logo search
Диск для курсовой работы на тему Правовые аспекты донорства крови и ее компонентов / Дополнительная литература / 04 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников

Приказом Госстроя России от 22 августа 2003 г. N 315 утверждено Положение о прохождении службы в военизированных горноспасательных подразделениях в транспортном строительстве.

Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях

1. Согласно ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба предусмотрена: в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях или организациях Вооруженных Сил РФ или в федеральных органах исполнительной власти, в которых, согласно законодательству Российской Федерации, может проходить военная служба, во многих нормативных правовых актах называют лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Так, в ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" отмечается, что личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. При этом предусмотрено, что комплектование Вооруженных Сил РФ гражданским персоналом осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем добровольного поступления на работу.

Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ устанавливается Правительством РФ, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны РФ.

Приказом министра обороны РФ от 6 мая 1996 г. N 175 утвержден и введен в действие с 1 июня 1996 г. Перечень замещаемых гражданским персоналом должностей в Вооруженных Силах РФ. Перечень предназначен для установления единых в Министерстве обороны РФ наименований должностей гражданского персонала. Перечень состоит из разделов, включая классификатор должностей по профессиям рабочих и классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Кроме того, в Перечне указано, что имеется классификатор государственных должностей федеральных государственных служащих Министерства обороны РФ.

Таким образом, гражданский персонал Министерства обороны РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, неоднороден по составу и может быть разделен на 3 категории: 1) рабочие; 2) руководители, специалисты и технические исполнители, 3) лица, замещающие государственные должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Вторую и третью из этих категорий можно разделить также на лиц, замещающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лиц, замещающих государственных должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предписана военная служба.

2. По условиям оплаты труда лица гражданского персонала делятся на:

работников, оплата труда которых производится в соответствии с ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы;

сотрудников, для которых устанавливаются размеры должностных окладов, предусмотрена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, а также ежемесячной надбавки за выслугу лет и премий;

федеральных государственных служащих, денежное содержание которых состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Установление особых условий оплаты труда, дополнительных льгот и преимуществ для гражданского персонала обусловлено особыми задачами органов, учреждений и организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, и соответствующей спецификой их работы. Вопросы оплаты труда указанной категории работников регулируются значительным числом нормативных правовых актов. Рассмотрим некоторые из них.

I. Постановлением Правительства РФ от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" предоставлено право Министерству внутренних дел РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны РФ, Министерству юстиции РФ в части его уголовно-исполнительной системы, Государственному таможенному комитету РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе железнодорожных войск РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Федеральной службе охраны РФ, Федеральной службе специального строительства РФ, Главному управлению специальных программ Президента РФ и Государственной технической комиссии при Президенте РФ в пределах выделенных средств: увеличивать для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны РФ, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы железнодорожных войск РФ, Федеральной службы специального строительства РФ и Государственной технической комиссии при Президенте РФ размеры тарифных ставок (окладов) ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы до 50%, а для гражданского персонала воинских частей Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ - до 25%. Конкретный размер увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников и видам деятельности определяется по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" Министерство труда РФ издало постановление от 4 марта 1993 г. N 47 "О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно этому постановлению размеры тарифных ставок (окладов) ETC по оплате труда работников бюджетной сферы, утв. постановлениями Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 и от 27 февраля 1995 г. N 189 для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, финансируемых в сметно-бюджетном порядке, увеличиваются:

а) на 50%:

рабочим независимо от присвоенного разряда по оплате труда;

специалистам при выполнении водолазных работ (подводных, судоподъемных и аварийно-спасательных; дноуглубительных и дноочистительных); при проведении экспериментальных водолазных спусков;

врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу постоянно действующих групп специализированной медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому, отделений скорой медицинской помощи; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу 124 Центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации Министерства обороны РФ, 184 судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа и 632 судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа, занятым исследованием, опознанием и идентификацией тел погибших;

работникам противочумных учреждений;

работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями;

руководителям, специалистам и техническим исполнителям военных представительств Министерства обороны РФ и подразделений военизированной охраны;

