logo
Диск для курсовой работы на тему Правовые аспекты донорства крови и ее компонентов / Дополнительная литература / 04 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Глава 4. Представители работников и работодателей

Международные нормы не содержат положений о том, кто именно является представителями работников и работодателей, поскольку, следуя букве и духу конвенций о праве на объединение, сами работники и работодатели свободно выбирают своих представителей.

Статья 29. Представители работников

1. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (см. также федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").

2. В соответствии с Конвенцией N 98 МОТ "О применении принципов права при организации и проведении коллективных переговоров" (1951 г.) трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Такая защита применяется в отношении действий, целью которых является:

а) подчинить прием трудящегося на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза;

б) увольнять или любым другим способом наносить ущерб трудящемуся на том основании, что он состоит членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время.

Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими. Вмешательством считаются действия, имеющие цель способствовать учреждению организаций трудящихся под господством предпринимателей или организаций предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем для того, чтобы поставить такие организации под контроль предпринимателей или организаций предпринимателей.

3. В соответствии с Конвенцией N 87 МОТ "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.) трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации при единственном условии подчинения уставам этих организаций.

Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.

Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

Организации трудящихся и предпринимателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей.

При осуществлении прав, признанных за ними рассматриваемой Конвенцией, трудящиеся, предприниматели и их организации так же, как и другие лица или организованные коллективы, соблюдают законность.

Национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные рассматриваемой Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их.

В рассматриваемой Конвенции термин "организация" означает всякую организацию трудящихся или предпринимателей, имеющую цель - обеспечение и защита интересов трудящихся и предпринимателей.

4. Международная организация труда 23 июня 1975 г. приняла Рекомендацию N 149 "Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии", а также Резолюцию "О правах профсоюзов и их взаимосвязи с гражданскими свободами" (1970 г.).

5. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы, положение которых определено Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Для целей рассматриваемого Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ;

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюзов - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района;

профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;

профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

6. Особенности рассмотрения заявлений и принятие решения о регистрации профсоюзов установлены в п. 6 Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и с учетом установленного Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" специального порядка регистрации профсоюзов Министерство юстиции РФ и его территориальные органы рассматривают представленные учредительные документы и принимают решение о государственной регистрации профсоюзов в качестве юридических лиц.

Министерство юстиции РФ осуществляет рассмотрение заявлений и принимает решение о государственной регистрации:

общероссийских профсоюзов - добровольных объединений членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующих на всей территории Российской Федерации или на территории более половины субъектов РФ либо объединяющих не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов - добровольных объединений общероссийских профессиональных союзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующих на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ рассматривают заявления и принимают решения о государственной регистрации:

межрегиональных профсоюзов - добровольных объединений членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующих на территориях менее половины субъектов РФ;

межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов - добровольных объединений межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов РФ;

территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов - добровольных объединений организаций профсоюзов, как правило, на территории одного субъекта РФ, либо на территории города или района;

территориальных организаций профсоюза - добровольных объединений членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующих на территории одного субъекта РФ либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района;

первичных профсоюзных организаций - добровольных объединений членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующих на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза).

Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке.

Для государственной регистрации профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации в течение 1 месяца со дня их образования представляют в Министерство юстиции РФ или в его территориальный орган в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа:

заявление в 2 экземплярах. Подписи заявителей на одном экземпляре заявления должны быть нотариально удостоверены в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;

копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;

перечень участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Копии документов, кроме копий уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, подписываются руководителем профсоюзного органа и заверяются печатью этого органа или организации, где действует профсоюз.

Профсоюзы освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию.

При получении указанных документов Министерство юстиции РФ или его территориальный орган направляют в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации или ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов первичной профсоюзной организации.

При получении от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, объединении (ассоциации), о первичной профсоюзной организации Министерство юстиции РФ или его территориальный орган выдают заявителю свидетельство о регистрации, подтверждающее факт внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Необходимые действия по государственной регистрации первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица может осуществлять также представитель профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

Статья 30. Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза

Порядок реализации многих прав работника в трудовых отношениях определяется локальными актами, многие из которых принимаются с учетом мнения организаций трудящихся.

