logo search
Экзамен / АП

56.Соотношение территориального и регионального управления.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Территориальные органы действуют на основе Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития. В случаях передачи центральными органами федеральной исполнительной власти части своих полномочий на региональный уровень или передачи органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга части своих полномочий на федеральный уровень условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на основе взаимных соглашений. Основными принципами в деятельности территориальных органов являются: соблюдение законности, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, персональная ответственность. Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы: а) принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих министерств и ведомств; б) участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, предусмотренных Программой углубления экономических реформ и касающихся сферы их деятельности; в) систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы. Территориальные органы имеют право: а) представлять соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

б) запрашивать и получать: - от соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации - необходимую для осуществления своей деятельности информацию; - от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности - сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач; - от органов статистики - информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке; в) участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти; г) принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы; д) вносить предложения соответствующим центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Основные направления государственной региональной политики на современном этапе Установленное Конституцией Российской Федерации федеративное устройство государства требует создания новых механизмов обеспечения в стране единого экономического пространства и его взаимоувязанных территориальных компонентов. Повышение уровня самостоятельности регионов требует совершенствования правовых и экономических взаимоотношений с федеральным центром. Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах совместного ведения; обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем соблюдения прав и интересов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти; обеспечение правовых, экономических, социальных и организационных основ федерализма в Российской Федерации, укрепление единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав граждан, установленных независимо от экономических возможностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; максимальное использование природно-климатического потенциала регионов; становление местного самоуправления. Сохранение и укрепление единства экономического и правового пространства Российского государства должно обеспечиваться путем совершенствования федеративных отношений, организации стратегического и оперативного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, системы федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации (в том числе в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия). В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

содействие развитию экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, в том числе малого предпринимательства, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры: сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов. повышение его жизнеспособности в рыночных условиях: развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта. связи, информатики и других); оказание государственной поддержки районам экологического и стихийного бедствий, регионам с высоким уровнем безработицы. демографическими и миграционными проблемами: разработка и реализация научно обоснованных мероприятий для регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера. Дальний Восток, приграничные регионы и другие). Выход из социально-экономического кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных основ российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны федерального центра активной экономической политики по отношению к регионам с различным уровнем социально-экономического развития. Эта политика должна быть результатом обсуждения и согласования со всеми субъектами Федерации стратегических и даже тактических направлений оказания помощи и поддержки и "сильным", и "проблемным" регионам. Она должна быть реальной, исключать декларации о "выравнивании регионов", возможность принятия односторонних решений о повышении благосостояния населения в одних регионах за счет других. К проблемным регионам можно отнести отстающие в развитии регионы, а также регионы, имеющие в своем составе кризисные. депрессивные, приграничные территории и районы Крайнего Севера. Для отстающих регионов характерны слабость собственной экономической базы, низкие душевые доходы населения, неразвитый производственный и финансовый потенциал. Кризисные и депрессивные территории, имевшие такой потенциал ранее, оказались в тяжелом социально-экономическом положении в силу происходивших в последние годы процессов. Для проблемных регионов активная экономическая политика государства должна включать в себя участие Центра в программах по структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения и т.д. Для "сильных" регионов такая политика должна означать поддержку Центром всех хозяйственных начинаний, выводящих экономику регионов и страны в целом на качественно новый уровень, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы и т.д. Особое место в региональной экономической политике государства должна занимать поддержка и оказание помощи регионам с особо сложными природно-географическими условиями, регионам, имеющим зоны экологических и стихийных катастроф, субъектам Федерации, оказавшимся в "ранге" приграничных территорий. Государственная поддержка приграничных территорий должна быть направлена на формирование производственных и социальных инфраструктур, привлечение населения на эти территории. Предстоит принять меры по компенсации затрат на осуществление приграничными территориями федеральных функций. Все эти направления проведения активной экономической политики должны получить правовое оформление, не зависящее от сиюминутных интересов и проблем, исключающее предоставление льгот и иных послаблений эксклюзивного характера, противоречащих принципам и нормам, заложенным в Конституции Российского государства. Для этого необходимо в ближайшие два года четко разграничить компетенцию и ответственность между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления по принятию управленческих решений прежде всего в области использования природных ресурсов, собственности. внешнеэкономической деятельности и межбюджетных отношений. Вопросы природопользования необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения практической реализации конституционного принципа совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. До настоящего времени эти вопросы рассматривались и на уровне Федерации. и на уровне ее субъектов главным образом с точки зрения разграничения и реализации прав на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами. Требуется превратить платежи за право использования природных ресурсов, являющихся достоянием всей страны, всех субъектов Федерации, в один из основных источников финансирования федерального фонда финансовой поддержки регионов. Необходимо коренным образом изменить ситуацию в управлении государственной собственностью со стороны Федерации и ее субъектов. Для этого должно быть завершено создание соответствующих реестров и осуществляться их систематическое ведение. Ключевым вопросом является и создание механизмов управления пакетами акций, принадлежащих государству, четкое и обоснованное разграничение ответственности и доходов по ним, организация и осуществление соответствующего контроля по каждому из них за Федерацией и ее субъектами. Требует пересмотра сложившееся с выходом Закона об основах местного самоуправления неопределенное положение с управлением. финансированием и ответственностью за состоянием объектов социальной сферы на местах. Необходимо привести внешнеэкономическую деятельность субъектов Федерации с конституционными нормами и действующим законодательством. При этом исходной предпосылкой решения соответствующих вопросов должен стать тот факт. что субъекты Федерации не являются субъектами международного права. Нуждаются в законодательном оформлении особенности внешнеэкономической деятельности в приграничных регионах. Центральное место в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного федерализма, которые предполагают: усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны; наделение каждого уровня власти для реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение единства финансово-бюджетной и налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации; установление механизма регулирования территориальных бюджетов, перераспределяющего виды доходов между звеньями бюджетной системы таким образом, чтобы закрепленные доходы в каждом территориальном бюджете были преобладающими. При этом нормативы закрепленных доходов должны быть долговременными (утверждаться на 3-5 лет); оказание финансовой помощи отдельным регионам путем трансфертных передач в целях обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения на всей территории страны. При этом следует шире использовать возможности территориальной системы федерального казначейства для ускорения платежей, исключения встречных финансовых потоков и организации действенного контроля за целевым использованием средств.

Основной проблемой территориальных бюджетов на сегодня является жизнеобеспечение социальной инфраструктуры. На это уходит значительная часть их ресурсов (только расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют в среднем по России более 25 % всех расходов территориальных бюджетов). Попытки шире привлечь для этой цели средства федерального бюджета, которые сегодня предпринимают практически все регионы, обречены на неудачу. Нужно искать иные подходы. Переход от дотирования затрат на жилищно-коммунальные услуги и транспорт в интересах всего населения к предоставлению денежной компенсации на эти расходы отдельным, "малодоходным" группам населения позволит уменьшить суммарный размер дотаций до 8-10% и от объема ныне существующих затрат. Тем самым будет существенно снижена нагрузка на расходную часть территориальных бюджетов всех регионов. Высвободившиеся средства будут направлены на подъем и структурную перестройку экономики регионов. Это создаст предпосылки для увеличения в них доходов бюджетов и направления их на повышение жизненного уровня населения. Совершенствования требует и практика расходов федерального бюджета по линии отраслевых министерств и ведомств. В первую очередь необходима координация таких расходов, определение их приоритетных направлений и взаимоувязка федеральных программ между собой и с расходами региональных бюджетов. Только в этом случае можно достигнуть оптимального соотношения между самостоятельностью регионов и координацией их действий для решения общефедеральных задач.

Заключение Освещенные в данной работе вопросы позволяют в некоторой степени объяснить и понять явления, происходящие в настоящее время в сфере региональной политики. В настоящее время в стране принимаются меры по формированию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях. Они включают совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; развертывание активной борьбы с преступностью; перестройку кадровой политики с целью отбора лучших специалистов-профессионалов; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; реабилитацию высоких нравственных ценностей. На основе укрепления государственной власти, создания эффективной системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся социально ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение вкладом в развитие человеческой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.