logo search
учебное пособие адвокатура

Правовое регулирование адвокатуры России в 1980-2001 годах

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет принял новый «Закон об адвокатуре в СССР» 30 ноября 1979 года. 20 ноября 1980 года на его основе было утверждено По­ложение об адвокатуре РСФСР.

Единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов по Положению 1980 г. являлась коллегия ад­вокатов.

Коллегии адвокатов создавались по принципу административно-территориального деления субъектов Российской Феде­рация и могли быть республиканскими, краевыми, областными и городскими. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могли образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

В конце 90-х годов XX века только в Москве действовало более десяти коллегии. Это так называемые «традиционные» кол­легии — Московская городская, Московская областная, Межреспубликанская коллегия и «альтернативные» коллегии — Столичная коллегия адвокатов, Мосюрцентр, Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, Адвокатская палата и др.

Деление коллегий на так называемые «традиционные» и «альтернативные» не было обусловлено их различным правовым статусом. Он был одинаков. «Альтернативными» называли коллегии, созданные позднее 1990 г., а «традиционными» — уже существовавшие в это время.

Органами коллегии адвокатов являлись: общее собрание (конференция) членов коллегии — высший орган коллегии, президиум коллегии — исполнительный орган и ревизионная комиссия — контрольно-ревизионный орган.

По общему правилу в члены коллегии адвокатов могли быть приняты только граждане, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.

Такая организация адвокатуры позволила ей во взаимоотношениях с Советским государством сохранять определенную автономию. Она осталась, по крайней мере формально, самоуправляемой корпорацией н не стала придатком государственного и партийного аппарата. Будучи негосударственными организациями и находясь вне системы жесткого административного управления, коллегии могли самостоятельно решать такие важные вопросы профессиональной деятельности, как, например, касающиеся дисциплины и финансовых расходов.

Радикальные изменения отношений собственности, происшедшие в нашей стране начиная с 90-х годов XX века, обострили проблемы создания адвокатуры, способной эффективно защищать права граждан, и прежде всего отстаивать их права в сфере предпринимательской деятельности.

Было очевидно, что Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года безнадежно устарело и не отвечало задачам времени.

В связи с этим в 1992 г. началась работа над проектом нового закона об адвокатуре. Но в силу целого ряда причин, и, прежде всего, отсутствия у государственных чиновников и адвокатского сообщества единого взгляда по проблеме роли и места адвокатуры в демократическом обществе, эта работа была окончена лишь 31 мая 2002 г. подписанием Президентом РФ Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельно­сти и адвокатуре в Российской Федерация». Тем самым была закрыта последняя страница деятельности адвокатуры в России, построенной на организационных началах, заложенных в первые два десятилетия советской власти.