В современных организациях наиболее распространена такая форма добровольного объединения работников, как профсоюз.

Работодатель в случаях, установленных ТК РФ, обязан учесть мнение всех работающих. Реально эту обязанность можно реализовать в упрощенном варианте, опираясь на право работника уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Формой уполномочия может выступать письменная доверенность, в которой необходимо указать, какие права работник доверил осуществлять профсоюзной организации. Кроме того, работник в доверенности может и должен высказать свою точку зрения письменно о том, какое решение должно быть принято по данному вопросу. Таких доверенностей может быть несколько, и они составляются по мере необходимости в зависимости от ситуации, которая требует учета мнения организации работников.

Профсоюзная организация, объявляя свое мнение работодателю, обязана сообщить, какое количество работников она представляет, указав номера доверенностей этих работников.

Статья 31. Иные представители работников

1. Работники для защиты своих интересов могут выбрать представителя при наличии 1 из следующих условий:

1) в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;

2) в организации есть профсоюзная организация, но она объединяет менее половины работников.

2. Представитель наемных работников выбирается на общем собрании или конференции. Если представитель работников выбирается на конференции, то на ней можно выбрать представителей всех структурных подразделений организации.

3. Форма представителя определяется работниками. Это может быть совет коллектива - форма наиболее распространенная в организациях Российской Федерации. Представительный орган можно назвать советом представителей рабочих и служащих. В концернах можно создавать общий совет представителей рабочих и служащих концерна по примеру ФРГ. Кроме того, могут быть созданы представительства различных групп, объединяющих работников, например представительство молодежи и учащихся, представительство лиц, получивших телесное повреждение, и т.д.

4. В ФРГ работники организации численностью 5 работающих могут выбирать совет представителей количеством 3 человека*(14).

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

1. В ст. 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определены обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов.

Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых с профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

2. Статья 377 ТК РФ установила обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум 1 оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников - членов этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, заключивших коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.

Статья 33. Представители работодателей

1. Положение некоммерческих организаций определено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Федеральный закон закрепляет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемый Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Некоммерческой является организация, которая в качестве основной цели своей деятельности не извлекает прибыль.

Некоммерческая организация создается для достижения социальных, законных интересов организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация обладает рядом особенностей:

должна иметь самостоятельный баланс или смету;

создается без ограничения срока деятельности, если иное не определено учредительными документами некоммерческой организации;

вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;

должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами не установлено иное.

2. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Действие Федерального закона распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также отдельных работодателей.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ.

Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ.

Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ.

Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Территориальное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления и выхода работодателей и (или) их объединений.

Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединениями работодателей.

Члены объединения работодателей имеют равные права.

Члены объединения работодателей имеют право:

1) участвовать в формировании органов управления объединением работодателей в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

2) вносить на рассмотрение органов управления объединением работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом объединения работодателей;

3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения (далее - соглашения);

4) получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;

5) получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

6) свободно выходить из объединения работодателей;

7) иные предусмотренные уставом объединения работодателей права. Члены объединения работодателей обязаны:

выполнять требования устава объединения работодателей;

соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей.

Учредителями объединения работодателей могут быть не менее 2 работодателей или двух объединений работодателей.

Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.

Устав объединения работодателей должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединением работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров;

11) другие не противоречащие Конституции РФ и законодательству Российской Федерации положения.

Уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединением работодателей.

Изменения в устав объединения работодателей вносятся на основании решения его высшего органа управления.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединением работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Объединение работодателей имеет право:

1) формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссий, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

7) принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Объединение работодателей также может иметь иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.

Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объединение работодателей обязано:

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;

отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;

оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 34. Иные представители работодателей

1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут выполнять функции представителя при наличии следующих условий:

представляемые организации являются государственными, муниципальными предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета; представительство определено законом; представительство определено работодателями.

2. В случае представительства, уполномоченного работодателями, последние должны написать письменные доверенности с определением вопросов, по которым представители будут осуществлять их полномочия.

3. Представители работодателей могут оказать помощь работодателям в улучшении организации труда, например, разработать проект правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, описания рабочего места, должностной инструкции, положения о премировании. Разработку проектов всех перечисленных документов можно заказать у консультантов.