logo search
Диск для курсовой работы на тему Правовые аспекты донорства крови и ее компонентов / Дополнительная литература / 04 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Переченьпрофессий с отнесением их к группам производственных процессов

┌───────┬────────────────┬────────────────────┬──────────┬──────────────┐

│Группа │ Санитарная │ Расчетное число │ Тип │ Специальные │

│произ- │ характеристика │ человек │гардероб- │ бытовые │

│водст- │производственных├────────┬───────────┤ных, число│ помещения и │

│венных │ процессов │ на 1 │ на 1 кран │отделений │ устройства │

│процес-│ │душевую │ │шкафа на 1│ │

│ сов │ │ сетку │ │ чел. │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 1 │Процессы, │ │ │ │ │

│ │вызывающие │ │ │ │ │

│ │загрязнение │ │ │ │ │

│ │веществами 3-го│ │ │ │ │

│ │и 4-го классов│ │ │ │ │

│ │опасности: │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 1а │только рук │ 25 │ 7 │Общие, 1│ - │

│ │ │ │ │отделение │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 16 │тела и│ 15 │ 10 │Общие для│ - │

│ │спецодежды │ │ │отделения │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 1в │тела и│ 5 │ 20 │Раздель- │Химчистка или│

│ │спецодежды, │ │ │ные, по 1│стирка │

│ │удаляемое с│ │ │отделению │спецодежды │

│ │применением │ │ │ │ │

│ │специальных │ │ │ │ │

│ │моющих средств │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 2 │Процессы, │ │ │ │ │

│ │протекающие при│ │ │ │ │

│ │избытках явного│ │ │ │ │

│ │тепла или│ │ │ │ │

│ │неблагоприятных │ │ │ │ │

│ │метеорологичес- │ │ │ │ │

│ │ких условиях: │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 2а │при избытках│ 7 │ 20 │Общие, 2│Помещения для│

│ │явного │ │ │отделения │охлаждения │

│ │конвекционного │ │ │ │ │

│ │тепла │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 2б │при избытках│ 3 │ 20 │ То же │ То же │

│ │явного лучистого│ │ │ │ │

│ │тепла │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 2в │связанные с│ 5 │ 20 │Раздель- │Сушка │

│ │воздействием │ │ │ные, по 1│спецодежды │

│ │влаги, │ │ │отделению │ │

│ │вызывающей │ │ │ │ │

│ │намокание │ │ │ │ │

│ │спецодежды │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 2г │при температуре│ 5 │ 20 │Раздель- │Помещения для│

│ │воздуха до 10°С,│ │ │ные, по 1│обогрева и│

│ │включая работы│ │ │отделению │сушки │

│ │на открытом│ │ │ │спецодежды │

│ │воздухе │ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 3 │Процессы, │ │ │ │ │

│ │вызывающие │ │ │ │ │

│ │загрязнение │ │ │ │ │

│ │веществами, │ │ │ │ │

│ │обладающими │ │ │ │ │

│ │стойким запахом:│ │ │ │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 3а │только рук │ 7 │ 10 │Общие, 1│ - │

│ │ │ │ │отделение │ │

├───────┼────────────────┼────────┼───────────┼──────────┼──────────────┤

│ 3б │тела и│ 3 │ 10 │Раздель- │Химчистка, │

│ │спецодежды │ │ │ные, по 1│искусственная │

│ │ │ │ │отделению │вентиляция │

│ │ │ │ │ │мест хранения│

│ │ │ │ │ │спецодежды; │

│ │ │ │ │ │дезодорация │

├───────┼────────────────┼────────┴───────────┴──────────┴──────────────┤

│ 4 │Процессы, │В соответствии с требованиями ведомственных│

│ │требующие особых│нормативных документов │

│ │условий по│ │

│ │соблюдению │ │

│ │чистоты или│ │

│ │стерильности при│ │

│ │изготовлении │ │

│ │продукции │ │

└───────┴────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

Примечание к таблице. При сочетании признаков различных групп производственных процессов тип гардеробных, число душевых сеток и кранов умывальных следует предусматривать по группе с наиболее высокими требованиями, а специальные бытовые помещения и устройства - по суммарным требованиям.

Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 м2 на каждого посетителя или 1,65 м2 на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 м2. Комната приема пищи должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При числе работающих до 10 человек в смену вместо комнаты приема пищи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 м2 для установки стола для приема пищи.

Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

1. Гарантии охраны труда отдельным категориям работников установлены нормами ТК РФ, в частности: работа в ночное время (ст. 96), работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа) (ст. 99), перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254), гарантии работникам при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259), запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (ст. 268), работа вахтовым методом (ст. 298).

Отдельные гарантии охраны труда определены также в ст. 8 и 23 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Работодатель обязан соблюдать указанные ограничения в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162; Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163; Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7; Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105; Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года, утв. постановлением НКТ СССР от 11 декабря 1929 г. N 376, а также в соответствии с ГОСТ 12.1012-90 "Вибрационная безопасность" и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН N 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ", утв. Главным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.

3. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утв. постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56.

Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

1. Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда устанавливается Правительством РФ, которое возложило эту обязанность на Минтруд России.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

Обучение по охране труда является одним из направлений профилактической работы по охране труда. Наличие квалифицированного персонала в организации - одно из важнейших условий обеспечения безопасности труда на производстве, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

На это направлен Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Минтрудом России совместно с Минобразования России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 919.

Порядок устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

Действие Порядка распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации независимо от их организационно-правовых форм.

Такое обучение могут организовывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти по труду субъектов РФ и сами организации. При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации должны разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие порядки.

Порядок определяет контингент обучаемых, перечень вопросов для обучения и проверки знаний по охране труда, состав, задачи и функции комиссии по проверке знаний, утверждает содержание и формы протокола заседаний комиссии по проверке знаний по охране труда работников организаций и удостоверения для прошедших обучение.

2. Обучению и проверке знаний подлежат:

работники организаций, в том числе ее руководитель;

члены комитетов (комиссий) по охране труда организаций;

уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда;

специалисты по охране труда органов местного самоуправления;

педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, связанные с преподаванием дисциплин "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и производств", а также с организацией и руководством производственной практикой.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года.

Обучающие организации одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда могут проводить обучение и аттестацию работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке, утвержденном ими совместно с Минтрудом России.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда в целом по организации возлагается на руководителя организации, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) - на руководителя подразделения.

Непосредственно перед проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка в целях углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда.

В состав комиссии по проверке знаний требований по охране труда работников организаций могут быть включены руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты, государственные инспекторы по охране труда, представители соответствующего профсоюзного органа, органов управления охраной труда, в случаях проверки знаний требований охраны труда совместно с другими надзорными органами - представители этих органов. Участие представителей сторонних организаций в комиссии по проверке знаний должно быть только по согласованию с ними. Члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия.

Комиссии по проверке всех уровней состоят из председателя, секретаря и членов комиссии. Проверку знаний требований охраны труда комиссия может проводить в составе не менее 3 человек.

Работа комиссии по проверке знаний требований по охране труда осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации. Лица, проходящие проверку знаний требований охраны труда, должны быть ознакомлены с графиком ее проведения.

Проверка знаний требований по охране труда руководителей и специалистов организаций проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным правовым актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

Перечни конкретных вопросов для работников организаций негосударственных форм собственности разрабатываются комиссиями обучающих организаций, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний требований по охране труда, или комиссиями этих организаций.

Обучающие организации получают разрешение в соответствии с Примерным порядком выдачи разрешений на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, утв. постановлением Минтруда России от 8 декабря 1994 г. N 76.

Отраслевым обучающим организациям, определенным в качестве базовых для обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда, выдает разрешение на обучение и проверку знаний Минтруд России при наличии положительного заключения органа исполнительной власти по труду субъекта РФ.

Обучающие организации проводят обучение по охране труда, как правило, в объеме типовых программ, утвержденных Департаментом условий и охраны труда Минтруда России.

Формы и методы обучения по охране труда могут быть различными, включая использование модульной, компьютерной систем обучения в сочетании с обязательным использованием лекционной системы, проведением "круглых столов", бесед и т.д.

Результаты проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций оформляются протоколами, которые подписываются председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, и сохраняются до очередной проверки знаний.

Лицам, успешно прошедшим проверку знаний требований по охране труда, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, заверенные печатью предприятия, выдавшего удостоверение.

Руководители и специалисты предприятий, не прошедшие проверку знаний требований по охране труда, обязаны в срок не позднее 1 месяца пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов организаций, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем организации в установленном порядке.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории Российской Федерации, в том числе для работников, находящихся в командировке.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций проводится по программам, разработанным и утвержденным организациями или обучающими организациями, имеющими разрешение Минтруда России, федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти по труду субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда работников организаций разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

3. Контроль за проведением обучения и проверкой знаний требований по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Минтруд России выдал разрешение на проведение обучения по охране труда 130 отраслевым обучающим организациям, определенным в качестве базовых для обучения по охране труда и проверке знания требований по охране труда работников. В регионах такие разрешения от органов исполнительной власти по труду субъектов РФ получили около 1900 обучающих организаций.

4. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Этот вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листке. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.

Кроме того, по характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по охране труда по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий и видов работ:

со всеми работниками, вновь принятыми в организацию и переводимыми из одного подразделения в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;

со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Все работники после первичного инструктажа в течение первых 2-14 рабочих смен (в зависимости от характера работы) должны пройти стажировку по безопасным приемам и методам работы (ГОСТ 12.0.004-90).

Повторный инструктаж проходят все работники, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, не реже чем через 6 месяцев.

Однако сроки проведения инструктажа может устанавливать руководитель по согласованию с органами государственного надзора в зависимости от характера выполняемой работы. Прохождение инструктажа обязательно фиксируется в журнале, что подтверждается подписями инструктируемого и лица, проводившего инструктаж.

Внеплановый инструктаж должен осуществляться:

при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций, а также изменений к ним;

при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести к травме или профессиональному заболеванию, чрезвычайным ситуациям;

по требованию органов надзора;

при перерывах в работе (в 30 и 60 дней).

Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ.

Целевой инструктаж необходим:

при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности;

при привлечении к ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий и т.д.;

при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и в необходимых случаях - в наряде-допуске.

5. При повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников организации содержание вопросов по охране труда должно составлять не менее 10% от общего объема программ.

Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматриваются обучение по охране труда и проверка знаний требований по охране труда отдельных категорий застрахованных в порядке, определенном Правительством РФ.

В настоящее время завершена апробация проекта Порядка направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных по поручению Правительства РФ в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти по труду субъектов РФ на основе соглашений между Минтрудом России, Фондом социального страхования РФ и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. Согласно проекту Порядка отдельными категориями застрахованных являются:

работники служб охраны труда, в том числе руководители этих служб;

члены комитетов (комиссий) по охране труда организаций;

уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Расходы на обучение этих категорий застрахованных несет Фонд социального страхования РФ, расходы по сохранению среднего заработка, а также расходы по проезду, проживанию и суточные - работодатель.

6. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

С введением Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ТК РФ в стране заложена основа для создания системы непрерывного образования в области безопасности и охраны труда по таким направлениям, как:

организация обучения по охране труда, начиная с образовательных учреждений начального общего, основного общего и профессионального образования;

обеспечение профессиональной подготовки специалистов по охране труда в образовательных учреждениях.

Разрабатываются и издаются соответствующие учебные пособия и программы обучения.

Две специальности в системе высшего профессионального образования готовят специалистов по охране труда: специальность "Безопасность жизнедеятельности" и "Безопасность технологических процессов и производств".

В Академии охраны труда Московского государственного социального университета при Минтруде России факультет "Социальное управление охраной труда" готовит студентов начиная с 2000 г. по специальности "Менеджер по охране труда".

Таким образом, система обучения и проверки знаний требований по охране труда на сегодня в России создана и действует, несмотря на имеющиеся недостатки, многие из которых связаны с трудностями экономического характера.

