logo search
TGP

70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.

Классификация была предложена К.Цвайгертом и Г. Котке в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, состоит из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо - американский, социалистический, право ислама, индуистское право.

1. Романо-германская (континентальная)

Корни этой правовой семьи уходят в римское право (I в. До н. Е.. - Υ и ст. Н. Е..). Начиная с XIX века в странах романо-германской правовой семьи основным источником права является закон. Там существуют писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Законодатель (орган власти) осмысливает общественные отношения, обобщает социальную практику, повторяющиеся ситуации и формулирует в законах права и обязанности для граждан и организаций.

Различают три разновидности закона:

- Кодексы (уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные и т. д.);

- Специальные законы (текущее законодательство);

- Сводные тексты норм;

На суд возлагается обязанность точной реализации общих норм в конкретных судебных и административных решениях. Это обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья, решая ту или иную юридическую дело, строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль играет норма. Чтобы правильно применить норму, судья вникнуть в ситуацию. Если судья вовсе не находит правовой нормы для решения данного дела, то он оказывается перед следующим выбором:

а) вовсе отказаться от рассмотрения этого дела;

б) исходя из общих принципов национальной правовой системы установит новую норму (правило) поведения;

в) истолковать подобную действующую норму так, чтобы распространить ее на это дело, положив в основу своего решения (приговора)

Потому что суд не может отказаться от рассмотрения дела по неясностей в законе, он применяет общие принципы права.

Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы, которые являются выражением справедливости в том виде, в котором она понимается обществом в конкретный исторический промежуток времени. Таким образом, судья принимает такое решение, которое учитывает интересы сторон и соответствует принятым в обществе нормам справедливости.

К странам, входящих в романо-германскую правовую семью, можно отнести Францию, Италию, Испанию, Бельгию, Швейцарию и другие страны.

2. Англосаксонская (семья общего права)

Периодом становления данного права принято считать Х - ХIII вв.

В англосаксонскую правовую семью входят Англия, Ирландия, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия и еще ряд других государств.

Основным отличием данной правовой семьи от романо-германской является то, что здесь основным источником права считается не закон, а судебный прецедент.

Англосаксонское право - это право судебной практики, в рамках которой судьи не только применяют, но и создают нормы права. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. При принятии решения по какому-либо юридическому делу судья руководствуется нормами уже сложившихся отношений. Совокупность этих решений (прецедентов) обязательна для всех судов и таким образом составляет систему общего права.

Англосаксонское право делает акцент на процессуальных нормах, формах судопроизводства, источникам доказательств, поскольку они одновременно составляют механизмы и правотворчества и правореализации.

Важный признак общего права - автономия судебной власти. Она не зависит и не связана с какой-либо иной властью в государстве. Это проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время в странах англосаксонской правовой семьи вместе с общим правом широкое развитие получило уставное право (законодательство), источником которого являются акты представительных органов. Это свидетельствует о процессе эволюции данной правовой семьи, однако Англия, например, сохраняет исходные принципы с XIII века до сегодняшних дней.

3. Социалистическая правовая семья

В качестве самостоятельной правовой семьи выделилась сравнительно недавно. Ранее страны, принадлежащие к данной правовой семьи (бывший СССР, социалистические страны Европы (ГДР, Чехословакия и др.), Азии (Китай, Северная Корея), Латинской Америки (Куба), входили в романо-германскую правовую семью. Они и сейчас сохраняют некоторые ее черты и особенности.

Социалистическая правовая семья имеет свои особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Основной источник социалистического права - революционные нормативно-правовые акты, выражающие волю трудящегося народа, руководимого коммунистической партией. Фактически все эти нормативно-правовые акты защищали интересы партийно-государственного аппарата. Право имеет императивный характер, имеет тесную связь с государственной политикой, оно обеспечивается партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.

Суд остается инструментом в руках правящего класса (группы), он обеспечивает его господство и охраняет его интересы. Судебная ветвь власти также не претендует на контроль над исполнительной и законодательной. Контроля за конституционностью законов также не существует.

В настоящее время в правовой системе России и других государств, входивших в социалистическую правовую семью, произошли существенные изменения. К ним можно отнести следующее:

- Демократизация;

- Сближение с романо-германской правовой семьи;

- Обновление законодательства:

- Обеспечение верховенства закона;

- Защита прав и свобод человека и гражданина;

- Появление плюрализма в экономике, политике и идеологии.

4. Религиозно-традиционная правовая семья

Сюда входят мусульманское, индусское и африканское право.

а) Мусульманское право

Мусульманское право основано на религиозных нормах, в системе исламского вероучения.

Основными источниками мусульманского права являются:

- Коран

Это священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. В нем есть обряды и проповеди, так и установления нормативно-юридического характера.

- Сунна Это мусульманское предание, рассказывающий о жизни пророка, сборник норм и традиций, которые служат образцами для мусульман.

- Иджма Это комментарии ислама, составленные докторами мусульманской религии. Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

- Кияс Это правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.

Мусульманское право сформировалось в средние века. Для него характерны следующие черты:

- Архаистичность;

- Казуистичность;

- Отсутствие систематизации норм. Это заполняется принятием законов в настоящее время.

б) Индусское право . Оно тесно связано с религией - индуизмом. В эту систему обряды, верования, мораль, философия, нормативно закрепляют определенный образ жизни и устройство общества. Индуизм сформировался в глубокой древности (около двух тысяч лет назад), однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени, особенно в семейных и наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. п.

в) Африканское право . Африканская правовая семья на продолжении многих веков объединяла правовые системы обычного права. Но после колонизации Африки в XIX веке здесь распространились правовые системы колониальных держав - Франции, Бельгии, Португалии, Англии. В результате возникла тройная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права, которое впоследствии постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется «правовой многослойностью».

Главной тенденцией развития религиозно-традиционной правовой семьи в настоящее время является усиление роли закона как источника права. Однако значение религиозных и традиционных норм ничуть не снижается, они даже наоборот - возрождаются. Особенно это характерно для исламских государств.