99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходимых организационно-правовых условий для выхода отечественного промышленного производства из кризисного состояния и обеспечения рынка собственной продукцией; структурные преобразования в промышленности, обеспечивающие рациональное использование производственных, материальных и людских ресурсов; реализация программ развития отраслей промышленности; координация и общее направление деятельности промышленных комплексов; установление общих правил хозяйственной деятельности; контроль и надзор.
Организационная система государственного управления промышленными отраслями не единообразна. Так, мукомольно-крупяная, комбикормовая, хлебопекарная, макаронная промышленность, а также рыбное хозяйство и элеваторы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Предприятия промышленности строительных материалов являются объектом управления Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.
Вместе с тем функционирует система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления промышленным комплексом как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровне. Главное в их деятельности состоит в осуществлении общего регулирования, координации и контроля в рамках деятельности по реализации государственной политики в порученной сфере деятельности. Управление промышленным производством на федеральном уровне сосредоточено в настоящее время в основном в трех организационно-правовых формах: в министерствах экономики; топлива и энергетики; по атомной энергии.
Министерство экономики РФ сейчас является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление ведущими отраслями промышленного производства. Оно призвано проводить единую государственную политику в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В частности, оно реализует федеральные программы конверсии (например, в авиационной промышленности); осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в области автомобильной, приборостроительной, станкостроительной и инструментальной, электротехнической промышленности, строительного, дорожного и коммунального, тракторного и сельскохозяйственного, тяжелого, энергетического и транспортного, химического и нефтяного машиностроения, т.е. ведает судьбами всего машиностроительного комплекса (например, руководит федеральными предприятиями авиационной промышленности), а также и химического комплекса. Минэкономики России участвует в разработке государственного оборонного заказа, руководит лесопромышленным комплексом, совершенствует внутриотраслевые и межотраслевые связи; организует работу по стандартизации продукции подведомственных отраслей; представляет интересы в международных организациях и т.д.
Министерство РФ по атомной энергетике (Минатом России) проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в атомной энергетике; осуществляет государственное управление использованием атомной энергии; координирует деятельность других органов исполнительной власти в подведомственной сфере. В его задачи входит обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности на объектах ядерного комплекса; управление предприятиями и организациями этого комплекса; координация размещения этих объектов; контроль за соблюдением на них мер гражданской обороны; формирование и размещение заказов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд; руководство воинскими формированиями министерства.
Минатом России несет ответственность за состояние и развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов. В его функции также входит обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия; проведение учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях и организациях ядерного комплекса; координация фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области ядерной физики и т.д.
В своей деятельности Минатом России руководствуется Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995.№48.Ст. 4552), а также Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141).
Министерство топлива и энергетики (Минтопэнерго России) руководствуется в своей деятельности Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426), Федеральным законом «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1551).
Минтопэнерго России осуществляет руководство функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса РФ. В его функции входит координация деятельности предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Оно разрабатывает и осуществляет государственную энергетическую политику; обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их рациональное и безопасное (в экологическом и технологическом плане) использование и сбережение во всех сферах потребления.
В задачи Минтопэнерго России входит: обеспечение эффективного и устойчивого функционирования всех звеньев топливно-энергетического комплекса; государственное регулирование деятельности предприятий комплекса путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в области эксплуатации, ремонта и строительства предприятий и контроля за их соблюдением; решение совместно с органами государственной власти субъектов Федерации вопросов размещения- и строительства крупных объектов топливно-энергетического комплекса.
Министерство призвано также обеспечивать соблюдение требований по охране недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности. Оно участвует в лицензировании порядка, сроков и условий вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки месторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предложения по формированию тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию предприятий комплекса.
Минтопэнерго России обеспечивает государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа. Государственный надзор осуществляется также в целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК России) также осуществляет ряд функций в сфере государственного управления промышленным производством. Ее основная задача – государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в частности, цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию. Она контролирует транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа, услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
Актуальной в последнее время стала проблема несостоятельности промышленных предприятий. Для решения вопросов подобного рода образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Положение о ней утверждено Правительством РФ 1 июня 1998г. Будучи федеральным органом исполнительной власти, она осуществляет в порученной ей сфере деятельности исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции.
Она проводит в жизнь государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий различного профиля; представляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; инициирует проведение приватизации федеральных государственных унитарных предприятий-должников и продажи находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в уставном капитале; принимает решения об обращении в арбитражный суд на предмет признания банкротами и о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий, об освобождении от занимаемых должностей руководителей таких предприятий, признанных неплатежеспособными; назначает аудиторские проверки.
Основные вопросы, связанные с процессом рассмотрения дел о банкротстве промышленных и иных (например, торговых) предприятий, регламентированы Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223). В настоящее время в связи с финансовыми трудностями страны (значительные недоимки по налогам и т.п.) ужесточена процедура объявления предприятий банкротами.
- Вопрос № 1. Управление: понятие, признаки и виды.
- Техническое
- Государственное управление
- Муниципальное
- III. Государственное управление
- Ежеквартально представляет Фед.Собранию отчет о ходе исполнения фед. Бюджета
- 13) Административно-правовые отношения, их особенности и способы защиты
- 15) Субъекты административного права: понятие и виды
- 16) Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 17) Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 18) Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
- Формирует и возглавляет Совет Безопасности рф
- Назначает и освобождае от должности полпредов Президента в регионах
- По предствлению Председателя правительства утверждает систему и структуру фед. Органов исп.Власти, вносит в них изменения и дополнения.
- Территориальные федеральные органы
- Глава III. Органы исполнительной власти субъекта
- Глава IV. Взаимоотношения законодательного
- Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий
- Меры административной ответственности.
- Понятие и структура административной ответственности как вида административного принуждения.
- Правовые основания и условия административной ответственности.
- Субъекты административной ответственности.
- Административное наказание: понятие, виды, правила назначения. (гл. 3-4 КоАп)
- Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.
- Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
- 86 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- Глава 27 КоАп рф весьма детально регламентирует процессуальные правила по применению девяти мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это:
- 89. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения (по статье Пановой и.В., материал предоставлен самим Кулешовым)
- Экономическая сфера: понятие и организационно-правовые основы. Отрасли экономики. Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
- 99. Органы, осуществляющие регулирование в области промышленности и строительства: задачи, функции полномочия.
- Государственный контроль и надзор
- Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
- 101. Административно-правовые основы государственного регулирования в хозяйственно обслуживающем комплексе
- 2.5. Управление коммуникациями.
- 2.6. Управление информационными технологиями и связью
- 2.3. Управление региональным развитием.
- 102.Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
- 103. Антимонопольная политика государства
- 104. Социально-культурная сфера: понятие, правовые основы и особенности регулирования.
- 105. Образование в Российской Федерации: система и правовое положение органов управления; образовательные учреждения (правовой статус, виды).
- Система и правовое положение органов управления здравоохранением и социальным развитием.
- Культурная деятельность: понятие и виды. Правовой статус культурных организаций. Министерство культуры.
- Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
- Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
- 110)Безопасность: понятие, виды и правовые основы.
- 111)Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
- 112)Понятие обороны и правовые основы системы государственного управления обороной.
- 113)Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы.
- Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.