logo search
Админ

63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.

   Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение:

   1) выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;

   2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;

   3) устанавливают правовой статус субъектов административного права;

   4) выступают в качестве юридических фактов;

   5) служат основанием для издания других актов управления;

   6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

   7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;

   8) могут быть условием действенности других актов.

Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности Действие правового акта управления (т. е. применение его при разрешении споров и регулировании общественных отношений) возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой акта управления понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления. Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также решать конкретные (или общие) задачи государственного управления и его функции. Она обеспечивает необходимость обязательного исполнения данного акта всеми субъектами, которым он адресован; в случае неисполнения или нарушения акта управления государство и его органы вправе требовать от лиц исполнения данного акта, причем в некоторых случаях могут применяться и меры принудительного воздействия. В этом смысле правовой акт управления отличается от актов управления, принятых различными органами общественных объединений, которые не характеризуются государственно-правовой властной направленностью своего действия. Правовой акт управления, принятый в рамках соответствующих нормативно установленных процедур, является действительным и вступившим в законную силу; он должен применяться на практике и исполняться всеми, кому он адресован. В государственном управлении существуют принципы презумпции законности актов управления (его соответствие требованиям и положениям законов, издание в рамках предоставленной компетенции, соблюдение процессуальных правил), а также презумпции их правильности и обоснованности, т. е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для всех лиц, которым он адресован. Правовые акты управления начинают действовать, т. е. приобретать юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или опубликования в установленном порядке и действуют до момента их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с истечением срока их действия. В некоторых случаях устанавливается специальный порядок приведения акта управления в действие, т. е. вступление его в силу (например, он приобретает юридическую силу с конкретной даты или устанавливается иной срок и порядок вступления его в силу). Важнейшими условиями вступления акта управления в юридическую силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента подписания, с момента опубликования, с момента, указанного в самом акте управления (через 10 дней, с 1 января конкретного года, через три месяца после опубликования и т. п.). Если при издании акта управления имеет место нарушение принципа законности, то его юридическая сила, практическая целесообразность и обоснованность могут быть поставлены под сомнение. Важнейшим элементом режима законности акта управления является презумпция его законности. Незаконность акта управления, т. е. его противоречие требованиям законодательных актов, также должна быть подтверждена в рамках нормативно установленной процедуры решениями органов публичного управления или судебными решениями. Современное конституционное законодательство России устанавливает важные положения относительно вступления в силу правовых актов управления. Например, с соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом органов исполнительной власти субъектов РФ, принятым вне пределов ведения РФ или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует правовой акт, принятый региональными органами государственной власти (т. е. принятый органами субъекта РФ). В других случаях при обнаружении противоречия действует федеральный закон или нормативный правовой акт, принятый федеральными органами исполнительной власти. Другим существенным положением является то, что нормативный правовой акт управления, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может действовать (применяться), если он не был опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

64. Действие правовых актов управления. Порядок принятия, вступления в силу, опубликования, прекращения действия. Обжалование, отмена, приостановление и изменение правовых актов управления. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172 – ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Административно-правовой режим действия актов управления означает возможность их практического применения в сфере государственного управления. То есть в данном случае говорят об установлении, изменении или прекращении правоотношений, то есть каким-то образом административный акт воздействует на правоотношения – и это естественно, это само собой разумеется; о разрешении административных дел и административных споров в сфере управления; действие означает также то, что эти акты управления используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах, в процессе правоприменения на них ссылаются.

Действие административных актов возможно лишь при наличии у него (у этого акта) юридической силы. Она (юридическая сила) означает реальность практического использования данной правовой формы управления.

Юридическая сила административного акта показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений. С другой стороны, она позволяет решать и конкретные задачи государственного управления.

В этой теме мы можем говорить о некоторых презумпциях – скажем, та же презумпция невиновности в сфере дел об административных правонарушениях, действует как принцип самого законодательства. В Конституции почему-то только презумпция невиновности только по уголовным, но КоАП этот «недостаток» закрывает тем, что сам пишет об этой презумпции.

