logo search
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 2. Источники коммерческого права

Понятие и виды источников коммерческого права. Поскольку предпринимательская деятельность опосредуется как отношениями гражданского права (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения торгового характера, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников), так и отношениями публичного права (отношения по публичной организации предпринимательской деятельности), то и источниками коммерческого права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования предпринимательской деятельности.

Источниками коммерческого права являются: нормативные правовые акты; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; обычаи делового оборота; судебная практика и доктрина. Рассмотрим их подробнее.

В качестве источников коммерческого права выступают те нормативные правовые акты, в которых выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Эти особенности могут выражаться в разных нормативных правовых актах:

Выбор того или иного варианта систематизации коммерческого законодательства зависит от воли и интересов законодателя, формирующего эту систему, с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений в данной сфере.

Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в России находят выражение непосредственно в ГК (п. 1 ст. 2) и ряде специальных законов: об акционерных обществах, о производственных кооперативах, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о лицензировании предпринимательской деятельности, о приватизации государственного и муниципального имущества, о конкуренции, о рынке ценных бумаг, о банках и др.

Таким образом, в отличие от системы права, система законодательства в значительной степени - явление субъективное. Субъективны и элементы этой системы - отрасли законодательства, так как тексты составляющих их нормативных актов компонуются законодателем произвольно, исходя из практической целесообразности. Законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по отраслевой природе нормы права (частного и публичного), чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их. Именно в этом заключается предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов.

В большинстве нормативных актов содержатся нормы разных отраслей права, ни одни из которых явно не преобладают количественно (например, законы о рынке ценных бумаг, о банках, о банкротстве и др.). Такие нормативные акты являютсякомплексными. Комплексными являются также нормативные правовые акты, которые содержат нормы преимущественно одной отрасли права (их называют отраслевыми), например, гражданский и уголовный кодексы, поскольку в каждом из них можно обнаружить некоторые нормы (либо их учет) иной отраслевой принадлежности. Так, в ГК прямо содержатся нормы публичного права, предписывающие частным лицам действовать с учетом публичных интересов, например, осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности только на основании лицензии (п.1 ст.49).

Можно сделать вывод, что в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода (таких отраслей всего две: частное право и публичное право), отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, составляющие ту или иную отрасль законодательства, всегда включают в себя нормы разных отраслей права: частного и публичного. Данный вывод в полной мере распространяется на коммерческое законодательство, тем самым и определяется его природа как комплексного законодательства.

Отраслей законодательства может быть сколько угодно много, вплоть до банно-прачечного законодательства, но такой отрасли права не существует. То, что за последние десятилетия приобрело устойчивое название отраслей права (государственное, гражданское, трудовое, налоговое, административное, уголовное, процессуальное и т. д.), по существу являются не отраслями права, а отраслями законодательства. Каждая из них представлена системой комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы частного и публичного права, направленных на регулирование разнородных общественных отношений в соответствующей сфере общества: экономике, социальной сфере, управлении, обороне и т. д.

Коммерческое (предпринимательское) законодательство - это совокупность нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления, так и публичной организации. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании предпринимательских отношений и отношений, связанных с публичной организацией предпринимательской деятельности.

Нормы права, регулирующие предпринимательские отношения, т. е. частные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием), составляют коммерческое право как подотрасль гражданского права (частное коммерческое право). Особенности частноправового регулирования предпринимательских отношений воплощены в специальных статьях и главах ГК, а также в специальных нормативных актах, например, в Законе об акционерных обществах. В процессе правоприменения специальным правилам отдается предпочтение перед общими правилами. Общие правила и институты ГК применяются субсидиарно, т. е. когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано специальными нормами ГК или иного нормативного акта.

Нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с публичной организацией предпринимательской деятельности (отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и государственными органами), составляют, условно говоря, публичное коммерческое право как составную часть публичного права. Сюда можно отнести все нормы о государственном регулировании, контроле и надзоре в сфере предпринимательства14.

В юридической науке активно обсуждается проблема кодификации коммерческого (предпринимательского) законодательства. Сторонники принятия Торгового кодекса предлагают объединить в нем нормы частного и публичного права и тем самым обеспечить стыковку публичных и частных правоотношений, складывающихся в сфере предпринимательства. При этом одни ведут речь о едином отраслевом кодексе (сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли права), другие – о кодексе как комплексном нормативном акте, который вобрал бы в себя нормы разных отраслей права.

Известно, что наряду с отраслевыми кодексами возможно формирование комплексных кодексов, регулирующих разными методами разнородные отношения, возникающие в связи с определенным видом деятельности. Комплексный характер носят, например, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ. Кодекс торгового мореплавания РФ и ряд других. В таких кодексах регулируется определенная деятельность (сфера), где возникают отношения разного рода (гражданские, административные и др.).

Таким образом, если речь идет о принятии Торгового кодекса в развитие Гражданского кодекса, то это возможно, хотя, на наш взгляд, нецелесообразно. Стыковка частных и публичных отношений, складывающихся в сфере предпринимательства, вполне обеспечивается и в настоящее время специальными законами, принятыми в развитие ГК и регламентирующими статус различных коммерческих организаций, различные виды и сферы предпринимательской деятельности. Если же собрать нормы всех этих законов в один Торговый кодекс, получим более сложную систему коммерческого законодательства. Наряду с ГК и Торговым кодексом по-прежнему будут действовать многие специальные законы. А это означает, что процесс правоприменения (как, впрочем, и правотворчества) еще более усложнится: придется устанавливать соотношение не только ГК и специальных законов в сфере предпринимательства, но и каждого из них - с Торговым кодексом как специальным кодифицированным законом, связывающим ГК и другие специальные законы в сфере предпринимательства.

Если же речь идет о Торговом кодексе, исключающем субсидиарное применение норм ГК, то его принятие недопустимо. Это приведет к разрушению принципа единства правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст.2 ГК), со всеми вытекающими отсюда последствиями, хорошо известными нам из советского прошлого.

Источниками коммерческого права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК являются составной частью российской правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, а международные договоры РФ - в результате их трансформации, т. е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора РФ или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5, 6 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”15).

Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутренним законодательством, применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ. В соответствии с распространенной точкой зрения данное положение представляет собой правило, с помощью которого разрешается коллизия между двумя внутригосударственными нормами. Одна из них - какое-либо правило, содержащееся во внутреннем законодательстве, а вторая - исключение из него, вытекающее из общепризнанных принципов и норм международного права или заключенного государством международного договора. Именно этой второй норме отдается предпочтение, за ней признается более высокая юридическая сила16.

Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и применяется современное российское законодательство и, в частности, ГК.

Большую роль в регулированиикоммерческих отношений играют обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

  1. это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

  2. это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на Международные правила толкования коммерческих терминов (ИНКОТЕРМС), Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), Унифицированные правила по договорным гарантиям и иные подобные документы17, делающие правила, содержащиеся в указанных документах, частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. Также из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;

  3. это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В п. 1 ст. 13 АПК РФ установлено, что арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.

Вопрос о роли судебной практики как источника права, по меньшей мере, спорен18. Превалирует обоснованная, на наш взгляд, точка зрения, что суд не создает правовых норм, это прерогатива законодательной ветви власти. В то же время, постановления высших судебных инстанций всегда имели важное значение для формирования единообразной правоприменительной практики и рассматривались как акты судебного толкования норм права.

В последнее время ситуация меняется, роль и значение актов высших судебных инстанций повышается. Так, постановления Конституционного Суда РФ, безусловно, имеют правообразующее значение. Их юридическая сила такова, что они действуют непосредственно, являются окончательными, вступают в силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Для сферы международного коммерческого права процессуальным законодательством закреплен принцип толкования и применения иностранного права российскими судами так, как оно толкуется и применяется в соответствующем иностранном государстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 АПК РФ при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Из указанной нормы следует, что источником праваможет являться также доктрина, т. е. общепризнанный научный взгляд по поводу решения какого-либо правового вопроса.

Нормативно-правовой режим предпринимательства. Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует понимать соответствие нормативно-правовых форм (законодательства) природе предпринимательства и опосредующих его общественных отношений. Предпринимательство относится к той сфере общества, где определяющим является свобода (свобода предпринимательства). Поскольку нормативно-правовой режим предпринимательства определяется природой предпринимательства, нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя.

Правовое регулирование предпринимательских отношений, хотя и не лишено императивных начал, характеризуется преимущественно диспозитивными правилами, отсутствием детальной регламентации отношений, т. е. отражает общедозволительное начало в правовом регулировании предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства, наоборот, характеризуется детальностью регламентации правил поведения участников властных отношений (например, налогового органа и предпринимателя-налогоплательщика); в регулировании превалируют императивные нормы, важное значение приобретают юридические (административные, процессуальные) процедуры. Все это отражает разрешительное начало в правовом регулировании управленческой деятельности.

В той мере, в какой коммерческое законодательство создает юридические возможности для экономической свободы предпринимателя и насколько строго оно определяет компетенцию публичных органов, оно способствует решению задачи формирования гражданского общества и построения правового государства.

Практическое значение теоретических положений о различии нормативно-правовых режимов предпринимательской и управленческой деятельности заключается в том, что они могут быть использованы и должны использоваться в процессе совершенствования законодательства и практики его применения, формирования современного юридического мышления людей, прежде всего, тех, кто занимается законотворчеством в сфере предпринимательства, организацией исполнения законов в этой сфере и разрешением предпринимательских споров.

Правильное определение нормативно-правового режима деятельности позволяет установить общее направление развития законодательства и наиболее адекватно отразить объективно существующую систему права, выработать концепцию того или иного проектируемого нормативного акта, использовать соответствующий юридический инструментарий (правовые средства, конструкции, механизмы). Определение того, какое начало регулирования (общедозволительное или разрешительное) должно использоваться при разработке нормативного акта, и есть первый шаг при переводе социально-экономических требований на юридический язык. Именно это определяет стратегию правового регулирования в обществе.

Наиболее рельефно нормативно-правовой режим предпринимательства проявляет себя в структуре коммерческого законодательства, благодаря которой можно увидеть, какое соотношение нормативных актов в наибольшей степени обеспечивает необходимый режим регулирования. В этой связи классификация нормативных актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.

Законы и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов коммерческого законодательства по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон (lex superior derogat legi inferior). Например, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (п. 2 ст. 13 АПК РФ).

Признание верховенства законов, их определяющей роли в системе источников коммерческого права приводит к выводу о необходимости активного использования законов для регулирования коммерческих отношений. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.

Среди федеральных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15), в которой содержатся основные нормы жизни общества: об основных правах и свободах личности, о взаимоотношениях личности и государства; о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции содержатся также нормы, направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства. Так, ст. 8 гласит, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Стержнем частного права является ГК, который гарантирует предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности. Вокруг ГК группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК (п. 2 ст. 3). ГК РФ состоит из трех частей, в каждой из которых, а также в отдельных разделах и главах, наряду с общими нормами, содержатся специальные нормы, направленные на регулирование отношений между предпринимателями или с их участием.

В часть первую ГК включены положения, определяющие понятие предпринимательской деятельности, положения об индивидуальных предпринимателях и коммерческих организациях, о коммерческом представительстве, о праве хозяйственного ведения, об особенностях заключения, изменения и расторжения договоров и исполнения обязательств в сфере предпринимательства. В развитие части первой ГК приняты федеральные законы об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах, о производственных кооперативах, о банкротстве, о приватизации, о рынке ценных бумаг и ряд других.

Часть вторая ГК посвящена отдельным видам обязательств, включая обязательства в сфере предпринимательства, В частности, здесь регламентируются такие обязательства в сфере предпринимательства как поставка, контрактация, энергоснабжение, финансирование под уступку денежного требования, финансовая аренда, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия и другие.

Часть третья ГК включает два раздела – «Наследственное право» и «Международное частное право», - в которых содержатся специальные положения, рассчитанные на регулирование предпринимательских отношений: о доверительном управлении наследственным имуществом (предприятием, долей в уставном капитале и т. д.); о наследовании предприятия и прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах; о требованиях к форме и содержанию внешнеторговых сделок; о применимом праве при создании коммерческих организаций с участием иностранного капитала и др.

Готовится принятие части четвертой ГК, в которой будут сосредоточены нормы права интеллектуальной собственности. Несомненно, среди норм права интеллектуальной собственности найдут отражение положения об особенностях коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности.

Динамика общественной жизни, включая экономику, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, законы внешнеторговой деятельности, об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции, об инвестиционной деятельности и многие другие.

В соответствии со ст.76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. При этом, законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон. В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции отнесла к ведению РФ гражданское (включая коммерческое в части норм гражданского права) и арбитражно-процессуальное законодательство. Тем самым обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Ими регулируются вопросы организационного характера, направленные на обеспечение исполнения законов. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. 

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена. Ведомственные нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Завершая характеристику вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных актов, необходимо отметить, что в настоящее время ощутимо проявляет себя тенденция к увеличению роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности. Законы должны иметь прямое действие и лишь по необходимости отсылать к подзаконным актам. Пока, к сожалению, не все законы отличаются этим качеством. Существует немало законов, применение которых по-прежнему обусловлено подзаконными правовыми актами (положениями, инструкциями, приказами и т.п.). Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

При этом следует иметь в виду, что детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, ограничены рамками закона. Что же касается деятельности предпринимателей, то здесь необходимо детально определить обязанности предпринимателей перед обществом, которые корреспондируют компетенции органов публичной власти (например, обязанности налогоплательщика). Права же предпринимателей должны определяться не по перечневому методу (хотя это допустимо), а по принципу «можно все, что не запрещено законом».

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на акты централизованного регулирования, принятые теми или иными публичными органами, и локальные акты. В свою очередь, нормативные акты централизованного регулирования подразделяются на акты федеральных органов власти; акты органов власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой компетенции в федеративном государстве.

Наблюдаемая здесь тенденция неустойчива и противоречива. С одной стороны, это, имевшее место особенно в 90-е годы прошлого века, перераспределение компетенции в регулировании общественных отношений в направлении “сверху вниз”, в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях развития регионального самоуправления. С другой стороны, это, набирающая силу в настоящее время, тенденция к централизации регулирования, выстраиванию «вертикали власти».

Коммерческое законодательство в части норм гражданского права, как отмечалось выше, относится к сфере ведения Федерации. Интернационализация экономической жизни, как одна из главных тенденций, ведет к созданию единого мирового рынка товаров, капиталов, услуг и соответственно вызывает необходимость унификации правового регулирования отношений в сфере экономики. На региональном уровне подобные процессы происходят в Европе, Северной Америке и ряде других регионов. Создание единого рыночного пространства необходимо также в рамках СНГ, не говоря уже о России.

Локальные акты, являясь нормативными правовыми актами, закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о структурных подразделениях юридического лица, правила внутреннего распорядка и другие акты, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения коммерческих организаций. Их не следует смешивать с индивидуально-правовыми локальными актами, например, с приказами руководителя организации об увольнении кого-либо с работы19.

В коммерческой организации могут быть приняты любые решения, в том числе нормативного характера, если они не противоречат нормативным актам централизованного регулирования. Поэтому локальное нормотворчество - это сфера самоуправления коммерческой организации. Наблюдаемая здесь тенденция заключается в постоянном расширении сферы локального нормотворчества и соответственно сужении сферы централизованного регулирования предпринимательской деятельности, в закреплении в актах централизованного регулирования лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству, составляющих объективно-правовые границы свободы предпринимательства.

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать: а) императивные требования актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет (например, требования к уставу АО - ст.98 ГК); б) распределение нормотворческой компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в АО - ст.103 ГК).

В разработке локальных нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера. Названные примерные акты не следует смешивать с типовыми договорами, положениями и т. п., издаваемые Правительством РФ и являющиеся обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК).

Актами локального правотворчества являются также договоры, учитывающие индивидуальные интересы сторон. Границы договорного регулирования (воли сторон) определены нормативными актами централизованного регулирования (государственной волей), но в пределах этих границ воля участников не только определяет те условия, которые им необходимы, но и осуществляет регулятивный процесс локального правотворчества: избирается определенный вариант решения, скрепленный соглашением сторон (ст. 421, 422 ГК).

По своему назначению нормативные правовые акты коммерческого законодательства подразделяются на общие и специальные. Такое подразделение нормативных актов отражает по существу соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня, например, норм гражданского права в ГК и Законе о банкротстве; норм процессуального права в АПК и Законе о банкротстве и т. п.

Общие нормативные акты закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей регулируемых отношений. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования соответствующих отношений. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (ст. 48), статус коммерческой организации - в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества - в специальной норме ст. 96 ГК и в специальном нормативном акте - Законе об акционерных обществах.

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные заключается в том, что специальным актам (специальным нормам) в процессе правоприменения отдается приоритет (lex speciali derogate generali). Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.

Между общим и специальным законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

В то же время общее законодательство более стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п. Специальное законодательство более изменчиво, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Его нормы более конкретны, отражают экономическую политику данного периода развития общества20. Хронологические противоречия быстро меняющегося законодательства устраняются на основе коллизионного принципа lex posterior degorat prior (приоритетом обладает закон, принятый позже).

Отмечая изменчивость специального законодательства, следует подчеркнуть, что в то же время предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативные правовые формы - законы. В настоящее время первостепенное значение имеет не столько дифференциация законодательства (хотя это и необходимое условие его эффективности, поскольку учитываются особенности правового регулирования), сколько его унификация.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность (в том числе законов, которые порой принимаются по каким угодно поводам) практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей роли государства, его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, сужении самостоятельности субъектов частного права. Унификация же законодательства ведет к укрупнению нормативных актов и упрощению структуры законодательства и, тем самым, - к установлению общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни.