Глава 5. Органы социального партнерства
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
1. Правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяет Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ.
2. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии (далее - стороны).
Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция РФ, рассматриваемый Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации.
Комиссия формируется на основе следующих принципов:
1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;
2) полномочности сторон;
3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ в составе сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, рассматриваемым Федеральным законом и уставами соответствующих объединений (см. также Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229; Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 668 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").
Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии.
По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии.
Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.
Утверждение и замена представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей Правительства РФ - в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства РФ.
Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.
3. Основные цели Комиссии - регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
Основные задачи Комиссии:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (далее - генеральное соглашение) между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (см. также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы);
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
4. Комиссия имеет право:
1) проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
2) разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
3) согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;
4) осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
5) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально- трудовых отношений;
6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
7) получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством РФ порядке информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах РФ, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативных правовых актов Российской Федерации, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
8) принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой;
9) принимать по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
10) приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
12) принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.
Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - регламент Комиссии), определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.
Реализация Комиссией определяемых рассматриваемым Федеральным законом прав не препятствует общероссийским объединениям профессиональных союзов и общероссийским объединениям работодателей, представленным в Комиссии, реализовывать свои права в соответствии с федеральными законами.
Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны.
Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.
Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.
Координатор Комиссии назначается Президентом РФ и не является ее членом (см. также Указ Президента РФ от 12 октября 1998 г. N 1216 "О координаторе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").
5. Координатор Комиссии:
1) организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
4) подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения Комиссии;
5) руководит секретариатом Комиссии;
6) запрашивает у органов исполнительной власти информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
7) приглашает для участия в работе Комиссии представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
8) направляет по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
10) информирует Президента РФ, федеральные органы государственной власти о деятельности Комиссии;
11) информирует Комиссию о мерах, принимаемых Президентом РФ и Правительством РФ в области социально-трудовых отношений.
Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами.
Координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством РФ.
Координатор каждой из сторон вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.
Координатор каждой из сторон по поручению стороны вправе вносить координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение 2 недель со дня поступления указанного предложения.
Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.
6. Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.
Член Комиссии вправе знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, информационными и справочными материалами.
Члену Комиссии на период осуществления его полномочий выдается удостоверение члена Комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается Правительством РФ.
7. В субъектах РФ приняты законы о социальном партнерстве, например Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области" (Решение Московской областной Думы от 12 апреля 2000 г. N 10/94); Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве".
8. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:
Краевое отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2005-2006 годы от 18 апреля 2005 г. N 38; Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2005-2006 годы (подписано 19 августа 2004 г.);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г.;
Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2005-2007 годы;
Отраслевое тарифное соглашение между Министерством здравоохранения РТ и Республиканским комитетом Татарстанской организации профсоюза работников здравоохранения РФ на 2005-2007 годы;
Постановление Администрации г. Костромы от 8 февраля 2005 г. N 342 "О переходе предприятий ЖКХ на "Отраслевое тарифное соглашение по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства на период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г." и утверждении тарифной сетки по оплате труда работников предприятий ЖКХ г. Костромы";
и др.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации Вступительная статья Трудовое законодательство России в XIX-XXI вв.
- Введение Государственная политика России в сфере труда
- Часть первая Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- Часть вторая Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие понятия
- Глава 4. Представители работников и работодателей
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда.
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
- Часть третья Раздел III. Трудовой договор Глава 10. Общие положения
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
- Раздел IV. Рабочее время Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
- Раздел V. Время отдыха Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Глава 22. Нормирование труда
- Перечень нормативных материалов по труду, рекомендуемых для нормирования различных видов работ
- Раздел VII. Гарантии и компенсации Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда Глава 29. Общие положения
- Глава 30. Дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда Глава 33. Общие положения
- Глава 34. Требования охраны труда
- Глава 35. Организация охраны труда
- Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда
- Переченьпрофессий с отнесением их к группам производственных процессов
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора Глава 37. Общие положения
- Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником
- Динамика ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России по состоянию на 16 июля 2005 г.
- Глава 39. Материальная ответственность работника
- Часть четвертая Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Глава 40. Общие положения
- Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций
- Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
- Глава 49. Особенности регулирования труда надомников
- Глава 50. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта
- Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
- Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников
- Часть пятая Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства Глава 56. Общие положения
- Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Глава 58. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
- Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав
- Глава 60. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
- Глава 61. Рассмотрение коллективных трудовых споров
- Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Часть шестая Раздел XIV. Заключительные положения
- Постановление Пленума Верховного Суда рф от 17 марта 2004 г. N 2"о применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(Российская газета. 2004. 8 апр.)
- Подведомственность и подсудность трудовых дел. Общие правила разрешения судами трудовых споров
- Заключение трудового договора
- Изменение трудового договора
- Гарантии работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 тк рф) и по пункту 2 статьи 278 тк рф. Дисциплинарные взыскания
- Заработная плата. Ежегодные дополнительные отпуска. Забастовка
- Вынесение судами решений по трудовым спорам