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда определен в соответствии со ст. 4-6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

В ст. 4 названного Федерального закона в числе основных направлений государственной политики в области охраны труда указано участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Это направление политики подтверждено также в ст. 5 полномочиями органов государственной власти разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета и в ст. 6 - полномочиями органов государственной власти субъектов РФ принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

В соответствии с вышесказанным в п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определено, что "финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления".

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Порядок использования средств от штрафов определен постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда".

Средства от штрафов распределяются в следующем порядке: 30% - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда; 40% - на текущий счет Минтруда России; 30% - Государственной инспекции труда.

Взыскиваемые средства используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.

Статьей 226 ТК РФ устанавливается, что "финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов".

3. В соответствии с ГК РФ (ст. 115) федеральное казенное предприятие - это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности.

Федеральное учреждение - организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (ст. 120 и 214 ГК РФ).

Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям (ст. 120), осуществляющим свою деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов РФ) на праве хозяйственного ведения (ст. 214, 294, 296). Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов РФ - на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин "бюджетные организации". Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен.

Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.

Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин "затраты на производство продукции (работ, услуг)", используемый в ст. 226 ТК РФ, является синонимом понятий "фактическая себестоимость" или "себестоимость готовой продукции". Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

4. Номенклатура мероприятий по охране труда приведена в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утв. постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11.

В ст. 226 ТК РФ выделен норматив финансирования мероприятий в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Определить, какие именно организации являются организациями, занимающимися эксплуатационной деятельностью, затруднительно, поскольку в нормативных правовых документах, классифицирующих виды деятельности, эксплуатационная деятельность не выделена. Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) подразделяет отрасли народного хозяйства в соответствии с функциями, выполняемыми ими в общей системе разделения труда. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) объекты классифицируются по видам экономической деятельности, видам продукции, видам услуг. Среди объектов классификации эксплуатационная деятельность не выделяется.

5. Толковые экономические словари определяют термин "эксплуатация" как использование земли, промышленных предприятий, основных средств, средств транспорта, объектов инфраструктуры. Такое толкование открывает широкое поле для понимания термина "эксплуатационная деятельность".

В более узком смысле применяют термин "эксплуатационная деятельность" в транспорте, понимая деятельность по перевозкам как эксплуатацию транспорта, например, железнодорожного или автодорожного. В этом случае эксплуатационные расходы на транспорте - это сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.

Термин "эксплуатация" используется в классификации статей расходов в бухгалтерском учете, относя к эксплуатационным расходам издержки производства, связанные с поддержанием в рабочем состоянии систем машин, оборудования, по калькуляционной статье затрат себестоимости "расходы на содержание и эксплуатацию оборудования". Поддержанием в рабочем состоянии машин, оборудования, т.е. эксплуатационной деятельностью, занимаются ремонтные службы (цеха, участки, мастерские).

К эксплуатационной деятельности относится эксплуатация инфраструктуры, например, деятельность предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

6. В ст. 226 ТК РФ также установлено, что "в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда.

Кроме того, в субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

В законах об охране труда, принимаемых в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе "Об охране труда в Пермской области" (принят Законодательным Собранием Пермской области 25 июля 1997 г.) в ст. 20 "Фонды охраны труда" указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут образовываться фонды охраны труда. Областной фонд охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В областной фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету

1. Несчастные случаи на производстве расследованию и учету подлежат в соответствии с гл. 36 ТК РФ, т.е. в данном случае эта глава прямого действия.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 5 ТК РФ). Таким образом, правовые нормы, касающиеся расследования и учета несчастных случаев на производстве, содержащиеся в ТК РФ, имеют преимущественное значение перед теми, что имеются в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789.

2. Перечень лиц, на которых распространяется действие статей, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, следует рассматривать исходя из контекста других глав ТК РФ.

В общем случае нормы трудового права (в том числе охраны труда - ст. 5) обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основе трудового договора (ст. 11). Кроме того, они распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен, является основанием возникновения трудовых отношений (ст. 16).

