I. Организация сената
_ 74. При рассмотрении организации Сената должно иметь в виду, во-первых, порядок назначения и положение отдельных сенаторов; во-вторых, коллегии, составляющие сенат, т. е. сенатские департаменты, и, в-треьих, соединенные собрания сенатских департаментов или так называемые общие собрания сената.
_ 75. Порядок назначения сенаторов. По ст. 5 Учр. сен., Сенат составляется из особ первых трех классов, по непосредственному избранию императора; сенаторы избираются как из военных, так и из гражданских чинов. Это постановление подтверждается Указом 1805 г. об образовании департаментов*(1593). Звание сенатора соединимо и с другими должностями в иных установлениях. Под общим выражением "в иных установлениях" закон подразумевает установления как судебные, так и административные*(1594). Исключением из этого общего правила является постановление, по которому сенаторы кассационных департаментов не могут соединять своего звания с другими должностями, ради независимости судебной власти*(1595). Сенаторы кассационных, так же как и сенаторы прочих департаментов, одинаково назначаются по высочайшему избранию. Но при избрании сенаторов кассационных департаментов теряет силу правило, по которому сенаторы могут быть избираемы как из военных, так и гражданских чинов. Закон указывает круг лиц, из которых должны быть избираемы сенаторы кассационных департаментов. Предварительным условием для права занять такое место закон определяет minimum трехлетнее нахождение в должностях обер-прокурора, председателя, члена или прокурора судебной палаты. Если принять в расчет, что занятие этих должностей обусловливается как умственным цензом, так и предварительным нахождением на низших должностях судебного ведомства, то нам будет понятно все различие указанного изъятия из общего правила.
Лица, носящие звание сенаторов, разделяются на 1) сенаторов, присутствующих в департаментах, и 2) - сенаторов, в департаментах не присутствующих.
Кроме лиц, носящих звание сенаторов, в сенате по должности своей (ex officio) присутствуют 1) министры*(1596), товарищи министров, в случае временного исправления ими должности министра, или если министры за другими делами и обязанностями сами присутствовать в сенате не могут, присутствуют в сенате с правом голоса*(1597). По делам военного министерства (где не имеется товарища министра), когда министр не может принять участия в заседаниях сената, вместо него присутствует, на правах товарища министра, один из начальников главных частей министерства*(1598).
Также по праву должности присутствуют в сенате генерал-губернаторы и военные губернаторы. Они занимают свое место в сенате во время нахождения своего в столице и по делам их губерний. По этим делам они присутствуют как в департаментах, так и в общих собраниях*(1599).
Наконец, 4) в Сенат могут быть приглашаемы посторонние лица с правом совещательного голоса. Они присутствуют только по тем делам, по коим они призваны.
_ 76. Департаменты сената. Общее значение департаментов Сената определено в 13 ст. учр. сен., где сказано, что "по различию дел, сенату вверенных, каждый департамент имеет определенное свое ведомство, которое ограничивается или известным числом губерний, или самым родом дел, ему порученных". Всю совокупность дел, вверенных сенату, закон разделяет на четыре группы: во-1-х, дела управления, во-2-х, дела судебные гражданские, в-3-х, судебные уголовные, и, в 4-х, дела межевые. По каждому роду означенных дел департаменту, которому они поручены, при известных условиях, принадлежит право самостоятельного и решительного голоса. Итак, департаменты Сената не напоминают департаменты госуд. совета; в департаментах госуд. совета по общему правилу сосредоточивается только предварительное рассмотрение дел: напротив, деп-ты Сената суть самостоятельные коллегии, могущие по собственному праву решить каждое дело, поступившее на .их рассмотрение, и указы их равны указам всего сената.
По Своду зак. 1857 г., Сенат разделялся на 12 департаментов, из них: 1 - 5-й, а также межевой и герольдии находились в С.-Петербурге, 6, 7 и 8-й - в Москве, 9 и 10-й (или 11 и 12-й по общему счету) в Варшаве. Но по ст. 17 учр. сен., измененной по продолж. 1863 и следующих годов варшавские деп - ты действовали (до закрытия их в 1876 году, по случаю введения Судебной реформы в Царство Польское) по особому учреждению, затем 6, 7 и 8-й деп - ты, действовавшие в Москве, упразднены и дела их переданы в С.-Петербургский. С.-Петербургские департаменты суть: 1-й деп-т, департамент герольдии, межевой и судебные департаменты (2, 3, 4-й гражданские и 5-й уголовный). Независимо от этого в составе Сената образованы два кассац. департамента на основ. учр. суд. установ. 1864 года*(1600). Из них образуются и особые общие собрания (за исключением общ. собраний кассац. д-тов и 1-го).
Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению*(1601). В каждом департаменте назначается первоприсутствующий. Первоприсутствующие назначаются Государем из общего списка наличных сенаторов, который представляется ему министром юстиции ежегодно в декабре. Полномочия первоприсутствующего возобновляются ежегодно*(1602). Учреждение первоприсутствующих относится к 1832 г. Высочайшее повеление 1832 г., которым учреждены первоприсутствующие во всех департаментах сената, кроме первого, мотивирует назначение их тем, что разногласие в сенате иногда происходит оттого, что в делах тяжебных гражданских и ревизионных нет лица, которое поставляло бы вопросы, подлежащие решению, и руководило прениями*(1603). Отсутствие назначенного первоприсутствующего в 1-м департаменте мотивировано тем, что "ему вверены собственно дела распорядительные". Учреждение первоприсутствующих не отменяет силы постановления, что "единое лицо Императорского Величества председательствует в сенате"*(1604). Но так как полного собрания Сената не существует, то и постановления 4 ст. не имеет практического значения, Первоприсутствующие в кассационных департаментах назначаются также по высочайшему усмотрению. Назначение это не подлежит ежегодному возобновлению*(1605). В небытность первоприсутствующего в заседании, место его занимает сенатор, старший по чину; в случае же продолжительного его отсутствия, назначается, по высочайшему усмотрению, особый исправляющий должность первоприсутствующего*(1606). Число сенаторов, назначаемых в департаменты, не определено и зависит от императора, но во всяком случае должно быть не менее трех в каждом департаменте. При многочисленности занятий, возлагаемых особенно на судебные департаменты, они требуют не только большого числа сенаторов, но некоторые из них (3 и 5) подразделяются еще на отделения (кроме департаментов 1-го и герольдии). В ст. 11 учр. сен. прямо сказано, что каждый департамент по роду и обширности дел разделяется на отделения. В обыкновенном течении дел каждое отделение составляет особое присутствие, как и каждый департамент. Следовательно, каждое отделение имеет те же права, что и весь департамент в целом составе. Вследствие этого отделения имеют своих первоприсутствующих.
_ 77. При каждом департаменте находятся чины, на которых возложен надзор за правильностью делопроизводства и решения дел и самое производство. На основ. ст. 21 учр. сен. надзор за правильностью делопроизводства возлагается на обер-прокуроров сената, причем обер-прокурор департамента герольдии носит название герольдмейстера, а канцелярские обязанности возлагаются на обер-секретарей, секретарей и их помощников*(1607).
Еще при Петре Великом с назначением генерал-прокурора назначен был помощником ему обер-прокурор. С разделением Сената на департаменты явился обер-прокурор при каждом департаменте. В первом департаменте имеются два товарища обер-прокурора. Назначение обер-прокурора двоякое: во-1-х, он следит за правильностью делопроизводства в Сенате, след., в присутствии каждого департамента. Обер-прокурору принадлежит право протеста в случае неправильного решения дела, и протест его имеет последствием перенос на рассмотрение высшей инстанции - общего собрания сената. Затем, при самом рассмотрении дела сенаторами, обер-прокурор обязан содействовать скорейшему его исходу. Поэтому, в случае разногласных мнений, закон обязывает "соглашать сенаторов к единогласной резолюции". Замечания обер-прокурора излагаются письменно, в виде так наз. согласительного предложения. во-2-х, обер-прокурору принадлежит обязанность наблюдать за порядком делопроизводства, след. он является главным начальником канцелярии, которая находится под его непосредственным ведением, хотя с учреждением первоприсутствующего последнему предоставлено право наблюдать, чтобы в канцелярии не было злоупотреблений. Самая канцелярия состоит в каждом департаменте под начальством обер-секретарей и их помощников. На обязанности канцелярии лежит не только формальное делопроизводство, но и составление доклада, потому что старые департаменты Сената придают главное значение докладу, исходящему из канцелярии.
Нечего говорить, что учреждение обер-прокурора и канцелярии при кассационных департаментах Сената имеет совершенно другое значение, сообразное с большею самостоятельностью присутствий.
_ 78. Общие собрания. В составе Сената, общие собрания его департаментов являются второю и высшею инстанциею для рассмотрения дел, по которым не состоялось или могло вступить в законную силу решение одного из департаментов. Под именем общих собраний не должно, впрочем, разуметь собрания всего сената, in pleno. Такого plenum'a в нем не было со времени разделения его на департаменты. Общим собранием называется соединенное присутствие некоторых департаментов Сената*(1607). Таких соединенных присутствий, в настоящее время (за упразднением московских департаментов), два. Первое составляется из департаментов 1 - 3-й и герольдии; второе - из 4, 5-го и межевого. Каждое общее собрание составляется из сенаторов, присутствующих в соответствующих департаментах, а сверх того, из неопределенного числа сенаторов, в департаментах не присутствующих*(1608). Обязанности первоприсутствующего в общих собраниях исправляются старшим по чину из первоприсутствующих департаментских, находящихся на лицо*(1609). Обязанности прокурорского надзора в обоих общих собраниях возлагаются непосредственно на министра юстиции, которому, при самом учреждении этой должности (в 1802) переданы права и обязанности генерал-прокурора. В качестве генерал-прокурора министр юстиции есть главный начальник прокуратуры и канцелярии при сенате в полном их составе. Но в департаментах органами его являются обер-прокуроры. Непосредственное исправление прокурорских обязанностей возлагается на него только в общих собраниях. Делопроизводство по общим собраниям сосредоточивается в особой и общей для них канцелярии, состоящей под наблюдением одного из обер-прокуроров, по назначению министра юстиции.
Кассационные департаменты также имеют свое общее собрание*(1610). Сверх того, для разрешения вопросов по пререканиям о подсудности между судебными и административными местами и по некоторым другим делам составляется соединенное присутствие кассационных департаментов с 1-м. Общее собрание кассационных департаментов представляет то отличие, что обязанности первоприсутствующего возлагаются не на старшего по чину из департаментских первоприсутствующих, а на особое лицо.
Общие собрания должно отличать от соединенного присутствия, составляемого для вакантного времени на основании приложения к 77 ст. учр. пр. с.
Внешнюю организацию Сената мы заключим определением юридического положения сенаторов.
_ 79. Юридическое положение сенаторов. С легальной стороны за сенаторами сохранилось много старых прав, принадлежавших им тогда, когда Сенат был первым из всех высших установлений в империи, когда сенаторы считались прямыми советниками короны. Формально и в настоящее время на них лежит обязанность хранить интересы государства; закон гласит, что "каждый сенатор имеет долг представлять по всей чистой совести о вреде, происходящем в пределах государства и о нарушителях закона, ему известных"*(1611), следовательно каждый сенатор является как бы советником короны и обязан предостерегать ее от могущего произойти вреда. Отсюда вытекают и другие права сенаторов: И) право объявлять словесные высочайшие повеления*(1612); 2) на сенаторов возлагаются некоторые особенные поручения. Главнейшие из них состоят в сенаторских ревизиях.
Появление сенаторских ревизий относится к временам Петра Великого. Именно указом 4 апреля 1722 г. (П. С. З. N 3931) Петр указал: "Для смотрения всяких дел в губерниях и провинциях, чтоб во всяких делах была правда, посылать на каждый год из сенатских членов по одному, да при нем из каждой коллегии по одному члену". Но до начала нынешнего столетия значение ревизий, права и обязанности ревизующих сенаторов не были определены общим законом, хотя еще Петр Великий думал сделать из сенаторских ревизий правильное и постоянное средство для надзора за губернскими установлениями. Но преемники его не воспользовались этою мыслью. Даже при Елисавете Сенат не прибегал к этому средству. При Екатерине II, в конце ее царствования, были случаи назначения сенаторских ревизий, в случае открывшихся злоупотреблений по губерниям. Таким образом была обревизована Вятская губерния. Павел I, в 1799 году, обратился к мысли установить правильные и периодические сенаторские ревизии по губерниям и столичным присутственным местам. Именно: 1) ревизию предположено производить каждые три года; 2) для производства ревизии назначаются сенаторы, избираемые сенатом и утверждаемые Государем; 3) предметом наблюдения являются: а) течение по присутственным местам правосудия; б) о внутренней полиции; в) о "поборах, лихоимству толь свойственных"*(1613). В начале царствования Александра I, в 1805 году, была составлена и утверждена подробная инструкция сенаторам, назначаемым для осмотра губерний. Ревизии их подлежали как общие губернские установления (судебные и административные), так и места уездные, "равномерно все места и части, вверенные управлению министров по губерниям", т. е. ведомства специальные (части лесная, таможенная и т. д.). Эта инструкция оставалась долгое время без изменений. Но в 1817 году сенату объявлено высочайшее повеление о назначении сенаторов для обревизования губерний на основании закона 1799. Вместе с тем общему собранию Сената поручено пересмотреть инструкции 1805 г. Результатом этого пересмотра явилась высочайше утвержденная инструкция 17 марта 1819 года, дополненная в 1820 году особою инструкциею сенаторам, посылаемым в губернии специально для взыскания недоимок. На основании этих узаконений и составилась 256 ст. учреждения правительствующего Сената с приложениями к ней. В настоящее время сенаторские ревизии рассматриваются как исключительная мера, приемлемая каждый раз по особому высочайшему усмотрению. Сенаторам могут быть поручаемы: 1) временные обозрения губерний "во всех отношениях государственного управления"; 2) поручения по взысканию недоимок, в случае чрезмерного их накопления. Назначение ревизующего сенатора зависит от Государя. В том и в другом случае сенатор действует по инструкциям, в основание которых положены инструкции 1819 и 1820 годов*(1614). Но хотя закон исчисляет только два повода к назначению сенаторских ревизий, однако они назначаются и по другим чрезвычайным происшествиям, напр. в 40-х годах, по случаю голода в Псковской губернии, был назначен сенатор для изыскания средств к прокормлению голодавшего населения. Недавно сенатор Клушин был назначен для ревизии Пермской губернии. В 1875 г. тот же сенатор Клушин назначен был для преследования и прекращения беспорядков между крестьянами Валуйского уезда, Воронежской губернии, и т. д. Таким образом, назначение сенаторской ревизии зависит от верховной власти, которая может назначать, как в случаях, указанных в законе, так и в других, сенаторов для ревизий.
В отношении ответственности своей сенаторы пользуются привилегиею всех должностных лиц первых трех классов, т. е. лиц, назначаемых по непосредственному усмотрению государя. Во-первых, сенаторы предаются суду за преступления по должности не иначе как на основании мнения государственного совета, высочайше утвержденного*(1615); во-вторых, сенаторы, за преступления по должности судятся в кассационных департаментах, в их судебном присутствии*(1616).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- Отдел третий. О действии закона
- А. Общие начала
- Б. Постановления русского законодательства
- А. Общие начала
- Б. Постановления русского законодательства
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- Глава первая. Права верховной власти
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- Книга третья. О подданстве и правах состояния Отдел первый. О подданстве вообще Глава первая. Существо подданства
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Е. Духовенство
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- A. Обеспечение прав личности
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- Отдел пятый. Об инородцах и иностранцах
- А. Инородцы восточные
- Б. О евреях
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- Том II. Органы управления
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- Глава вторая. Развитие должностей на западе Европы
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава четвертая. Образование должностей с Петра Великого
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- II. Совет министров*(1451)
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- Первый департамент
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- А. Исторические очерки Синода
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Г. Значение министерств и права министерств
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- Том III. Органы местного управления
- Предисловие
- Введение
- Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Глава третья. Установления по местному хозяйству и благосостоянию
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- Глава первая. Губернское правление
- Глава вторая. Места казенного управления
- А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления