logo search
TGP

51. Формы и виды правотворчества.

Правотворчество осуществляется двумя социальными институтами:

- Государством в лице государственных органов и их должностных лиц;

- Гражданским обществом и его отдельными субъектами.

Виды правотворчества как гражданского общества, так и государства можно классифицировать по различным критериям. Основной вид правотворчества - правотворчество государственных органов и должностных лиц.

Виды правотворчества государства по юридической силе актов:

1. Законодательная деятельность, т.е. деятельность, связанная с подготовкой и принятием законодательных актов (законотворчество).

В правотворчества Украине главную роль играет законодательный орган - Верховная Рада. Она имеет монопольную законотворческую компетенцию, то есть исключительное право на принятие законов и круг полномочий относительно их принятия, предусмотренные Конституцией и другими законами, ее законотворчество - ведущая часть правотворчества и основной конституционно-правовой формы принятия законов государством;

2. Подзаконная правотворческая деятельность, т.е. деятельность, связанная с подготовкой и принятием подзаконных актов (подзаконная правотворчество).

Правотворчество других государственных органов Украины (правотвор-чисто занимаются практически все государственные органы) осуществляется на основании и в соответствии с действующими законами, принятыми Верховной Радой.

Напомним, что юридическая сила принимаемых государственными органами нормативно-правовых актов зависит от уровня и объема их полномочий, которые определяются местом, которое посидаеться в системе органов государства (Президент, Кабинет Министров, министерства, ведомства, главы государственных администраций на местах и ​​др.)..

Формы участия государства в правотворчестве

непосредственное правотворчество

санкционированное правотворчество

общая правотворчество

делегирована правотворчество

- Издание нормативно-правовых актов органами государства и уполномоченными на то должностными лицами

- Санкционирование актов, принятых ор-зациями (коммерческими и некомерций-ными) предварительное разрешение их издания

совместное принятие нормативного акта (нормативные соглашения)

- Делегирование правотворческих полномочий высшего органа государства ниже

Непосредственное правотворчество государства - основная, которая заключается в выработке и принятии новых правовых актов. Другие проявления правотворчества государства (поправка, отмены, систематизация) имеют вспомогательное значение для формирования системы права.

Санкционированная правотворчество заключается в утверждении актов, принятых организациями гражданского общества - неправительственными объединениями: общественными (партиями, профсоюзами и др.). И коммерческими (акционерными обществами и др.)., Или в предварительном разрешении по их издания.

Общая правотворчество (нормативные соглашения) - акты заключаются на отраслевых, профессиональных и местном, территориальном уровнях. Например, совместные акты органов государства и негосударственных объединений; нормативные соглашения между различными субъектами права: профсоюзами, уполномоченными работниками, представительными органами, органами исполнительной власти и др.. Нормативные соглашения все шире используются в правотворческой практике Украины.

Делегирована правотворчество - издание нормативно-правового акта по поручению, которое следует из закона, или по прямому поручению одного (высшего) органа государства другому (ниже) с сохранением определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа по реализации делегированных полномочий.

Государственные органы могут делегировать правотворческие полномочия общественным объединениям (например, передать профсоюзам функции социального страхования). При этом нормы, создаваемые гражданскими объединениями, приобретают качеств и свойств правовых норм, которые охраняются государством.

Признаки делегированной правотворчества:

1. Делегирована правотворчество заключается в предварительном разрешении органа государства другому органу (или организации) издавать нормативно-правовые акты по регулированию отношений, входящих в предмет ведения первого.

2. Делегируются только отдельные полномочия, в результате чего происходит временное расширение полномочий органа, которому они делегируются.

3. Делегирование полномочий возможно в определенное время или без указания сроков. При делегировании полномочий на определенный срок не требуется издание правового акта, что отзывает полномочия: они прекращаются автоматически. При делегировании без за-

значение сроков полномочия могут быть отозваны в любое время по решению органа, который делегирует.

4. Делегировать полномочия может только высший орган ниже,

5. Делегироваться полномочия могут органом в пределах его компетенции (не может передать больше полномочий, чем имеет сам, и не может передать те полномочия, которых не имеет).

6. Делегирование полномочий происходит в форме письменного компетенционный акта.

7. Орган, делегирует, обязательно сохраняет контроль за осуществлением делегированных полномочий.

Делегирования парламентом законодательных полномочий другим ветвям власти Конституцией Украины не предусмотрено. В некоторых странах романо-германского и англо-американского права имеет место делегирования законодательных полномочий парламентом правительству (такое делегирование конституционно закрепленным). В этом случае законодательный акт, подготовленный органом, которому делегированы такие полномочия, подлежит утверждению органом, делегирует,-парламентом (например, ордонансы во Франции).

Примеры делегированной правотворчества в Украине:

1. 18.11.1992 г. Верховной Радой Украины был принят Закон "О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования" с "целью оперативного решения вопросов, связанных с проведением рыночной реформы".

2. Согласно Конституции Украины Верховная Рада делегирует Президенту до 28.07.1999 г. право на издание утвержденных Кабинетом Министров и скрепленных подписью премьер-министра нормативных указов по экономическим вопросам, неурегулированных законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду (см. об этом раздел XV Конституции Украины);

3. Согласно Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада АРК и Совет министров АРК могут выполнять делегированные соответствии с Конституцией Украины исполнительные государственные функции и полномочия на территории АРК. Нормативно-правовые акты по вопросам выполнения делегированных полномочий должны приниматься согласно Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины и во их исполнение (ст. 28 Конституции АРК и др.)..

По функциональному назначению различают:

- Текущую правотворчество - связанную с первичным регулированием общественных отношений, восстановлением правовых норм и заполнением пробелов;

- Правотворчество для систематизации нормативных актов-систематизированную, главным образом кодификационные правотворчество.