66. Толкование как разъяснение права.
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.
Официальное толкование производится уполномоченным на это органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива как правильно понимать конкретную норму. Официальное толкование, в свою очередь, делится на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных органа, толкует, и распространяется на все случаи, предусмотренные нормой, которая объясняется, что необходимо для правильного воплощения в жизнь ее предписаний. Действие нормативного толкования зависит от полномочий органа, выдавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.
Нормативное разъяснение не содержит самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия акта, толкуется, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают определенные новые факты под действие этой нормы подобное.
Нормативное толкование распространяется на акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении вследствие определенных выявленных осложнений, противоречий практики их применения или по другим причинам.
Нормативное разъяснение не имеет самостоятельного значения отдельно от акта, толкуется и полностью разделяет его судьбу: его отмены или изменения должны, как правило, приводить к отмене или изменений соответствующего нормативного разъяснения.
В ряде случаев нормативный акт, требует разъяснений, объясняет сам орган, который его выдал (аутентичное толкование). Такие разъяснения могут производиться, например Верховной Радой. Акт аутентичного толкования имеет такую же юридическую силу, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и акт, который толкуется.
Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений определенных органов вследствие предоставленных им специальных постоянных или разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках разъяснения. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.
Согласно закону «О Конституционном Суде Украины» он уполномочен давать официальное разъяснение Конституции Украины.
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (разновидность легального толкования) предоставляются по вопросам судебной практики на основании дел, рассматриваемых судами, и является результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнение и непонятны для судебных органов, порождают хаотичность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.
Указанные разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или другим компетентным органом в связи с решением конкретного дела и формально обязательно только для его рассмотрения. Казуального толкования имеет место там, где в процессе правоприменения возникает специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с делом, которое рассматривается, если решения нижестоящих судов в ней есть не верными, такими, не соответствующие закону).
Казуального толкования осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и другим органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые принимали участие в рассмотрении дела, осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно очень важно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в этой связи имеют судебные решения, которые публикуются в специальных средствах массовой информации.
Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам. Например, такие указания могут находиться в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др..
Неофициальное толкование осуществляется гражданами, организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не имеет обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.
Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданам в бытовых условиях, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом.
Одна из разновидностей неофициального толкования, что имеет большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады, протоколы обсуждения законопроектов и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативно-правовых актов, которые размещаются в сборниках и справочниках законодательству.
Весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование, осуществляемое учеными (специальными научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами) в статьях, монографиях, комментариях и т.д.. Его сила не в формальной обязательности, а в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Доктринальное толкование тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения законов, укреплять законность.
- 1. Юриспруденция и ее состав.
- 2. Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.
- 3. Фундаментальный характер общетеоретической юриспруденции.
- 4. Предмет общетеоретической юриспруденции.
- 5. Первичное и производное возникновения государства.
- 7. Правовое регулирование и его особенности.
- 9. Понятие и виды принципов.
- 10. Основные свойства права.
- 12. Парадигмы правопонимания. Основные типы правопонимания.
- 13. Ценностно-нормативное правопонимание.
- 14. Интегративное правопонимания
- 15. Соотношение права и государства: этатистский и либеральный подходы.
- 16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
- 17. Институализация государственной власти и механизм государства.
- 18. Классификация правовых норм.
- 19. Классификация источников права.
- 20. Священные тексты как источник права.
- 21. Судебный прецедент как источник права.
- 22. Обычай как источник права.
- 23. Правовая доктрина как источник права.
- 24. Нормативно-правовой договор как источник права.
- 25. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 26. Система права и ее компоненты.
- 27. Понятие отрасли права и их классификация.
- 28. Институты права и их особенности.
- 29. Формы систематизации законодательства.
- 30. Понятие и признаки правоотношений.
- 31. Понятие правосознания и его структура.
- 32. Правовая культура и ее уровни.
- 33. Механизм действия права и его составляющие.
- 34. Юридический процесс и юридическая процедура.
- 35. Понятие и формы реализации права.
- 36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
- 37. Субъект права и субъект правоотношений.
- 38. Понятие и содержание правосубъектности.
- 39. Физические и юридические лица.
- 40. Объекты правоотношений
- 41. Понятие и содержание субъективного права
- 42. Понятие и виды юридической обязанности.
- 43. Юридические факты и их классификация.
- 44. Понятие и виды фактических составов.
- 45. Правовая культура личности и ее структура.
- 46. Правовая культура общества и ее составляющие.
- 47. Правовая социализация и правовое воспитание
- 48. Задачи и система правового воспитания.
- 49. Общесоциальные и специальные функции права.
- 50. Социальные факторы формирования права.
- 51. Формы и виды правотворчества.
- 52. Принципы и функции правотворчества.
- 53. Понятие и признаки юридического процесса.
- 55. Сферы действия правовой нормы.
- 56. Предметная действие правовой нормы.
- 57. Темпоральна действие правовой нормы.
- 58. Пространственная действие правовой нормы.
- 59. Персональная действие правовой нормы.
- 60. Применение права как средство обеспечения реализации права.
- 61. Идеология применения права.
- 62. Типичное и нетипичное применение права.
- 63. Акты применения права: понятие и виды.
- 64. Понятие и назначение толкования права.
- 65. Толкование как выяснение права.
- 66. Толкование как разъяснение права.
- 67. Официальное толкование права и его виды.
- 68. Правовая система и ее компоненты.
- 69. Классификация правовых систем.
- 70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.
- 71. Ценности права и правовые ценности.
- 72. Инструментальная ценность права.
- 73. Социальная ценность права.
- 74. Личностная ценность права.
- 75. Право как ценность культуры и цивилизации.
- 76. Верховенство права в системе правовых ценностей.
- 77. Понятие и виды правового поведения.
- 78. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения.
- 79. Правонарушения, его признаки и виды.
- 80. Злоупотребление правом.
- 81. Объективно-противоправное поведение.
- 82. Понятие и признаки юридической ответственности.
- 83. Виды юридической ответственности.
- 84. Понятие и основные требования законности.
- 85. Понятие и атрибуты правового порядка.
- 86. Образ государства и понятие государства.
- 87. Современная и современным государством.
- 88. Атрибуты и признаки государства.
- 89. Типология государства.
- 90. Ценностная характеристика государства.
- 91. Понятие государственной территории и ее состав.
- 92. Понятие государства и государственности.
- 93. Содержание понятия форма государства.
- 94. Статика и динамика государства.
- 95. Государственный и политический режим.
- 96. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 97. Понятие и классификация функций государства.
- 98. Функции государства и государственная политика.
- 99. Номенклатура функций современного государства.
- 100. Формы осуществления функций государства.
- 102. Соотношение правового и конституционного государства.
- 103. Социальное государство, его признаки и функции.
- 104. Правовое государство и верховенство права.
- 105. Влияние глобализации на развитие права и государства.