специалистам, которым установлены разряды оплаты труда до 7 включительно;

б) на 40%:

медицинским и фармацевтическим работникам военно-медицинских учреждений (подразделений), не указанным в п. "а";

руководителям, художественному и артистическому персоналу Центрального академического театра Российской Армии и Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова;

руководителям и специалистам Отдела военной литературы Российской государственной библиотеки, Центральной военно-морской библиотеки и Военно-исторической библиотеки Вооруженных Сил РФ;

членам экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, не перечисленным в п. "а";

специалистам, которым установлен 8-й разряд оплаты труда;

в) на 30%:

остальным работникам (т.е. не указанным в п. "а" и "б").

Если отдельные работники имеют право на увеличение тарифных ставок (окладов) по 2 основаниям, их ставки (оклады) увеличиваются по одному из оснований в большем размере.

Кроме того, приложением N 2 к постановлению Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 "О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации" предусмотрен перечень надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны РФ. Так, предусмотрены:

надбавки к ставкам, окладам:

работникам, владеющим иностранными языками и повседневно применяющим их в практической работе, - от 10 до 15%; работникам, занятым обучением и обслуживанием иностранных военнослужащих и специалистов, - от 10 до 15%; работникам, непосредственно занятым эксплуатацией и обслуживанием объектов и установок для уничтожения запасов химического оружия, - 15%; работникам за выслугу лет в системе Министерства обороны РФ - от 5 до 40% и др.;

компенсационные доплаты к ставкам, окладам:

за работу в ночное время работникам воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций - 35%;

членам экипажей гидрографических и научно-исследовательских судов за время фактического выполнения гидрографических и других экспедиционных работ, не входящих в круг их должностных обязанностей, - до 15%;

водителям автомобилей с ненормированным рабочим днем - до 25%;

повышение ставок, окладов:

работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиям труда, - до 24%;

ставки почасовой оплаты труда работников учебных заведений, привлекаемых для проведения занятий с иностранными военнослужащими и специалистами, - до 10%;

работникам за несение боевого дежурства - на 15%.

II. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" установлено, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в 1,5-кратном размере;

выплачиваются суточные в 2-кратном размере установленной нормы (до 1 января 2002 г.), а с 1 января 2002 г. выплачиваются суточные по установленной норме с применением коэффициента 1,1;

предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 2 календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

III. Постановлением Правительства РФ "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона" действие постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы на период:

а) работы в воинских частях и органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики;

б) командирования в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

в) участия в выполнении восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики.

Кроме того, предусмотрено, что в случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала, федеральными органами исполнительной власти, в которых они работали, осуществляется их погребение в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".

IV. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" введены особые условия оплаты труда для работников отдельных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственного таможенного комитета РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной службы специального строительства РФ. В частности, в названном постановлении для работников этих органов, включая руководителя органа, его заместителя, начальника управления в составе органа, начальника отдела, советника, консультанта и др. (кроме работников, должностной оклад которых устанавливается в соответствии с ETC по оплате труда работников организаций бюджетной сферы), даны размеры должностных окладов и предусмотрены следующие выплаты:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере до 50% должностного оклада;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размерах, дифференцированных в зависимости от стажа работы;

в) премии по результатам работы (размер премий не ограничивается);

г) иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами (к примеру, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну);

д) материальная помощь.

На основе рассматриваемого постановления был издан приказ министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации".

V. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 "Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрена повышенная оплата за работу в опасных для здоровья условиях. С 1 января 1998 г. гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада, тарифной ставки с сохранением действующего порядка оплаты труда. Перечень военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, производств, профессий и должностей с опасными для здоровья условиями труда, работа в которых дает право на получение указанной надбавки, и порядок ее выплаты определяются Министерством обороны РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством финансов РФ.

VI. Приказом Министерства обороны РФ от 25 января 1996 г. N 35 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" введена с 1 января 1996 г. выплата морской надбавки гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за работу на судах обеспечения, зачисленных в компанию, в соответствии с Инструкцией (разд. IVa приложения N 8 к приказу министра обороны РФ 1993 г. N 130) в размерах:

30% должностного оклада - при внутреннем плавании;

50% должностного оклада - при дальнем и заграничном плавании.

