logo search
ответы ПОИД

Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.

Инф. правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в инф. сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью прав. отношений, они отражают все основные признаки правоотношения.

Инф. правоотношение рассматривается как урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение в инф. сфере, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам инф. правоотношения отн.ся:

1) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении инф. процессов (физические и юридические лица, гос-во и его административно-территориальные единицы);

2) объекты, в связи с кот. субъекты вступают в инф. правоотношения, т.е. те материальные и нематериальные блага, по поводу кот. возникают инф. правоотношения и на кот. направлены интересы и действия субъектов. К ним отн.ся:

3) права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении инф. процессов, кот. реализуются в активном или пассивном поведении субъектов и составляют содержание инф. правоотношения.

В каждом конкретном информационном правоотношении его участники обладают правами, исполняют обязанности и несут ответственность, характерные для данного конкретного правоотношения.

Классификация инф. правоотношений может проводиться по различным основаниям.

В зависимости от выполняемой ими ф-ции инф. правоотношения делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распростра­нению информации (например, доступ физических и юриди­ческих лиц к гос. инф. ресурсам).

Охранительные правоотношения возникают в связи с совершением правонарушения (например, в связи с незаконными ограничениями прав на получение информации).

В зависимости от характера инф. отношений они делятся на материальные и процессуальные.

Материальные инф. правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений (на­пример, в результате реализации права гражданина или ор­ганизации на опровержение не соответствующих действи­тельности и порочащих их честь и достоинство сведений).

Процессуальные инф. правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения, прекращения (например, при оформлении гражданину допуска к секретным сведениям).

В зависимости от структуры связи между субъектами инф. пра­воотношений отношения подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные отношения складываются между субъектом и неопределенным кругом лиц (например, отношения между зая­вителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента).

В относительных инф. правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противо­стоят конкретные лица (например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных).

Классификация инф. правоотношений может проводиться также на основе анализа поведения субъектов в инф. процессах в инф. сфере. В данном случае инф. правоотношения делят на четыре основные группы:

1) инф. правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, инф. ресурсов, инф. продуктов, инф. услуг;

2) инф. правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, инф. ресурсов, инф. продуктов, инф. услуг;

3) инф. правоотношения, возникающие при создании и применении инф. систем, их сетей, средств обеспечения;

4) инф. правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов инф. безопасности.

Прав. регулирование инф. отношений осуществляется на основе следующих принципов:

1. Свобода поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией.

2. Установление ограничений распространения и предоставления информации только законодательными актами РБ.

3. Своевременность предоставления, объективность, полнота и достоверность информации.

4. Защита информации о частной жизни физического лица и персональных данных.

5. Обеспечение безопасности личности, общества и гос-ва при пользовании информацией и применении инф. технологий.

6. Обязательность применения определенных инф. технологий для создания и эксплуатации инф. систем и инф. сетей в случаях, установленных законодательством РБ (ст.4 З-на РБ “Об информации, информатизации и защите информации”).