Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере агропромышленного производства
Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс — АПК) призвано обеспечивать потребительский рынок страны продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль она включает производство сельскохозяйственной (с/х) продукции, ее заготовку и переработку.
Конституция РФ относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (основной базы с/х производства) и законодательство о земле к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному ведению РФ отнесено формирование основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития страны (ст. 71). Особое значение имеет принятый 24 мая 1999 г. федеральный закон «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса»1. Вопросы технической вооруженности труда в сельском хозяйстве — это принципиальный вопрос повышения уровня сбора урожая и его качества.
Основным подзаконным актом, определившим основные направления аграрной реформы, следует считать указ Президента РФ от 27. 10. 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»2, а также указ Президента РФ от 16.04. 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в АПК».3 Особое значение для развития АПК имеет принятый федеральный закон от 11.06. 2002 г. № 66-ФЗ «О ратификации конвенции о привилегиях АПК и иммунитетах Евразийского экономического сообщества». Большое значение имеет принятый от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В систему основных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в агропромышленном комплексе входят:
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России); Министерство природных ресурсов РФ; Государственный комитет РФ по рыболовству и Федеральная служба земельного кадастра России.
Правительство РФ решает общие вопросы организации управления с/х предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки и торговли зерном, распоряжение федеральным фондом зерна и т.д. Этими вопросами в Правительстве РФ ведает Департамент агропромышленного комплекса.
Вместе с тем существует и специальная система органов отраслевого государственного управления сельским хозяйством. По объему агропромышленный комплекс является преобладающей составной частью экономики России. Из его сырья более чем на 60% формируется потребительский рынок. Аграрное производство затрагивает интересы каждого человека, его развитие в решающей степени определяет не только народнохозяйственный потенциал в стране, но и уровень благосостояния каждого человека.
Агропромышленный комплекс связан со всеми отраслями народного хозяйства, которые участвуют в производстве, заготовке и закупке, транспортировке, хранении, переработке и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности. К ним относятся государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы, имеющие различные организационно-правовые формы управления агропромышленными комплексами РФ и субъектов РФ. Центральным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, является Министерство сельского хозяйства РФ (Мин-сельхоз России).
Правовое положение Министерства сельского хозяйства определено в Положении о нем, принятом от 30 мая 1997 г.1. Министерство осуществляет государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности страны. Оно осуществляет деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, где имеются его соответствующие органы.
Основными задачами Минсельхоза России являются:
• разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки, производства ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры;
• формирование рыночных отношений и развитие предпринимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции, развития организованных продовольственных и технических оптовых рынков;
• проведение аграрных и земельных преобразований; подготовка предложений по созданию организационно-экономических, финансовых и правовых условий функционирования в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
• содействие интеграции науки, образования и производства, организация подготовки кадров, технической и технологической оснащенности сельскохозяйственного производства, пищевых и перерабатывающих предприятий;
• разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Проведение экономических реформ в первые годы резко изменили организационную структуру сельского хозяйства. Однако в настоящее время уцелел незначительный процент этих фермерских хозяйств. Сельскохозяйственные производители стали больше создавать потребительские кооперации и товарищества. Организационно-правовой статус сельскохозяйственных коопераций определяется законом от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации »1.
Государственных учреждений, осуществляющих в той или иной сфере государственное управление, достаточно много и некоторые из них обозначены в Федеральном законе от 23. 08.1996 г. № 128-ФЗ «О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год».
Особую роль играет Департамент ветеринарии Минсельхо-за России, образованный Правительством РФ 19 ноября 1993 г.1 Он организует деятельность ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществления контроля за выпуском полноценных и безопасных продуктов животноводства и обеспечением защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Департамент ветеринарии возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором России.
В составе Минсельхоза России имеется Департамент животноводства и племенного дела, на который возложены функции специального уполномоченного государственного органа по управлению племенным животноводством. В субъектах РФ созданы аналогичные органы по управлению племенным животноводством на своих территориях. Они осуществляют лицензирование этой деятельности.
В соответствии с указом Президента РФ от 17. 05.2000 г. в структуре ФОИВ функционирует Государственный комитет РФ по рыболовству.
Правительством РФ от 22 февраля 1999 г. № 226 принят ряд постановлений об охране рыбных запасов и водных ресурсов и их развитии: «О создании единой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыболовецких судов с использованием космических средств связи и информационных технологий»; «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов»; «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами». Принятые организационно-правовые меры будут способствовать расширению добычи и производства рыбного продукта как наиболее важного питательного продукта для населения России.
Большое значение имеет принятый федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.
В определенной степени к агропромышленному комплексу в плане реализации его функций относятся Министерство природных ресурсов РФ.
Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 5882.
Минприрода России свои функции и полномочия осуществляет на основе положения о нем, утвержденного Правительством РФ 25.09.2000 г.
Его специализированные природоохранные территориальные инспекции и другие органы создаются по согласованию с органами местного самоуправления.
В его компетенции: разработка реализация федеральных и межгосударственных программ по охране и рациональному использованию природных ресурсов; организация и осуществление лицензирования в области комплексного природопользования, размещение и захоронение промышленных и иных отходов и другое.
Правительством РФ определен круг должностных лиц Минприроды РФ, осуществляющих государственный экологический контроль.
В их числе: Главный государственный инспектор РФ по охране природы (зам. министра); руководители территориальных органов Минприроды в субъектах федерации, руководители городских, межрайонных, районных природоохранных структур1.
Большое значение в реализации надзорных функций в агропромышленном комплексе имеет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора. Он осуществляет свои функции в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контролирует состояние воздействия неблагоприятных факторов на человека, разрабатывает предложения по предотвращению и ликвидации действия вредных факторов в окружающей природной среде.
Государственные инспекторы санэпидемнадзора привлекают нарушителей к административной ответственности в соответствии с главами 9 и 10 КоАП РФ.
Важное значение в отношения АПК имеет Федеральная служба земельного кадастра России и положение о ней, принятое Правительством РФ от 11.01. 2001 г.
Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:
1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;
2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции — государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) и иной связанной с использованием земель деятельности;
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
4) организация и осуществление землеустройства;
5) организация и осуществление мониторинга земель;
6) организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции и иные задачи.
Федеральная служба земельного кадастра России во исполнение возложенных на нее задач выполняет следующие функции:
1) принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
2) ведет государственный земельный кадастр и вносит сведения в Единый государственный реестр земель и хранит его;
3) осуществляет мероприятия по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра;
4) устанавливает состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения;
5) осуществляет деление территории РФ и присваивает кадастровые номера;
6) осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр и иные функции.
Федеральная служба земельного кадастра России в пределах своей компетенции полномочна:
1) проводить проверки достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства РФ;
2) в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, а также направлять материалы о нарушении земельного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы и суды;
3) приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства РФ, установленного режима использования земель;
4) проверять при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок;
5) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Службу задач;
6) участвовать в международном сотрудничестве в области ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и другой деятельности, направленной на охрану и рациональное использование земель;
7) в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы и государственные учреждения, для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства, топографо-геодезических и других исследовательских работ;
8) издавать нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в установленных законодательством РФ случаях, а также инструкции, методические и нормативно-технические документы по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяйством: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной службой, ведут земельный кадастр, на своем уровне, оказывают помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.
- Вопрос № 1. Управление: понятие, признаки и виды.
- Техническое
- Государственное управление
- Муниципальное
- III. Государственное управление
- Ежеквартально представляет Фед.Собранию отчет о ходе исполнения фед. Бюджета
- 13) Административно-правовые отношения, их особенности и способы защиты
- 15) Субъекты административного права: понятие и виды
- 16) Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 17) Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 18) Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
- Формирует и возглавляет Совет Безопасности рф
- Назначает и освобождае от должности полпредов Президента в регионах
- По предствлению Председателя правительства утверждает систему и структуру фед. Органов исп.Власти, вносит в них изменения и дополнения.
- Территориальные федеральные органы
- Глава III. Органы исполнительной власти субъекта
- Глава IV. Взаимоотношения законодательного
- Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий
- Меры административной ответственности.
- Понятие и структура административной ответственности как вида административного принуждения.
- Правовые основания и условия административной ответственности.
- Субъекты административной ответственности.
- Административное наказание: понятие, виды, правила назначения. (гл. 3-4 КоАп)
- Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.
- Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
- 86 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- Глава 27 КоАп рф весьма детально регламентирует процессуальные правила по применению девяти мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это:
- 89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения (по статье Пановой и.В., материал предоставлен самим Кулешовым)
- Экономическая сфера: понятие и организационно-правовые основы. Отрасли экономики. Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
- 99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
- Государственный контроль и надзор
- Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
- 101. Административно-правовые основы государственного регулирования в хозяйственно обслуживающем комплексе
- 2.5. Управление коммуникациями.
- 2.6. Управление информационными технологиями и связью
- 2.3. Управление региональным развитием.
- 102.Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
- 103. Антимонопольная политика государства
- 104. Социально-культурная сфера: понятие, правовые основы и особенности регулирования.
- 105. Образование в Российской Федерации: система и правовое положение органов управления; образовательные учреждения (правовой статус, виды).
- Система и правовое положение органов управления здравоохранением и социальным развитием.
- Культурная деятельность: понятие и виды. Правовой статус культурных организаций. Министерство культуры.
- Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
- Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
- 110)Безопасность: понятие, виды и правовые основы.
- 111)Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
- 112)Понятие обороны и правовые основы системы государственного управления обороной.
- 113)Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы.
- Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.