logo search
Админ

8. Понятие, особенности и предмет административного права.

Предметом административного права является управленческие отношения, которые складываются в сфере публичного государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

Традиционно в структуру предмета административного права можно включить следующие отношения:

  1. Управленческие отношения, которые складываются (формируются) в процессе организации государственного управления, в процессе создания системы и структуры органов исполнительной власти, в процессе формирования государственной службы (организационное административное право).

  2. Это управленческие отношения, в рамках которых совершаются административные действия, принимаются административные правовые акты, заключаются административные договоры, осуществляются позитивные административные процедуры, когда используются формы управления (процесс управления и всё, что связано с этим процессом);

  3. Это отношения, связанные с необходимостью применения административного правового принуждения, то есть это администартивно-деликтные правоотношения, это административная юрисдикция; в данном случае уполномоченные субъекты могут применять различные меры административные принуждения (иногда в науке называется «административно-деликтное право» или «административная деликтология»).

  4. Отношения, которые связаны с рассмотрением дел о защите прав и свобод граждан и иных физических лиц от незаконных действий и решений публичного управления, нарушающих эти права и свободы; это судебный контроль за деятельностью администрации, административное правосудие.

Административное право представляет собой систему правовых норм,  которые: - регулируют отношения в сфере организации и функционирования публичного управления (государственного управления, местного самоуправления), в области действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий и т. д.); — определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур; — гарантируют общественный порядок и общественную безопасность; —  устанавливают виды административного принуждения за отрицательные результаты управления, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также ответственность за совершение правонарушений в различных областях —  обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц. Понятие административного права употребляется в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина. Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами. Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления. Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом. Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса. Предмет и методы АП. АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти. Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для АП характерны след. методы прав. регул-ния: метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника другому). метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления). метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора). Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош. заключаются в следующем: установление определ. порядка действий – предписание к действию в опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответсвующей админ.-правовой нормой; запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид. средств воздействия; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных адм.-правойо нормой вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.