VII. Приказом Министерства обороны РФ от 30 ноября 1994 г. N 410 "О материальной поддержке профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений и об отпусках гражданского персонала военно-учебных заведений и педагогических работников воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января 1995 г. выплачиваются надбавки к должностным окладам гражданскому персоналу высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, занимающему должности:

профессора - в размере 60%;

доцента - в размере 40%.

Этим приказом установлено также, что гражданскому персоналу военно-учебных заведений и педагогическим работникам воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ (приложение N 2 к приказу министра обороны РФ 1993 г. N 130) предоставляются ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска согласно прилагаемому к постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1052 Перечню.

3. Особенности в порядке увольнения лиц гражданского персонала при передислокации воинских частей установлены Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций". Указом N 1056 командирам воинских частей предоставлено право при выводе этих частей с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории Российской Федерации, трудоустраиваются по месту жительства органами государственной службы занятости населения. Предусмотрена выплата увольняемым работникам за 2-й и 3-й месяцы периода трудоустройства средней заработной платы, установленной действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

4. Закон о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, заменяющей военную службу, принят 25 июля 2002 г. (Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе").

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

1. Согласно комментируемой статье для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени медицинского работника зависит от должности и (или) специальности и определяется Правительством РФ.

Следует отметить, что в ст. 92 ТК РФ содержится норма, в соответствии с которой федеральным законом дается сокращенная продолжительность рабочего времени для других (помимо указанных в названной статье) категорий работников.

Таким образом, согласно ТК РФ, сокращенная продолжительность рабочего времени медицинских работников закрепляется федеральным законом (ст. 92 ТК РФ), а Правительством РФ определяется применительно к конкретным должностям и (или) специальностям (ст. 350 ТК РФ).

Сокращенная продолжительность рабочего времени для медицинских работников обусловлена спецификой их работы, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, и высокой степенью интенсивности их труда, требующего значительных нервных и физических затрат.

2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1;

33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;

30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3;

24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

3. Согласно ст. 92 ТК РФ для работников (в том числе медицинских), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа в неделю и более.

В настоящее время перечень медицинских работ с вредными условиями труда предусмотрен в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (приложение N 1, разд. XL), утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.

В этом Списке указаны учреждения здравоохранения и список профессий и должностей, работа в которых дает право на 6,5-, 6-, 5- и 4-часовой рабочий день. К примеру, врач (в том числе врач - руководитель отделения, кабинета, лаборатории), врач-фтизиатр, систематически выполняющий рентгенодиагностические исследования в инфекционных, грибковых и туберкулезных (противотуберкулезных) лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, палатах, кабинетах; санаторно-лесных школах и школах-интернатах, детских домах, детских садах (группах), яслях-садах (группах), детских яслях (группах) и домах ребенка (группах) для детей, больных туберкулезом и хронической дизентерией; домах инвалидов (отделениях) для больных туберкулезом; учебных заведениях для инвалидов, больных туберкулезом, имеют право на 6-часовой рабочий день.

В стоматологических поликлиниках, отделениях и кабинетах врач-стоматолог, врач-стоматолог-протезист, врач-стоматолог-ортодонт, зубной врач имеют право на 6-часовой рабочий день, а врач-стоматолог - хирург стационара - на 6,5-часовой рабочий день.

Продолжительность рабочего дня для врачей (в том числе врачей - руководителей отделения, лаборатории) в патологоанатомических отделениях и лабораториях (прозекторских и моргах), судебно-медицинских экспертов (в том числе руководителя отдела, отделения), среднего и младшего медицинского персонала при работе с трупами и трупным материалом в бюро судебно-медицинской экспертизы; работников, непосредственно занятых на гамма-терапии и экспериментальном гамма-облучении; в палатах по обслуживанию больных с наложенными радиоактивными препаратами; с гамма-установками и др.) составляет 5 часов.

