logo search
Хрестоматия по Теории Государства и Права

Прирост регистрируемых актов федерального

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, % (ПО БАЗЕ

ДАННЫХ "КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС: РЕГИОНАЛЬНОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО")

Категория

Сред- него- довой

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Федеральное законодательство

221,0

14,8

1,0

15,8

37,1

1,0

2,0

41,8

Законодательство субъектов РФ

159,0

67,0

128,0

46,0

34,0

13,2

14,5

66,0

Муниципальное законодательство

167,0

167,0

235,0

39,4

29,3

28,1

12,7

96,9

Необходимо учитывать, что на приведенную выше картину темпов роста законодательства повлиял "технический фактор". Нормативные акты субъектов Российской Федерации и особенно нормативные акты муниципального законодательства стали учитываться в общероссийских правовых базах данных сравнительно недавно. Это отчасти объясняет чрезвычайно высокие темпы прироста регионального и муниципального законодательства в 1992 - 1994 гг.; затем они, по мере накопления нормативного материала, пошли на убыль.

Перераспределение "законодательного поля"

Соотношение федерального, субъектов Федерации и муниципального законодательства постоянно меняется. Это обстоятельство "всплывает на поверхность", если проследить их удельный вес в базе данных за определенный, достаточно продолжительный период. Для наглядности сравним два крайних рубежа изучаемого периода - 1991 и 1998 годы. Тенденция прослеживается отчетливо и не оставляет сомнений: в базе данных резко увеличился "удельный вес" законодательства субъектов Федерации и муниципального законодательства и, соответственно, сократился (при общем количественном увеличении) удельный вес актов федерального законодательства (см. табл. 4 и рис. 4).

Таблица 4