3. Нормы трудового права и, в частности, статей ТК РФ, касающихся расследования и учета несчастных случаев на производстве, не распространяются (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) на:

военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

других лиц, если это установлено федеральным законом.

Трудовым кодексом РФ (ст. 198) предусмотрено, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение. Ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.

4. В соответствии со ст. 11 ТК РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и, следовательно, несчастные случаи с такими лицами подлежат расследованию и учету.

5. Важным моментом для понимания статей ТК РФ, касающихся расследования и учета несчастных случаев на производстве, является то, что в них не предусмотрено жесткой зависимости между расследованием комиссией несчастного случая и признанием этого случая несчастным случаем на производстве (со всеми вытекающими последствиями). В ст. 229 и 230 ТК РФ присутствует такое понятие, как "несчастный случай, не связанный с производством".

Статья 227 ТК РФ содержит указание на то, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. Таким образом, даже при наличии трудового договора с работодателем и нахождении работника на территории своей организации, но в свободное от работы время факт его травмирования или гибели может быть не признан несчастным случаем на производстве. Положения ст. 229 ТК РФ говорят, что на основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

6. В ст. 230 ТК РФ рассматриваются случаи, которые подлежат расследованию, но квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, это:

смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего, по заключению правоохранительных органов, признаки уголовно наказуемого деяния.

7. Трудовой кодекс РФ не ставит квалификацию несчастного случая на производстве в зависимость от наличия или отсутствия вины работодателя в данном несчастном случае.

В ст. 227 ТК РФ оговорены критерии, позволяющие отнести случай с работником к несчастному случаю на производстве. В общем виде внешнее воздействие должно послужить причиной ухудшения состояния здоровья работника, которое повлекло, в свою очередь, необходимость его перевода на другую работу (как правило, более легкую), временную или стойкую утрату им трудоспособности (листок временной нетрудоспособности, инвалидность) либо его смерть.

Кроме того, оговорены время и виды деятельности работника, при которых это должно произойти:

в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов); во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы;

при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Под "установленными перерывами" здесь следует понимать перерывы, включаемые в рабочее время. Это - короткие перерывы (перерыв, предусмотренный для работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях; перерыв для грузчиков, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, - ст. 109 ТК РФ; перерывы для женщин, имеющих детей до полутора лет, для кормления ребенка - ст. 258 ТК РФ и т.п.). В то же время перерыв для отдыха и питания, предоставляемый работнику в течение рабочего дня (смены), в рабочее время не включается. В соответствии со ст. 106 ТК РФ в это время работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может его использовать по своему усмотрению. Случай, происшедший с работником во время такого перерыва, следует расследовать, но он учитывается в зависимости от конкретных действий работника в это время. Если работник использовал перерыв по своему усмотрению, то полученная им травма (или смерть) может не являться несчастным случаем на производстве.

Время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка организации исходя из особенностей технологического процесса. Если это время не определено, то квалификация несчастного случая производится комиссией по расследованию данного случая исходя из того, чем занимался работник в данное время.

8. В ст. 227 ТК РФ перечисляются виды несчастных случаев на производстве, подлежащие расследованию и учету:

при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо наличном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора.

Распоряжение работодателя об использовании личного транспорта в производственных целях должно быть оформлено в письменном виде, в исключительных случаях устное распоряжение должно быть подтверждено свидетельскими показаниями.

При использовании личного транспорта в производственных целях при соответствующем договоре или распоряжении работодателя действие ст. 227 ТК РФ распространяется как на владельца транспорта, так и на пассажиров, которые направлялись на нем для выполнения служебного задания. Например, если личный транспорт использовался для перевозки товаров (и помимо водителя в нем находился экспедитор) или для доставки денег в сопровождении кассира;

при следовании к месту служебной командировки и обратно. Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Следование к месту командировки и обратно происходит по заданию работодателя. Поэтому вне зависимости от того, на каком виде транспорта перемещался работник, несчастный случай, происшедший с ним, подлежит расследованию. Время с момента отбытия в командировку и прибытия в пункт назначения, а также обратно из места командировки в организацию отмечается в командировочном удостоверении, маршрут и вид транспорта устанавливаются по проездным документам или свидетельским показаниям;

при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и др.).

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ). В то же время при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха работник хотя и не выполняет прямых трудовых обязанностей, однако вынужден находиться на рабочем месте, т.е. под контролем работодателя (в частности, по вопросам охраны труда);

при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время.

Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха. В период междусменного отдыха работник вынужден находиться в месте, отведенном ему работодателем, т.е. под контролем работодателя (в частности, по вопросам охраны труда);

при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Важным моментом в данном случае является тезис о том, что привлечение работника к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера должно осуществляться в установленном порядке, т.е. по распоряжению работодателя или уполномоченных на то органов. В зависимости от этого решается вопрос о порядке расследования и учета несчастного случая;

при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Под действиями, совершаемыми в интересах работодателя, подразумеваются, в частности, защита имущественных интересов работодателя при пожаре или ограблении, выступление от лица организации на спортивных соревнованиях и других мероприятиях и т.п.

9. Последний пункт ст. 227 ТК РФ устанавливает, что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Предусматривается направление сообщения о несчастном случае на производстве с застрахованным - страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 228 ТК РФ). Предусматривается составление дополнительного экземпляра акта о несчастном случае на производстве с застрахованным (ст. 230 ТК РФ) и направление этого акта вместе с материалами расследования в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Туда же направляются сообщения о несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом.

10. Все эти действия обусловлены Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В указанном Федеральном законе используются следующие основные понятия:

объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик;

застрахованный - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями п. 1 ст. 5 названного выше Федерального закона;

физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;

страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона;

страховщик - Фонд социального страхования РФ;

страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;

несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;

страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных;

обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;

профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях;

класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики;

профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;

степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

11. В Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" прямо указано, если при расследовании страхового случая комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.

При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.

Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

12. Застрахованный имеет право на:

обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;

обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в Государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;

защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;

бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством РФ, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;

обращение в профсоюзные или иные уполномоченные застрахованными представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

13. Застрахованный обязан:

соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;

извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в 10-дневный срок со дня наступления таких обстоятельств;

выполнять предусмотренные заключениями учреждений медико-социальной экспертизы рекомендации по социальной, медицинской и профессиональной реабилитации, своевременно проходить медицинские переосвидетельствования в установленные указанными учреждениями сроки.

14. Страхователь имеет право:

участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу;

требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу;

защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде.

Страхователь обязан:

своевременно регистрироваться (перерегистрироваться) у страховщика в качестве страхователя;

в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы;

исполнять решения страховщика о страховых выплатах;

обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда;

расследовать страховые случаи в порядке, установленном Правительством РФ;

в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику;

собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные этим учреждением сроки;

представлять в учреждение медико-социальной экспертизы заключения органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;

предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;

обучать застрахованных безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет средств страхователя;

направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством РФ;

своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации;

исполнять решения Государственной инспекции труда по вопросам предотвращения наступления страховых случаев и их расследования;

предоставлять застрахованному заверенные копии документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию;

разъяснять застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме;

сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу.

Страховщик обязан:

своевременно регистрировать (перерегистрировать) страхователей;

осуществлять сбор страховых взносов;

своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством РФ;

передавать федеральному органу исполнительной власти по труду средства для осуществления им мероприятий по обучению, предусмотренному подп. 12 п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и участвовать в осуществлении контроля за правильностью использования этих средств;

обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

исполнять решения Государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

контролировать деятельность страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных ст. 17 и 19 названного выше Федерального закона;

разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;

осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования;

обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат.

15. Схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве установлена в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве".

Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве

1. В настоящей статье использованы понятия: "групповой несчастный случай на производстве", "несчастный случай на производстве с тяжелым исходом", "несчастный случай на производстве со смертельным исходом".