Для работников, непосредственно занятых на гамма-терапии и экспериментальном гамма-облучении с гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях установлен 4-часовой рабочий день.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 утверждена Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

4. Согласно ст. 22 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлены продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Постановлением Минтруда России от 8 августа 1996 г. N 50 "Об утверждении порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" утвержден порядок предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска работникам организаций здравоохранения, категории которых приведены в приложении к этому постановлению.

Так, в постановлении определены категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Предусмотрено также, что сокращенная продолжительность рабочего дня (смены) из расчета 36-часовой рабочей недели утверждается для категорий работников, указанных в постановлении, лишь в те дни, когда они были фактически заняты на работах в опасных для здоровья условиях труда.

5. Вопросы оплаты труда работников здравоохранения регулируются Положением об оплате труда работников здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 1999 г. N 1943).

6. Согласно ч. 2 ст. 350 ТК РФ медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего Общероссийского профессионального союза и объединения работодателей.

В качестве общего правила, установленного в ст. 98 ТК РФ, продолжительность рабочего времени на условиях совместительства ограничена 4 часами в день и 16 часами в неделю.

Однако для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, эта продолжительность может быть увеличена. Для этого необходимо решение Правительства РФ, принятое с учетом мнения соответствующего Общероссийского профессионального союза и объединения работодателей. При этом следует отметить, что имеется противоречие в содержании комментируемой статьи и ст. 282 ТК РФ, согласно которой особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством РФ, но с учетом мнения уже Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данное противоречие может быть преодолено при внесении изменений в ТК РФ.

По общему правилу, закрепленному в ст. 98 ТК РФ, внутреннее совместительство, т.е. работа по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Из этого правила, как указано в ст. 98 ТК РФ, возможны исключения, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.

В комментируемой статье следовало бы предусмотреть для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, исключение из правила о невозможности внутреннего совместительства.

7. О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, см. постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813, установившее продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

8. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1;

33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;

30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3;

24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов

1. В комментируемой статье отражено действие трудового законодательства в отношении 3 категорий работников:

творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков;

иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений;

профессиональных спортсменов.

Творческие работники, как и иные категории лиц, указанных в комментируемой статье, могут работать по трудовому договору или на основании гражданско-правового договора. Однако трудовое законодательство распространяет свое действие только на тех работников, которые работают по трудовому договору. Это следует из ч. 1 и 6 ст. 11 ТК РФ, согласно которым ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и не распространяются на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. При этом следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 3 ст. 11 ТК РФ).

2. В ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-I творческий работник определен как физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни. Это лицо признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ о культуре трудовые отношения работников в области культуры регулируются действующим законодательством о труде, а основной формой трудовых отношений с творческими работниками, руководителями и специалистами государственных и муниципальных организаций культуры является контрактная форма трудового договора.

3. Профессиональным спортсменом, согласно ст. 2 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" признается спортсмен, для которого занятия спортом - основной вид деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Согласно ст. 25 названного Федерального закона контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской Федерации и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды, и подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации.

Согласно требованиям этого Федерального закона контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия и обязательства. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

К особенностям в регулировании трудовых отношений с профессиональными спортсменами можно отнести положения ст. 26 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", определяющие порядок перехода спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации. В частности, спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации (спортивного клуба) в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) или иностранную физкультурно-спортивную организацию (иностранный спортивный клуб) после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения указанных в таком контракте обязательств. В случае если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) происходит до истечения срока контракта о спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных в таком контракте обязательств (если такие условия указаны в контракте о спортивной деятельности), такой переход спортсмена возможен только по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций (спортивных клубов).

Переход спортсменов осуществляется в порядке и в сроки, которые согласованы соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта и общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Таким образом, изложенные нормы представляют собой исключение из общего правила расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), установленного ст. 80 ТК РФ и предусматривающего право работника расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели.

4. Регулирование трудовых отношений творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональных спортсменов всегда отличалось особенностями, вытекающими из специфики их деятельности.

Многие из этих особенностей отражены непосредственно в ТК РФ. В частности, для лиц вышеназванной категории, осуществляющих свою трудовую деятельность на основании трудового договора (контракта), во многих статьях ТК РФ сделаны исключения из общих правил регулирования трудовых отношений.