В государственном управлении тоже есть свои презумпции.

В системе государственного управления действуют принципы презумпции законности административных актов, а также презумпция их правильности и обоснованности. То есть предполагается, что акт управления правомерен, что он соответствует всем требованиям и может действовать.

Однако это не означает, что правомерность, правильность и обоснованность административных актов нельзя поставить под сомнение. Поэтому законодатель установил возможность судебного оспаривания нормативных и ненормативных (административно) правовых актов.

Существуют несколько видов административно-правовых актов: от указов президента до актов местного самоуправления, то есть муниципальных правовых актов.

Для производства по принятию или изданию административных правовых актов характерны следующие признаки (элементы):

  1. Наличие нормативно установленной процедуры издания и принятия административных актов (например, «Положение о порядке подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 1997 года).

  2. Виды административных правовых актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти или должностные лица. Кто-то имеет право издавать указы, кто-то – приказы, кто-то – постановления… И это тоже подлежит административно-правовому регулированию.

  3. Подготовка проекта административно-правового акта. Любая работа нормотворческая начинается с разработки проекта какого-либо акта. Как и в законотворчестве, да и в судейской деятельности… Это свойственно всем процедурам.

  4. Определение структуры проекта административного правового акта, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования; обсуждение проекта.

  5. Согласование административного акта с заинтересованными органами исполнительной власти или должностными лицами. Иногда этот этап является практически обязательным. Скажем, медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения при вождении транспортного средства. Подготовка предложений об изменении или дополнении ранее изданных административных правовых актов.

  6. Издание, подписание или утверждение административного правового акта.

  7. Доведение принятого административного акта до сведения всех заинтересованных лиц, то есть до тех лиц, что будут его соблюдать, для тех, кто будут исполнять…

  8. Направление административно-правового акта в Министерство Юстиции для его государственной регистрации (если государственная регистрация является обязательной). Проведение антикоррупционной правовой экспертизы.

  9. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в юридическую силу.

Административный правовой акт утрачивает юридическую силу:

  1. В случае, когда он признан судом недействующим. Суд не может отменить, ведь у нас же разделение властей, он может только признать недействующим, но только в рамках арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов.

  2. В случае его отмены административным органом – тем же, которым он был издан.

  3. Приостановление действия административно-правового акта – это официальное, но временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения или принятия по нему окончательного решения уполномоченным органом. Например, президент РФ может приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти. Федеральные министры вправе в случае необходимости приостанавливать решения федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам. Более того, они – эти федеральные министры – вправе отменять их решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Приказы федеральных министров могут быть как нормативного, так и индивидуального характера. Правда, слово «индивидуальное» теряет своё значение, теперь это – почти что просто существенная черта «ненормативности».

В Воронежской области действует закон Воронежской области «О нормативных правовых актах Воронежской области» в редакции 2008 года.

В соответствии с данным законом нормативный правовой акт Воронежской области – это письменный официальный документ, принятый (или изданный) органом государственной власти Воронежской области в пределах его полномочий или путём всенародного голосования (на референдуме), содержащей нормы права и направленные на регулирование общественных отношений.

Административное право – «приказное» право, ведь вся жизнь административная сплетена из тысяч, миллионов приказов, которыми устанавливаются какие-то правила, положения, инструкции…

Приказ – это нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам, к компетенции исполнительных органов государственной власти в Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Официальное нормативное толкование нормативных правовых актов Воронежской области – это разъяснение смысла правовой нормы с целью исключения неправильного применения правовой нормы, либо разрешения споров о понимании действительного смысла правовой нормы.

Нормативное правовое регулирование со стороны исполнительных органов государственной власти, например, в Воронежской области, осуществляется на основе административного регламента «Осуществление нормативно-правового регулирования на территории Воронежской области», то есть это является государственной функцией.