К групповому несчастному случаю относится случай, при котором пострадали 2 и более человек. При этом степень тяжести несчастных случаев на данную квалификацию не влияет. Это могут быть 2 и более легко пострадавших работника. Могут быть двое и более погибших. Важно, что травмы или смерть пострадавших наступили в результате одного события (взрыва, ДТП, пожара и т.п.). При этом если последствия травмы у второго работника наступили, например, не сразу, а спустя некоторое время, то несчастный случай соответственно переходит в разряд групповых несчастных случаев на производстве со всеми вытекающими особенностями расследования и учета.

2. Несчастный случай относится к категории тяжелых несчастных случаев на производстве в соответствии со Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 мая 2005 г. N 352 "О предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статья 229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

1. При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом комиссию возглавляет государственный инспектор по охране труда.

Представители соответствующих федеральных надзоров являются членами комиссии и дают свое заключение о технических причинах аварии. При этом представители органов федерального горного и промышленного надзора России возглавляют комиссии по расследованию, если несчастные случаи упомянутых категорий произошли в подконтрольных Госгортехнадзору России организациях.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая на производстве в качестве полноправного члена комиссии. Доверенным лицом может быть член семьи, адвокат и любое другое лицо, имеющее доверенность от пострадавшего (либо его семьи в случае смерти пострадавшего), заверенную по установленной форме (в нотариальной конторе или работодателем в присутствии пострадавшего).

Представитель органа местного самоуправления включается в состав комиссии по расследованию несчастного случая по поручению органа исполнительной власти субъекта РФ.

2. На предприятиях с малой численностью, в фермерском хозяйстве и у работодателя - физического лица, где невозможно образовать комиссию из работающих в них представителей, расследование проводится по заявлению работодателя комиссией, сформированной местным органом исполнительной власти.

По решению председателя комиссии индивидуальный предприниматель может быть освобожден от проведения дорогостоящих экспертиз и других мероприятий. Объем мероприятий и перечень требуемых документов у работодателя - физического лица не должен превышать установленных для организаций.

3. Несчастные случаи, происшедшие с членами экипажа или пассажирами в результате летных происшествий в летно-транспортных подразделениях предприятий авиационной промышленности, а также и при испытании гражданских и военных пилотируемых летательных аппаратов, расследуются в соответствии и на основании материалов расследования летного происшествия, проведенного соответствующей комиссией в установленном в авиационной промышленности порядке.

4. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве (формы 1-9).

Форма 1. Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом).

Форма 2. Форма Н-1. Акт о несчастном случае на производстве.

Форма 3. Форма Н-1 ПС. Акт о несчастном случае на производстве.

Форма 4. Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом).

Форма 5. Заключение государственного инспектора труда.

Форма 6. Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица).

Форма 7. Протокол осмотра места несчастного случая.

Форма 8. Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах.

Форма 9. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

5. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" в целях реализации комментируемой статьи, постановления Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве" и пункта 5.2.68 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 утверждены:

Учетная форма N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" согласно приложению N 1;

Учетная форма N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" согласно приложению N 2;

Рекомендации по заполнению учетной формы N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" согласно приложению N 3;

Рекомендации по заполнению учетной формы N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" согласно приложению N 4.

Учетные формы N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести", N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" и рекомендации по их заполнению утверждены настоящим приказом и введены в действие в установленном порядке.

Статья 230. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет

При отсутствии у работодателя - физического лица печати его подпись на акте о несчастном случае на производстве заверяется нотариально.

Работодатель утверждает акт о несчастном случае на производстве непосредственно после подписания его членами комиссии.

При наличии у организации участков, отделений, филиалов, расположенных в других регионах, регистрация и учет несчастных случаев на производстве производится по месту расположения самой организации.

При отсутствии у организации вышестоящего федерального органа копии документов направляются лишь в Роструд. Рассылка документов производится за счет средств работодателя, у которого произошел несчастный случай. Сопроводительное письмо оформляется председателем комиссии по расследованию несчастного случая.

Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

Решения государственного инспектора по охране труда по вопросам рассмотрения разногласий результатов расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, руководителям Государственной инспекции труда по соответствующей территории, главному государственному инспектору РФ по охране труда и (или) в судебном порядке.