Так, согласно ст. 63 ТК РФ в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

В ст. 59 ТК РФ определено, что с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами, в соответствии с перечнями профессий, утвержденными Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может заключаться срочный трудовой договор по инициативе работодателя либо работника.

Согласно ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемых Правительством РФ, может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, также может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора (ст. 96 ТК РФ).

В виде исключения из общего правила, установленного ст. 113 ТК РФ о том, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников в организациях (финансируемых из бюджета) в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в иных организациях - коллективным договором. При этом оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов, в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации (ст. 153 ТК РФ).

И наконец, для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов, в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в ст. 268 ТК РФ сделано исключение из правила, запрещающего направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет.

Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации ТК РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 516-р, предусмотрено, что в 2002 г. федеральными органами исполнительной власти должны быть представлены в Правительство РФ подлежащие его утверждению перечни профессий, указанные в ст. 59, 153 и 268 ТК РФ, перечни категорий работников, указанные в ст. 94, 96 и 113 ТК РФ, а также порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников указанных категорий в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ст. 113 ТК РФ).

5. Согласно ч. 3 ст. 54 Основ законодательства РФ о культуре размер средней ставки и должностного оклада творческим работникам и специалистам государственных организаций культуры устанавливается не ниже ставок и окладов работников образования в Российской Федерации, а творческим работникам и специалистам организаций культуры, отнесенных в установленном порядке к особо ценным объектам, - профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Однако следует отметить, что действие этой нормы в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, а с 1 января по 31 декабря 2002 г. - Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ.

Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату труда могут самостоятельно устанавливать для своих работников размеры заработной платы, дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применять различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда (ч. 4 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).

6. Постановлением Минтруда России от 3 февраля 1993 г. N 15 "Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов" утверждены разряды оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов, а также согласован Перечень ведущих театров и творческих коллективов. При этом руководителям этих театров и творческих коллективов предоставлено право:

устанавливать по согласованию с Министерством культуры РФ выдающимся деятелям искусства, внесшим большой вклад в развитие российской культуры, должностные оклады на договорных индивидуальных условиях без ограничения максимальными размерами;

самостоятельно устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов ETC.

7. Постановлением Минтруда России от 1 февраля 1995 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации" согласованы представленные Министерством культуры РФ разряды оплаты труда ETC по должностям работников культуры Российской Федерации, в том числе по должностям руководителей, художественного и артистического персонала, технических исполнителей в театрах, концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках, а также по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей в культурно-просветительных учреждениях и организациях.

Этим постановлением также согласованы Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей).

8. Постановлением Минтруда России от 15 февраля 1993 г. N 28 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям персонала местных телерадиокомпаний Российской Федерации" определены разряды оплаты труда ETC по должностям персонала местных телерадиокомпаний, включая должности руководителей, специалистов и других служащих, должности редакторского и художественно-производственного персонала. Этим постановлением согласованы также Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по основным должностям работников местных телерадиовещательных компаний, не предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утв. постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31.

9. Постановлением Минтруда России от 11 мая 1995 г. N 26 согласованы разряды оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Этим постановлением также предусмотрено, что руководители телерадиокомпаний устанавливают разряды оплаты труда выше по сравнению с разрядами, согласованными постановлением Минтруда России от 15 февраля 1993 г. N 28 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям персонала местных телерадиокомпаний":

на 1 разряд:

руководителям и специалистам телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, имеющим ученую степень кандидата наук и работающим по соответствующему профилю;

руководителям и специалистам телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, имеющим почетное звание "Заслуженный работник культуры";

на 2 разряда:

руководителям и специалистам телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, имеющим ученую степень доктора наук и работающим по соответствующему профилю.

10. Постановлением Минтруда России от 22 января 1993 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации" согласованы разряды оплаты труда ETC и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации, включая должности руководителей, специалистов и технических исполнителей.

11. Постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67 утверждены квалификационные характеристики должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний.