредных факторов в окружающей природной среде.

Государственные инспекторы санэпидемнадзора привлека­ют нарушителей к административной ответственности в соот­ветствии с главами 9 и 10 КоАП РФ.

Важное значение в отношения АПК имеет Федеральная служба земельного кадастра России и положение о ней, при­нятое Правительством РФ от 11.01. 2001 г.

Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:

1) осуществление в пределах ее компетенции государствен­ного управления земельными ресурсами и участие в про­ведении земельной реформы;

2) ведение государственного земельного кадастра и в пре­делах ее компетенции — государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) и иной связанной с исполь­зованием земель деятельности;

3) осуществление государственного контроля за использо­ванием и охраной земель;

4) организация и осуществление землеустройства;

5) организация и осуществление мониторинга земель;

6) организация и осуществление прогнозирования и пла­нирования рационального использования земель в пре­делах ее компетенции и иные задачи.

Федеральная служба земельного кадастра России во испол­нение возложенных на нее задач выполняет следующие функ­ции:

1) принимает участие в разработке предложений по управ­лению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;

2) ведет государственный земельный кадастр и вносит све­дения в Единый государственный реестр земель и хра­нит его;

3) осуществляет мероприятия по созданию автоматизиро­ванной системы ведения государственного земельного ка­дастра;

4) устанавливает состав документов государственного зе­мельного кадастра и порядок их ведения;

5) осуществляет деление территории РФ и присваивает ка­дастровые номера;

6) осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земель­ных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный ка­дастр и иные функции.

Федеральная служба земельного кадастра России в преде­лах своей компетенции полномочна:

1) проводить проверки достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами пред­писания об устранении нарушений земельного законо­дательства РФ;

2) в установленном порядке привлекать к административ­ной ответственности лиц, виновных в нарушении земель­ного законодательства РФ, рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях и налагать админист­ративные взыскания, а также направлять материалы о нарушении земельного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы и суды;

3) приостанавливать в установленном порядке промышлен­ное, гражданское и другое строительство, разработку ме­сторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоратив­ных, геолого-разведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного за­конодательства РФ, установленного режима использо­вания земель;

4) проверять при осуществлении государственного контро­ля за использованием и охраной земель организации (в том числе в установленном порядке режимные), состав­лять протоколы по результатам проверок;

5) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Службу за­дач;

6) участвовать в международном сотрудничестве в области ведения государственного земельного кадастра, монито­ринга земель, землеустройства и другой деятельности, направленной на охрану и рациональное использование земель;

7) в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы и го­сударственные учреждения, для ведения земельного ка­дастра, мониторинга земель, землеустройства, топографо-геодезических и других исследовательских работ;

8) издавать нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в установленных за­конодательством РФ случаях, а также инструкции, ме­тодические и нормативно-технические документы по вопросам, отнесенным к ее ведению.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяй­ством: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной служ­бой, ведут земельный кадастр, на своем уровне, оказывают помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.