Часть вторая Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
Социальное партнерство, как всякое принципиально новое явление, не лишено противоречий. Сложившееся в духе провозглашенных Международной организацией труда идей трипартизма как многоуровневая система отношений между работодателями (их представителями), работниками (их представителями) и правительством для регулирования трудовых и связанных с ними отношений, оно предполагает определенную степень гармонии во взаимоотношениях между трудом и капиталом. Такая гармония встречается пока что сравнительно редко. Поэтому логичнее использовать для той же системы предложенный МОТ термин "социальный диалог". Сегодня развитие и укрепление такого диалога стало одной из стратегических целей этой организации.
Прообразом такой системы можно считать тот механизм, который заложен в Рекомендации N 113 (о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе 1960 г.). Главным в этом акте стало положение о необходимости принять меры "для содействия в отраслевом и национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями работодателей и работников, а также между этими организациями" с целью "содействия взаимопониманию и хорошим отношениям между всеми упомянутыми участниками трехсторонней системы, с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня" (п. 1 § 1 и § 4 упомянутой Рекомендации N 113).
Конкретными методами и формами совместной деятельности и сотрудничества всех трех участников являются: 1) разработка и применение законодательства; 2) разработка и осуществление планов экономического и социального развития; 3) создание общегосударственных органов, ведающих рынком занятости, профессиональной подготовкой, охраной труда, гигиеной труда, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием; 4) совместное изучение вопросов, представляющих взаимный интерес (§ 5 Рекомендации N 113).
Кодекс определяет в качестве сторон в социальном партнерстве уполномоченных представителей работодателей и работников. Из числа международно-правовых актов значимыми в этом отношении являются Конвенция N 135 и Рекомендация N 143 от 1971 г. о представителях работников. Первая устанавливает в ст. 3, что таковыми могут быть "представители профессиональных союзов" или "выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или коллективных договоров". При совместном существовании на предприятии обеих категорий наличие выборных представителей не должно использоваться для подрыва позиции профессиональных союзов. Кодексом (ч. 2 ст. 23) определены случаи, когда органы государственной власти и местного самоуправления тоже являются сторонами в социальном партнерстве. Международные нормы в целом отдают приоритет двухсторонним отношениям (работодатели и работники или представители тех и других).
Из 4 форм, в которых осуществляется социальное партнерство (ст. 27 ТК РФ), вниманием со стороны международных норм пользуются 3 - коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений, консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Международные нормы о месте и значении коллективно-переговорного метода регулирования трудовых отношений закреплены в ст. 4 широко известной Конвенции о праве на организацию и ведение коллективных переговоров 1949 г. N 98, Конвенции о коллективных переговорах 1981 г. N 54 и сопровождающей ее Рекомендации о коллективных переговорах 1981 г. N 163.
В Конвенции (ст. 2) дается определение понятия "коллективные переговоры", которое означает проводимые "между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников, с другой стороны, в целях а) определения условий труда и занятости и/или b) регулирования отношений между работодателями и работниками и/или с) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников". Исходя из такого определения коллективные переговоры понимаются широко как процесс совместного участия работников и работодателей или их представителей на разных уровнях в определении условий труда, найма и характера отношений между организациями социальных партнеров.
Рекомендация N 163 устанавливает порядок определения организаций, пользующихся правом на ведение коллективных переговоров, применительно к разным уровням - отдельное предприятие, отрасль, регион, вся страна. Все участвующие в переговорах стороны должны иметь доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров.
Порядок ведения коллективных переговоров в соответствии с международными нормами определяется сторонами. При этом государство должно проводить предварительные консультации и, когда это возможно, заключать соглашения с организациями работодателей и работников в отношении порядка ведения переговорного процесса.
Коллективный договор в международно-правовых актах определяется как "письменное соглашение относительно условий найма и условий труда, заключаемое работодателем, группой работодателей или организацией работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими представительными организациями работников, с другой стороны" (п. 1 § 2 Рекомендации N 91). Такое определение подразумевает наличие коллективных договоров разных уровней, в том числе отраслевого и регионального.
Индивидуальные трудовые договоры не должны противоречить коллективным договорам. В случае такого противоречия, которое по смыслу положения подп. 1 и 2 п. 3 Рекомендации ведет к ухудшению положения работника, автоматически должны применяться соответствующие положения коллективных договоров. Напротив, если положения трудового договора более благоприятны для работника, то они не считаются противоречащими коллективному договору.
Благоприятное влияние на развитие социального партнерства на различных уровнях может оказать эффективное применение Конвенции о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) 1976 г. N 144. Этот акт имеет целью создание в ратифицировавших его странах процедур для проведения эффективных консультаций между представителями правительства, работодателей и работников по вопросам применения конвенций и рекомендаций МОТ, их ратификации и денонсации, по обсуждаемым на Международной конференции труда докладам и текстам, призванным решить отдельные ключевые вопросы в деятельности организации. Нынешняя практика применения странами данных Конвенции и Рекомендации выглядит широкой, охватывающей важные вопросы развития рынка труда, занятости, условий труда и найма, профессиональной подготовки, социального обеспечения, труда отдельных категорий работников.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации Вступительная статья Трудовое законодательство России в XIX-XXI вв.
- Введение Государственная политика России в сфере труда
- Часть первая Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- Часть вторая Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие понятия
- Глава 4. Представители работников и работодателей
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда.
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья Раздел III. Трудовой договор Глава 10. Общие положения
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Раздел IV. Рабочее время Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень нормативных материалов по труду, рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Раздел VII. Гарантии и компенсации Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда Глава 29. Общие положения
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Переченьпрофессий с отнесением их к группам производственных процессов
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Динамика ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России по состоянию на 16 июля 2005 г.
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Часть пятая Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства Глава 56. Общие положения
- Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Глава 58. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая Раздел XIV. Заключительные положения
- Постановление Пленума Верховного Суда рф от 17 марта 2004 г. N 2"о применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(Российская газета. 2004. 8 апр.)
- Подведомственность и подсудность трудовых дел. Общие правила разрешения судами трудовых споров
- Заключение трудового договора
- Изменение трудового договора
- Гарантии работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 тк рф) и по пункту 2 статьи 278 тк рф. Дисциплинарные взыскания
- Заработная плата. Ежегодные дополнительные отпуска. Забастовка
- Вынесение судами решений по трудовым спорам