logo search
5курс / ТГП / первоисточники / Градовский

Б. О приобретении прав духовного состояния

_ 242. Наше духовное сословие с давних времен разделяется на 1) монашествующее, или черное, и 2) белое, или приходское духовенство. Эти два разряда духовных лиц различаются Сводом законов, и различие их отражается, между прочим, на приобретении прав духовного состояния.

а) О поступлении в монашествующее духовенство

_ 243. Черное духовенство состоит из лиц, которые по закону, как каноническому, так и светскому, отреклись от мира и прекратили с ним все отношения. Наше законодательство признает силу монашеских обетов. Юридические последствия принятия монашества выражаются в прекращении для монашествующего всех его имущественных отношений к частным лицам и финансовых обязанностей к государству. Ввиду важности этих последствий, законодательство обставляет поступление в монашество известными ограничительными условиями:

1) В прежнее время принятие монашеского сана обусловливалось разрешением Святейшего Синода. Это правило вошло и в Свод законов*(709), но впоследствии было отменено*(710). В настоящее время пострижение в монашество поставлено в зависимость от согласия епархиального архиерея.

2) Лица, желающие поступить в монашество, должны иметь определенный возраст, именно - мужчины 30, а женщины 40 л.*(711). В этом возрасте предполагается вполне строгое отношение лица ко всем своим действиям.

3) Законодательство требует, чтобы принятие монашеского обета не принесло ущерба семейным отношениям постригающегося, гражданским обязательствам и интересам самого государства. Поэтому желающие принять монашество, буде они принадлежат к податному классу, должны иметь увольнительные приговоры от своих обществ, которые выдаются только в том случае, если на этих лицах нет казенных и частных взысканий, если они не состоят на воинской очереди и если родители их согласны на такой приговор*(712). Служащие должны представить увольнение от своего начальства. Затем, безусловно воспрещается принимать в монашество мужа при живой жене, впредь до расторжения брака на законном основании. Если муж и жена желают постричься вместе, то принимается в расчет, нет ли у них детей, не достигших совершеннолетия. Запрещено также принимать малолетних детей, которые в старину часто отдавались в монастыри, и лиц, обязанных долгами и состоящих под судом*(713).

Как ни строги эти условия, тем не менее наше законодательство дает возможность на поступление в монастыри даже в противность тем ограничениям, которые указаны выше. Оно дозволяет епархиальным архиереям своею властью и по собственному усмотрению разрешать принятие известного лица в монастырь в качестве послушника*(714).

б) Приобретение прав белого духовенства

_ 244. Поступление в белое духовенство разрешается лицам всех вообще свободных состояний*(715). Но затем наше законодательство проводит существенное различие между податными и неподатными классами. На основании 270 ст. IX т. Св. зак., "лица податных состояний допускаются к поступлению в белое духовенство не иначе как по удостоверению епархиального начальства: 1) в недостатке по его ведомству лиц духовного звания к замещению должностей, 2) в том, что поведение и образование желающего поступить в оное соответствуют духовному званию". Эта статья закрыла доступ в духовное звание лицам из податного класса или, по крайней мере, сделала его затруднительным. Исключение из этого правила установлено только для Якутской и Приморской областей Восточной Сибири, где дозволено принимать в духовное звание туземцев податного состояния*(716). Вообще, духовное звание приобретается посвящением в одну из степеней священства. По закону 1869 г., к духовным должностям отнесена также должность псаломщика. Затем, права белого духовенства приобретают лица, принятые в число штатных церковников (дьячков, пономарей и др.).

Духовное состояние сообщается через брак жене и через рождение детям. По ст. 272, "священно- и церковнослужители через законный брак сообщают права их состояния своим женам, которые сохраняют сие звание и во вдовстве, пока не переменят оного новым замужеством". Редакция этой статьи не совсем ясна. Из нее не видно, что собственно должно разуметь под новым браком: замужество ли с лицом высшего состояния, или брак с человеком податного класса?

Это сомнение должно бы разрешаться 5 ст. IX т. Св. зак., относящеюся ко всем состояниям. Здесь говорится:

"Муж высшего состояния сообщает права сего состояния жене, если она только не из лиц, лишенных по судебным приговорам всех прав состояния или всех особенных, лично и по состоянию присвоенных им, прав и преимуществ. Жена не сообщает своего состояния ни мужу, ни детям; но сама, в определенных законом случаях. сохраняет, вполне или с некоторыми ограничениями, права высшего состояния, если они принадлежали ей до замужества, по происхождению, или приобретены ею через брак".

Но сила 5-й статьи ограничивается, по-видимому, в применении к духовенству. Именно разд. II т. IX Св., в отделе о правах духовенства, постановлял между прочим, что освобождение священнослужителей от телесного наказания распространяется и на их жен и вдов, "доколе сии последние новым супружеством состояния своего не переменят"*(717). Постановление это утратило свое специальное значение ввиду освобождения от телесного наказания лиц женского пола вообще*(718). Но дух, в котором оно было составлено, изъясняет 272 ст. в том смысле, что вдовы духовных лиц, через второе замужество с лицом низшего состояния, теряют прежние права.

Священно- и церковнослужители сообщают известные права состояния и своему законному потомству. По закону 1869 г. дети их не обязаны, как прежде, избирать себе рода жизни. Они принадлежат, по самому праву рождения, к потомственным почетным гражданам*(719). Дети причетников, не имеющих ученых степеней и звания, по окончании полного курса в семинарии и академии приобретают права личного почетного гражданства*(720).