B. Условия приобретения прав городских обывателей
_ 245. Мысль Екатерины II создать городское общество, в смысле юридического лица, осуществилась не вполне. Относительно условий участия в общественном управлении города, действительно, все лица, принадлежащие к составу городских обывателей, образуют однородную массу граждан. Но, по отношению к отдельным правам состояния, наш закон различает понятие городского обывателя вообще от так называемых городских обывателей в особенности. Права городских обывателей вообще приобретаются: а) давнею оседлостью, причем предполагается, что и предки данного лица принадлежали к этому разряду горожан; б) рождением; в) поселением; г) местом нахождения недвижимой собственности; д) запискою в гильдии и цехи и е) отбыванием в пользу города службы или повинности*(721). Из этой массы городских обывателей вообще выделяются городские обыватели в особенности. К ним относится совокупность тех лиц, которые, по правам своего состояния, образуют разряд так называемых среднего рода людей*(722). Сюда входят: 1) почетные граждане, 2) гильдейское купечество, 3) ремесленники или цеховые, 4) мещане или посадские и, наконец, 5) в некоторых городах западного края так называемые вольные люди, а в столицах - рабочие. - Эти разряды лиц составляют собственно класс городских обывателей*(723).
До издания городового положения 1870 г. это означало, что только лица, причисленные к среднему роду людей, пользуются правами городских обывателей личными и по имуществу и одни только участвуют в общественном управлении. Они составляли как бы городскую корпорацию, которой вверялось управление городом. Вот почему наше городское управление до 1870 г. имело совершенно сословный характер. Участие в городских выборах обусловливалось принадлежностью к одному из разрядов городских обывателей в особенности. Дворянин или лицо духовного звания могли иметь в городе собственность, нести с нее различные повинности в пользу города и, несмотря на это, не пользовались правом участия в городском управлении. А между тем как приведенная статья, так и Городовое положение 1785 г. вовсе не имели того смысла, какой придало им наше законодательство. Отдавая управление городом исключительно в руки "среднего рода людей", оно смежало права личные, принадлежащие каждому состоянию лиц особо, с правами корпоративными, общественными. Личные права городских обывателей, конечно, должны принадлежать тем разрядам лиц, которых сам закон относит к "действительным гражданам". Лица других званий, имеющие в городе собственность, оседлость и т. п., сохраняют права своего состояния, но через это не лишаются права участия в местном управлении. Допустить противное было бы несправедливо по той причине, что городское общественное управление организуется ввиду удовлетворения разным хозяйственным нуждам и пользам города и его благоустройства, т. е. таких интересов, которые одинаково близки всем городским обывателям безотносительно к их сословным различиям. Притом, 425 ст. причисляет лиц, поименованных в 423 ст., к составу городского общества; следовательно уже самая логика требовала признания за ними права участия в общественном управлении города. Новое городское положение изменило значение 425 ст. В настоящее время городовое общество, со стороны участия его в общественном управлении, слагается из всей массы лиц, владеющих в городе собственностью, обложенною какими-либо сборами в пользу городской казны (1 ст. гор. пол.). 425 ст. имеет ныне практическое применение только в том смысле, что права личные и по имуществу городских обывателей принадлежат исключительно тем лицам, которые составляют сословие среднего рода людей.
а) Почетные граждане
_ 246. Почетное гражданство учреждено в 1832 г. Сущность его заключается в том, что лицам, входящим в состав этого звания, предоставляются известные личные льготы первостатейного купечества, без предварительной записки в гильдии. Вот почему права почетного гражданства могут сообщаться потомственно.
Идея почетного гражданства находится в теснейшей связи с идеями именитого гражданства, установленного еще Екатериной II.
При этом Екатерина имела в виду возможность образования в России особого рода среднего состояния, по примеру среднего сословия Западной Европы, в особенности Франции.
Почетное гражданство разделяется на потомственное и личное*(724). Рассматривая условия приобретения потомственного почетного гражданства, надо различать, во-1-х, между способами первоначального приобретения и, во-2-х, способами производными, по рождению.
1) Закон знает некоторые разряды лиц, которые, по самому своему рождению, записываются в потомственное почетное гражданство. Сюда относятся: а) законные дети личных дворян; б) дети священнослужителей, в каком бы звании они ни родились*(725); в) дети церковнослужителей, если последние окончили полный курс в академии или семинарии с известными степенями или званием; г) дети чиновников, получивших известные ордена, сообщающие личное дворянство.
2) Некоторые лица пользуются правом ходатайствовать*(726) о причислении себя к потомственным почетным гражданам. Эта привилегия установлена для лиц торгового сословия, ради поощрения тех, которые состояли в торговом звании беспорочно в течение многих лет и приобрели себе известное отличие от правительства за услуги, оказанные государству. О причислении к потомственному почетному гражданству могут ходатайствовать: а) коммерц- и мануфактур-советники, их вдовы и дети; б) лица, получившие орден после указа 1826 г., 30 октября; в) купцы, пробывшие 20 лет в первой гильдии*(727) и г) лица купеческого звания, получившие вне порядка службы чин. Эта льгота распространяется и на лиц, имеющих ученые степени доктора или магистра, приобретенные в одном из русских университетов, на артистов и художников, по истечении известного срока после получения диплома, и на иностранных ученых и художников.
Личное почетное гражданство приобретается, во-первых, образованием*(728), во-вторых, рождением*(729), в-третьих, чинами, полученными на гражданской службе*(730). Самое зачисление в почетное гражданство производится через Правительствующий Сенат*(731).
Лица, имеющие права потомственных почетных граждан, передают свое звание детям и женам; личное почетное гражданство составляет индивидуальную принадлежность того, кто им пользуется, - оно не сообщается детям. Последние, на основании общих постановлений, обязаны избрать себе род жизни, т. е. приписаться к одному из податных состояний, если они по образованию или по другим условиям не приобрели права причислиться к привилегированным сословиям.
б) Купечество
_ 247. Купеческое состояние, по самому существу своему, не наследственно; оно не может сообщаться рождением. Приобретение его условливается взятием установленного торгового свидетельства. Вообще, свидетельства на право торговли разделяются на два разряда: на свидетельства купеческие и промысловые. Первые отличаются тем, что кроме прав торговых, т. е. права производить торговлю в тех или других размерах, сообщают еще права купеческого состояния. За некоторыми исключениями, купеческие свидетельства могут выдаваться всем лицам*(732), под условием платежа особой пошлины. Закон различает два рода сборов за право торговли: купцы первой гильдии должны платить повсеместно 265 p., лица, записанные во вторую гильдию, вносят плату по особенным пяти разрядам местности, где они производят торговлю. Купечество пользуется особыми правами, исчисленными как в IX т. Св. зак., так и в торговом уставе.
Если купеческое звание не наследственно, т. е. не сообщается потомству, то, с другой стороны, в одном купеческом свидетельстве может быть записано очень много лиц, связанных между собою известными родственными отношениями. Здесь могут числиться: 1) жена*(733); 2) сыновья неотделенные, т. е. не взявшие самостоятельно купеческих свидетельств; 3) незамужние дочери; 4) усыновленные приемыши до совершеннолетия*(734); по достижении же совершеннолетнего возраста они обязаны или приписаться к тому состоянию, к которому принадлежат по рождению, или взять самостоятельное купеческое свидетельство; 5) внуки от сыновей; 6) незамужние сестры; 7) дети от первого брака - сыновья до совершеннолетия, а дочери до замужества*(735). В случае смерти главы семейства, юридическое положение тех лиц, которые числились в одном с ним свидетельстве, видоизменяется. Если после умершего остались несовершеннолетние и малолетние дети, им предоставляется право, через своих опекунов, взять общее на всех свидетельство*(736). Взрослые сын или дочь, по смерти отца, могут перевести его свидетельство на свое имя и записать сюда всех лиц, подходящих под правила 67 ст.*(737). Счет родственных отношений идет в этом случае от них, а не от лица умершего родителя; вследствие этого многие лица должны отпасть сами собою. В полном своем составе они могут сохраниться только в том случае, когда вдова покойного возьмет купеческое свидетельство на свое имя*(738). Если отец при жизни передаст торговлю в руки одного из своих сыновей, то он может быть записан в одно с ним свидетельство*(739).
Признавая купеческое состояние ненаследственным, "Положение о пошлинах" установляет, однако, различие между а) лицами мужского пола и б) лицами женского пола. Первые, с выбытием из купеческого свидетельства, перестают пользоваться как торговыми, так и личными правами, пока не возьмут торгового свидетельства на свое имя. Вторые (вдова и дочери), оставшись вне купеческого свидетельства, сохраняют личные, принадлежавшие им по свидетельству, права; но они не могут пользоваться торговыми правами, пока не возьмут установленного свидетельства на свое имя*(740). Права купеческого состояния сообщаются и усыновлением. Порядок усыновления обставлен следующими условиями:
1) Право усыновления принадлежит купцу, купеческому брату или сыну, числящимся в купеческом свидетельстве и не имеющим детей.
2) Предметом усыновления может быть приемыш, находящийся на воспитании у одного из означенных лиц.
Притом приемыш должен быть или подкидышем неизвестного происхождения, или воспитанником, отданным его родителями на воспитание усыновляющему. Следовательно, лица, означенные в 1-м п., не могут усыновить своих собственных незаконнорожденных детей.
3) Окончательное разрешение на усыновление дается Правительствующим Сенатом.
4) Усыновленные указанным порядком вступают во все права законных детей усыновивших их лиц. Исключения установляются, однако, для купцов, имеющих звание потомственного почетного гражданства. Они могут сообщать усыновленным права состояния купечества, но не почетного гражданства, которые приобретаются исключительно порядком, указанным выше*(741).
в) Мещане
_ 248. Мещанское общество каждого города представляет совокупность податных лиц, связанных круговой порукой для обеспечения исправного отбывания в пользу государства податей и повинностей. Ясно само собою, что приписка к податному сословию обставлена иными требованиями, чем приобретение прав привилегированных состояний. Во-первых, по общему принципу нашего законодательства, каждое лицо, не принадлежащее к одному из привилегированных званий, обязано избрать себе род жизни, т. е. причислиться к какому-нибудь податному классу. Эта обязанность простирается на всех лиц, не лишенных прав состояния по судебному приговору, ссылкою в Сибирь. Но, с другой стороны, каждое податное общество, как совокупность лиц, связанных круговой порукой по отношению к отбыванию государственных повинностей, обязанных содержать бедных, следить за нравственностью членов общества и имеющих право исключать из своей среды лиц явно порочных, - самим законом ставится в возможность делать выбор между желающими поступить в его состав. Необходимость примирить эти два противоположные начала и определяет постановления нашего законодательства об условиях приписки к податному сословию. По общему правилу, к городскому состоянию могут приписываться все лица, имеющие право или обязанность избрать себе род жизни. Но для зачисления в мещанское общество требуется: а) увольнительный приговор от того податного класса, в котором прежде состоял желающий причислиться, и б) приемный приговор мещанского общества.
