logo search
Диск для курсовой работы на тему Правовые аспекты донорства крови и ее компонентов / Дополнительная литература / 04 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

В международно-правовых актах термин "заработная плата" означает всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые национальным законодательством или соглашением, которые в силу письменного или устного договора о найме работодатель выплачивает работнику за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей денежное обращение в стране, а уплата в форме долговых обязательств, расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной валюте, а также в виде спиртных напитков с высоким содержанием алкоголя или вредных для организма наркотиков не разрешается ни при каких обстоятельствах. Компетентный орган может разрешить выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты является обычной или необходимой или если коллективный договор или решение арбитражного органа это предусматривает, или если заинтересованный работник согласен на это.

Нормы Конвенции об охране заработной платы 1949 г. (N 95) определяют обязательность выплаты заработной платы непосредственно заинтересованному работнику, за исключением тех случаев, когда иной способ ее выплаты предусматривается законодательством страны, коллективными договорами или арбитражными решениями или когда имеется личное согласие на то самого работника (ст. 5). Выплата заработной платы должна производиться регулярно только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от него (ст. 12 и 13). Запрещается производить выплату заработной платы в местах общественного питания, магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях.

Сопровождающая упомянутую Конвенцию Рекомендация об охране заработной платы 1949 г. (N 85) определяет, что работникам с почасовым, поденным и понедельным исчислением заработной платы ее выплата должна происходить не реже 2 раз в месяц и не реже 1 раза в месяц служащим с помесячным или годовым исчислением.

В Конвенции N 95 (ст. 8) определено, что вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых законодательством страны или устанавливаемых коллективными договорами или арбитражными решениями. Прямо запрещены отчисления из заработной платы в пользу работодателя, его представителя или посредника, представляющие прямое или косвенное вознаграждение с целью получения или сохранения работы (ст. 9). Согласно § 1 упоминавшейся Рекомендации N 85 необходимые меры должны приниматься с целью ограничения удержаний из заработной платы до такого предела, который считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи.

Процесс установления минимальной заработной платы стал предметом регулирования в ряде международно-правовых актов. Ведущая среди них - Конвенция об установлении минимальной заработной платы 1970 г. (N 131). Вводимая по ней система установления минимальной заработной платы (далее - МЗП) охватывает все группы работающих по найму. При установлении МЗП международные нормы рекомендуют учитывать такие факторы, как стоимость жизни, разумная и справедливая стоимость производимой работы и услуг, потребности работников и их семей, общий уровень заработной платы в стране и экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и создание условий для высокого уровня занятости.

Компетентный орган осуществляет процедуру установления МЗП по согласованию с представителями заинтересованных организаций, работодателей и работников. Конвенция прямо указывает на то, что МЗП имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

Сопровождающая Конвенцию N 131 Рекомендация N 135 указывает на возможность установления единой общеприменимой МЗП в рамках страны или ряда МЗП для определенных групп работников. При этом должно быть сведено к минимуму число категорий работников по найму, не охваченных системой установления МЗП. Само установление МЗП может проходить посредством законодательства, решения компетентного исполнительного органа, решения совета или комиссии по вопросам заработной платы, трудового суда или трибунала и, наконец, коллективного договора. В зависимости от изменения уровня стоимости жизни и других экономических условий МЗП должна периодически пересматриваться.