Специальные режимы распространения рекламы.
Специальные режимы распространения рекламной информации выделяются в зависимости от рекламных носителей, вида рекламируемых товаров, круга потребителей, до сведения которых может быть доведена реклама, и т. д.
Телевизионная и радиореклама. В телевизионной и радиорекламе законодательные требования установлены в виде запретов и ограничений рекламы.
В частности, прерывание программы (передачи) рекламой, т. е. остановка трансляции для рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Если используется «бегущая строка» или иное наложение на кадр, реклама не должна занимать более 7 % кадра, накладываться на субтитры или иные разъясняющие надписи. – не более 15 % времени вещания в течение часа.
Запрещено прерывать рекламой (в том числе делать наложения бегущую строку) религиозные передачи, а также передачи продолжительностью менее 15 мин.
Есть ограничения на рекламу в детских и образовательных передачах (в зависимости от продолжительности программы – продолжительность рекламы от 1 до 3 мин. и лишь непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием); при трансляции спортивных соревнований (только в перерывах самих соревнований либо их остановок), если в прямом эфире и нет перерывов – чтобы не потерялась часть существенной информации и не более 20 % времени вещания). Реклама в иных телепередачах, в т. ч. художественных фильмах – не дольше 4 мин.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука передаваемой программы.
Все эти ограничения не распространяются на логотип канала, а также на информацию о передачах этого канала.
Реклама в печатных изданиях. В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, реклама не должна превышать 40 % от объема одного номера. Если реклама – пометка «реклама» («на правах рекламы»).
Если более 40 % объема номера – должно быть зарегистрировано в качестве рекламного, указывать это на обложке.
Реклама в кино- и видеообслуживании. При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.
Реклама в справочном обслуживании. Реклама в справочном телефонном обслуживании может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Это требование часто нарушается; при обращении в справочную службу абонент, как правило, вынужден ждать соединения с оператором и все это время слушать (по несколько раз) телефонные рекламные ролики.
Наружная реклама. К наружной рекламе относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Основное требование при размещении наружной рекламы сводится к тому, что она не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость и снижать безопасность движения.
Распространение наружной рекламы путем ее установки на здание, сооружение или размещение рекламной конструкции на земельном участке допускается при наличии договора с собственником (лицом, им уполномоченным). Если в государственной или муниципальной собственности – на основе торгов. Установка рекламной конструкции также требует разрешения органа местного самоуправления.
Какова юридическая квалификация договора на размещение наружной рекламы? В судебно-арбитражной практике считается, что размещение рекламных щитов на конструктивных элементах зданий и сооружений не является разновидностью договора аренды; такие отношения регулируются общими положениями ГК РФ об обязательствах. То есть здесь мы имеем дело с договором, не предусмотренным законом, но и не противоречащим ему (ст. 421 ГК РФ). Вполне возможно не оформлять отдельные договоры, например договор аренды земельного участка и договор на установку рекламной конструкции, а предусмотреть все условия в одном смешанном договоре (и порядок использования участка, и оплату, и другие условия).
Нельзя рассматривать как наружную рекламу распространение обязательной информации, т. е. указание коммерческими организациями своего фирменного наименования и часов работы на вывеске в месте нахождения.
Реклама на транспортных средствах. Для того чтобы разместить рекламу на транспортном средстве, рекламодателю или рекламопроизводителю (например, рекламному агентству) необходимо заключить договор с собственником транспортного средства или лицом, обладающим иными вещными правами на него. Например, практически во всех населенных пунктах перевозки транспортом общего пользования осуществляет специально созданное для этих целей ГУП или МУП.
Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (брэндмобили) запрещается. Не допускается также распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств и звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.
Реклама товаров при дистанционном способе их продажи. В рекламе таких товаров должны быть указаны сведения о продавце (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер ЮЛ; ФИО, основной государственный регистрационный номер ИП).
Реклама на почтовых отправлениях и реклама, распространяемая по сетям электросвязи. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом действует презумпция отсутствия предварительного согласия. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). Т. е. здесь идет запрет спама.
При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
Размещение рекламы на почтовых отправлениях (конверты, карточки, открытки) допускается при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи.
Следует отметить, что существует особый вид рекламы - рассылка, которая не является разновидностью рекламы на почтовых отправлениях. Рассылка законодательством специально не регулируется и подчиняется лишь общим требованиям к рекламе. Очень эффективна прямая почтовая рассылка (direct mail), менее эффективна безадресная рассылка (например, флаеры раскладываются по почтовым ящикам, вручаются прохожим на улицах, распространяются в магазинах).
Реклама алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий. Реклама этих продуктов не должна создавать впечатление, что они важны для достижения успеха, улучшения физического и психического состояния. В подобной рекламе запрещено дискредитировать воздержание от употребления алкоголя, пива и табака, сообщать информацию об их положительных терапевтических свойствах.
Довольно давно нашим законодательством запрещена телевизионная реклама алкоголя и табака. Существуют серьезные ограничения и на другие режимы распространения рекламы этих продуктов. В частности, такая реклама не должна распространяться на радио, в кино- и видеообслуживани, на первой и последней полосах газет, журналов, размещаться в детских, учебных, медицинских, спортивных организациях, а также ближе 100 м от них, в транспорте, на наружной рекламе. С пивом – чуть более мягкие требования.
Реклама алкоголя и пива должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 % рекламной площади (пространства) (для пива в кино- и видео- - не менее 5 сек. и не менее 7 %).
Реклама деятельности по организации и проведению азартных игр и пари. В радио- и телепрограммах такая реклама допускается с 22 до 7 часов местного времени; в зданиях и сооружениях – только в специализированных, где игры проводятся, а также объектах транспортной инфраструктуры; в СМИ – только в специализированных. Подобная реклама не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх способствует достижению успеха и содействует решению имущественных проблем, что вероятность выигрыша высока и т. п.
Реклама о проведении стимулирующих мероприятий. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Социальная реклама.
Социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5 % годового объема распространяемой им рекламы.
Защита несовершеннолетних при производстве, размещении, распространении рекламы. В любой рекламе, независимо от того, обращается ли она непосредственно к несовершеннолетним, запрещается:
дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Кроме того, нельзя использовать образы несовершеннолетних в рекламе алкоголя, пива, табака; нельзя размещать рекламу этих товаров в продукции для несовершеннолетних.
Реклама отдельных видов товаров. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, методов лечения, профилактики, диагностики; реклама БАДов и детского питания; реклама продукции военного назначения и оружия; реклама финансовых услуг, ценных бумаг, услуг по заключению договоров ренты.
Кроме того, отдельно регулируется спонсорство.
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.