На основании 437 ст. IX т. Св. зак. (по прод. 1871 г.), в тех местностях, где приведено в действие новое городовое положение, на причисление к городскому состоянию требуется согласие подлежащего мещанского или ремесленного общества. Все дела этого рода производятся через ремесленную и мещанскую управы. - Но, затем, закон указывает целый ряд лиц, которые, при известных условиях, могут приписываться к мещанству без приемного приговора от мещанского общества. Во-1-х, мещанское общество не вправе отказать в приеме тем лицам, которые внесут годовую подать вперед. Женщины точно так же освобождаются от испрошения приемного приговора*(742). Затем, сюда относятся - ямщики, уволенные из этого звания*(743), питомцы воспитательного дома, незаконнорожденные, не приписанные ни к какому податному состоянию, иноверцы, принявшие православие, лица бывшей польской шляхты, дети приказнослужителей, уволенные церковники, получившие отставку нижние воинские чины, и исключенные из придворного ведомства*(744). Все эти лица обязаны, однако, 1) внести вперед годовую подать; 2) представить за себя поручительство нескольких благонадежных граждан, мнения которых принимаются в расчет мещанскою управою при перенесении дела на сход мещанского общества. Кроме того, означенные лица подлежат условиям предварительного водворения. Если в течение срока испытания за ними окажутся какие-либо явные пороки или экономическая несостоятельность, общество может отказать в приеме.
Мещанское звание наследственно. Оно сообщается жене, если она не принадлежала к высшему сословию, и детям. Затем, мещане могут передавать права своего состояния подкидышам и приемышам через приписку их к своим семействам*(745).
г) Цеховые
_ 249. Ремесленное общество не везде подразделяется на цехи; в некоторых местностях, где введено упрощенное цеховое устройство, оно существует без подразделения на разряды, составляет однообразную массу ремесленников. Приобретение прав цехового обставлено, во-1-х, общими условиями поступления в мещанское состояние, к которому собственно и причисляются цеховые; во-2-х, началами ремесленной полиции, во имя которой учреждены цехи, следующими особыми требованиями ремесленного устава, без соблюдения которых никто не может быть принят ни в число полноправных граждан цеха мастеров, ни в подмастерья.
Цехи подразделяются на вечные и временные. Приписка к первым совершается на неопределенное время. Зачисление во временный цех может быть произведено, во-1-х, без изменения прав состояния, во-2-х, оно, по существу своему, срочно. - Условия поступления в цеховые определяются именно тем, на каких основаниях лицо желает принадлежать к ремесленному обществу. На неограниченное время могут поступать сюда те лица, которые имеют право зачислиться в мещанство. С этой стороны приписка к цеху обставлена теми же самими условиями, как и поступление в мещанское общество. От лица, желающего причислиться к вечному цеху, требуется увольнительное свидетельство от прежнего общества и приемный приговор общества ремесленного. Самая процедура приписки производится через ремесленную управу, состоящую под заведыванием ремесленного старшины*(746). Для приобретения звания мастера известного ремесла лицо подвергается особому предварительному испытанию.
Временно, без перемены прав состояния, в цехи могут записываться: 1) мещане и разночинцы; 2) крестьяне на срок своих паспортов и 3) иностранцы*(747). Купцам дано то преимущество, что они могут приписываться к цеху и производить разного рода ремесла при помощи работников, не изменяя своего состояния*(748). В этом случае купец, не становясь цеховым, имеет право самостоятельно управлять своим заведением; но не должен держать учеников, так как для этого требуется приобретение звания мастера. При вступлении в цех ремесленник приносит особую присягу*(749).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- Отдел третий. О действии закона
- А. Общие начала
- Б. Постановления русского законодательства
- А. Общие начала
- Б. Постановления русского законодательства
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- Глава первая. Права верховной власти
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- Книга третья. О подданстве и правах состояния Отдел первый. О подданстве вообще Глава первая. Существо подданства
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Е. Духовенство
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- A. Обеспечение прав личности
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- Отдел пятый. Об инородцах и иностранцах
- А. Инородцы восточные
- Б. О евреях
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- Том II. Органы управления
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- Глава вторая. Развитие должностей на западе Европы
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава четвертая. Образование должностей с Петра Великого
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- II. Совет министров*(1451)
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- Первый департамент
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- А. Исторические очерки Синода
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Г. Значение министерств и права министерств
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- Том III. Органы местного управления
- Предисловие
- Введение
- Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Глава третья. Установления по местному хозяйству и благосостоянию
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- Глава первая. Губернское правление
- Глава вторая. Места казенного управления
- А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления